Великий Новгород
Об опыте работы Новгородской области
по организации физического воспитания учащихся
Решение проблемы детского здоровья
требует создания эффективной системы управления
физическим развитием учащихся. В Новгородской
области данная система включает в себя:
оценку результатов работы
образовательных учреждений по физическому
воспитанию;
стимулирование деятельности
педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений по повышению уровня
физического развития и подготовленности
учащихся;
улучшение материально-технической
базы системы физического воспитания.
Вопросами организации физического
воспитания занимается Новгородское
региональное отделение
общественно-государственного
физкультурно-спортивного объединения «Юность
России». В ходе участия в смотре-конкурсе
муниципальные образования (города и районы
области) получают оценку своей деятельности в
области физического воспитания учащихся.
Комплексным мероприятием,
направленным на изучение результатов работы по
физическому воспитанию детей и молодежи,
является областной смотр-конкурс уровня
физического развития учащихся, положение о
котором утверждено постановлением
администрации области.
Условия организации и проведения
тестирования учащихся по уровню их физической
подготовленности
1. Руководитель образовательного
учреждения в начале учебного года издает приказ
об организации тестирования учащихся, которым
назначается комиссия по проведению тестирования
и составляется график проведения осеннего и
весеннего тестирования учащихся. В состав
комиссии входят: учителя (преподаватели)
физического воспитания, классные руководители
(воспитатели) класса (группы), медицинский
работник. Руководитель образовательного
учреждения возглавляет комиссию и несет
ответственность за достоверность результатов и
правильное оформление отчетной документации.
2. Приказом по муниципальному органу
управления образованием создается
межведомственная комиссия.
Комиссия осуществляет контроль:
за проведением тестирования
физической подготовленности учащихся в
образовательных учреждениях;
за достоверностью результатов
тестирования в классах и образовательных
учреждениях, имеющих средний уровень физической
подготовленности учащихся равный или выше
областного показателя, для установления
надбавки педагогам согласно положению о
стимулировании педагогических и руководящих
работников государственных и муниципальных
учреждений образования Новгородской области
(Приказ № 267 от 30.04.03 г.). В состав
межведомственной комиссии рекомендуется ввести
лучших педагогов, представителей органов
управления физической культурой и спортом,
военных комиссариатов, медицинского работника.
Возглавляет комиссию руководитель
муниципального органа управления образованием.
3. Тестирование проводится дважды в
течение учебного года по единым тестовым
упражнениям с участием всех учащихся в классе
(группе), отнесенных к основной медицинской
группе.
4. Определение уровня физической
подготовленности учащихся ведется по таблицам
оценки результатов «Президентские тесты» по
возрастам. Для определения уровня физической
подготовленности учащегося суммируется
количество баллов, набранных в шести видах
тестовых упражнений. Для определения среднего
уровня физической подготовленности класса
(группы) суммируются уровни физической
подготовленности учащихся класса (группы) и
делятся на количество учащихся в классе (группе),
принявших участие в тестировании (форма
протокола тестирования прилагается).
5. По итогам тестирования,
проведенного в сентябре-октябре, учителем
(преподавателем) физического воспитания
организуется индивидуальная работа с каждым
учащимся, направленная на совершенствование его
физической подготовленности.
6. По итогам повторного
тестирования, проведенного в апреле-мае, все
образовательные учреждения в установленный срок
направляют отчетную информацию в районные
оргкомитеты, которые затем передают ее в
областной оргкомитет.
7. Отчетная информация определяет
следующие показатели:
По классу (группе):
– количество учащихся в классе
(группе);
– количество учащихся, принявших участие в
тестировании;
– уровень физической подготовленности
каждого учащегося;
– средний уровень физической
подготовленности учащихся всего класса (группы).
По образовательному учреждению:
– количество учащихся, принявших
участие в тестировании;
– процент учащихся, принявших участие в
тестировании, от общего числа учащихся в
образовательном учреждении;
– средний уровень физической
подготовленности учащихся каждой параллели
классов (курсов) и всего образовательного
учреждения;
– лучший класс (группа) в каждой параллели
классов (курсов) (при отчете прилагаются
протоколы).
По району, городу, области, округу,
краю и республике:
– количество образовательных
учреждений, принявших участие в тестировании;
– % образовательных учреждений, принявших
участие в тестировании, от общего количества
образовательных учреждений;
– количество учащихся, принявших участие в
тестировании;
– % учащихся, принявших участие в
тестировании, от общего количества учащихся;
– средний уровень физической
подготовленности учащихся каждой параллели
классов (курсов) и всех образовательных
учреждений, принявших участие в тестировании;
– лучший класс (группа) в каждой параллели (при
отчете прилагаются протоколы);
– классы, средний уровень физической
подготовленности учащихся которых равен или
выше утвержденного для каждой параллели (при
отчете прилагаются протоколы).
Протокол тестирования физической
подготовленности учащихся
Оценка результатов работы по
физическому воспитанию учащихся
Муниципальные образования,
принимающие участие в смотре-конкурсе, ежегодно
до 1 июня представляют в администрацию области
информацию по соответствующей форме. Участники
смотра-конкурса оцениваются по критериям,
которые соответствуют механизму применения
оценок федеральной спортивно-оздоровительной
программы «Президентские состязания», нормам
Федерального закона от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской
Федерации» и отражают:
уровень физической подготовленности
учащихся 1–11 классов общеобразовательных
учреждений;
результаты участия сборных команд
учащихся муниципальных образований в областной
спартакиаде учащихся;
количество учащихся, принявших
участие в районных (городских) соревнованиях в
течение прошедшего учебного года;
количество учащихся, систематически
занимающихся в спортивных кружках и секциях;
финансовые затраты муниципальных
образований на приобретение спортивного
оборудования, инвентаря, проведение
спортивно-массовых мероприятий, методическое
обеспечение процесса физического воспитания
учащихся;
обеспеченность процесса физического
воспитания спортивными сооружениями.
Организацию, анализ и подведение
итогов тестирования осуществляют учителя
физической культуры, классные руководители,
медицинские работники во главе с руководителем
учреждения. Эффективность этой работы выше там,
где к оценке физических качеств учащихся
привлекается весь педагогический коллектив.
Единая технология выполнения тестовых
упражнений позволяет учащимся оценить свой
уровень физических возможностей, сопоставить
его с нормативным показателем, сравнить с
показателями других учащихся и увидеть динамику
своих результатов.
Большое значение имеет доступность
проведения тестовых испытаний, стимулирующих
двигательную активность детей, подростков и
молодежи, побуждающих к самостоятельным
занятиям при методической и практической помощи
со стороны педагогов.
По итогам тестирования, проводимого в
сентябре-октябре, учителем физической культуры
организуется индивидуальная работа с каждым
учащимся, направленная на совершенствование его
физической подготовленности. Эта работа
включает в себя:
разработку комплексов упражнений для
развития физических качеств по каждому виду
тестовых упражнений;
определение индивидуальной
дозировки на каждом самостоятельном занятии
учащегося и недельном цикле;
введение системы контроля за
самостоятельными занятиями учащихся (тетрадь
самоконтроля или дневник учащегося);
привлечение классных руководителей к
организации системы контроля за
самостоятельными занятиями учащихся;
организацию факультатива по
физической культуре для учащихся, имеющих низкий
результат в тестировании;
проведение, при необходимости,
ежемесячного контрольного тестирования.
По итогам тестирования, проводимого в
апреле-мае, все образовательные учреждения
направляют отчетную информацию по каждому
учащемуся, классу и образовательному учреждению
в районные (городские) оргкомитеты, которые
обобщают информацию и передают ее в областной
оргкомитет.
Комитетом образования области,
региональным отделением объединения «Юность
России» ежегодно ведется сравнительный анализ
состояния уровня физической подготовленности
учащихся и формируется база данных, полученных в
результате тестирования.
Вместе с тем, на сегодняшний день мы не
имели полной информации об условиях, влияющих на
состояние здоровья учащихся. Для решения этой
проблемы комитетом образования области
совместно с федеральным государственным
учреждением «Центром государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в
Новгородской области» утверждены критерии и
показатели оценки экологической обстановки в
общеобразовательных учреждениях, которые
позволяют составить рейтинг городов и районов, а
также обосновать управленческие решения,
направленные на улучшение среды обитания
учащихся.
В настоящее время комитет образования
области проводит работу с комитетом по охране
здоровья населения области по разработке
критериев и показателей оценки уровня
физического здоровья учащихся и студентов
образовательных учреждений Новгородской
области.
Стимулирование деятельности
педагогических коллективов по повышению уровня
физического развития учащихся
Комитетом образования области и
региональным отделением объединения «Юность
России» разработано и утверждено Положение о
стимулировании творческой (методической,
исследовательской) деятельности и особых
достижений в профессиональной деятельности
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных учреждений
образования Новгородской области.
Согласно положению учителя физической
культуры общеобразовательных учреждений
получают надбавку к заработной плате за особые
достижения в профессиональной деятельности в
размере 20% за каждый класс, имеющий результат
уровня физической подготовленности учащихся по
итогам весеннего тестирования, равный или
превышающий установленный комитетом
образования области.
Директора, учителя физической
культуры и классные руководители
общеобразовательных учреждений получают
надбавку, если результат уровня физической
подготовленности учащихся всего
общеобразовательного учреждения равен или выше
показателя, установленного комитетом. При
установлении надбавок учитывается вклад каждого
педагога в достижение результата.
Для подтверждения достоверности
результатов тестирования в классах и
образовательных учреждениях создаются
независимые комиссии при органах управления
образования городов и районов области.
Основной задачей в деятельности
независимых комиссий является оказание
практической помощи педагогическим коллективам
образовательных учреждений в организации и
проведении тестирования физической
подготовленности учащихся.
Кроме надбавок за высокий уровень
физической подготовленности, учителя физической
культуры, руководители и преподаватели
физического воспитания учреждений начального
профессионального образования,
тренеры-преподаватели, педагоги дополнительного
образования и руководители образовательных
учреждений Новгородской области получают
надбавки:
за подготовку победителей, призеров
областных и всероссийских соревнований;
за 1–3 места, занятые педагогами в
профессиональных конкурсах областного и
всероссийского уровней.
Результатом всей проводимой работы,
грамотных управленческих решений является то,
что на протяжении четырех лет в Новгородской
области фиксируется положительная динамика
физической подготовленности учащихся.
Мы предлагаем
1. Разработать и внедрить механизм
оценки деятельности органов законодательной и
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по организации физического воспитания
детей и молодежи на основе системы критериев и
показателей, отражающих уровень физической
подготовленности учащихся.
2. Обеспечить открытость информации об
уровне физической подготовленности учащихся в
субъектах Российской Федерации путем
опубликования ежегодно рейтинга территорий в
средствах массовой информации.
3. Определить порядок предоставления
информации об уровне физического развития
учащихся субъектами Российской Федерации,
предполагающий ее визирование руководителями
субъектов Российской Федерации.
Заместитель председателя
Новгородского регионального отделения
ОГ ФСО «Юность России»
Сергей Михайлович РЯЗАНОВ |