Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2005

IV ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

 

Способы фиксации двигательной активности

Культурные способы фиксации в таком учебном предмете, как физическая культура, обычно сводятся к фиксированию отсутствия-присутствия учащегося на уроке или к выполнению им тех или иных нормативов. И очень редко, когда такие способы и приемы, как фиксации, активно используются учителем как рабочий материал. Зачастую трудно понять, каковы результаты работы учителя на одном отдельно взятом уроке физической культуры, чего достигли (чему научились) за это время ученики? Если о работе учителя можно говорить, например, анализируя план или конспект урока, то о результатах двигательной активности учащихся за данный отрезок времени судить обычно практически невозможно. Отзвенел звонок, ушел ребенок из зала, и все его успехи, находки, удачные моменты теперь обречены существовать только в его памяти. Конечно, учитель пытается что-то фиксировать по ходу урока, но это обычно носит эпизодический или случайный характер. Именно поэтому часто можно услышать: «А помнишь, на том уроке у тебя получилось...?» Ученик, да и учитель может помнить, а может и забыть.

Чтобы изменить эту ситуацию, мы решили найти способы работы учителя, которые позволяли бы как можно чаще и подробнее фиксировать двигательную деятельность ученика, сделать его достижения более реально видимыми, понятными, чтобы их можно было в дальнейшем сравнивать и анализировать.

Так появилась тема сегодняшнего мастер-класса: «Способы фиксации двигательной активности на уроках физической культуры».

А нужно ли это учителю?

Предлагаемые нами способы позволяют педагогу обсуждать с каждым учеником индивидуальное продвижение в предмете конкретно, объективно и адресно. Ученик при этом не только чувствует внимание к себе и своим успехам, но и учится доверять учителю и той информации, которую они обсуждают. Кроме того, фиксация собственной двигательной активности, как правило, очень нравится детям, и они делают это с удовольствием.

Пиктограммы

Очень интересен и увлекателен для детей любого школьного возраста такой способ фиксации, как «Пиктограмма». Мы часто просим изобразить свое любимое упражнение в виде нарисованного человечка, выполняющего его. С помощью пиктограммы можно предлагать комплексы упражнений друг для друга, планировать как разминку, так и отдельные части урока, а иногда и весь урок. Это очень увлекательное занятие, а главное – быстро, весело, удобно и часто... смешно. При использовании пиктограмм появляется и интерес к самому уроку. Подробнее об использовании пиктограмм можно узнать из моей статьи, опубликованной в № 19, 2004 г.

Круговые тренировки по... выбору

Понятие «круговая тренировка» не ново. Выполняемые упражнения расположены по так называемым станциям «круга». Время их выполнения на каждой станции одинаково, и время отдыха между упражнениями тоже. «Кругов» может быть выполнено два-три и т.д. Но характер действия всегда один и тот же: определенное время работы чередуется с определенным временем отдыха.

Обычно схему «круга» и подбор упражнений продумывает и готовит к уроку заранее сам учитель, а учащимся остается только следовать указаниям учителя и добросовестно выполнять предложенные учителем упражнения.

Мы же изменили систему подхода к подготовке «круговой тренировки», переориентировав задачу педагога: учитель создает условия для того, чтобы ученики сами выбирали упражнения и методически грамотно расставляли их в тренировочный круг.

При этом дети получают неоценимую возможность стать творцами своей тренировки на уроке, а также непроизвольно повышается позитивный рабочий настрой и мотивация на выполнение упражнений. Одновременно возрастает и ответственность учеников за качество исполнения упражнений, так как подобрали и планировали «круг» они сами.

В то же время, учитель получает ценную информацию о своих учениках:

– Какие упражнения выбрали учащиеся?
– Правильно ли с позиции предмета расположили их в «круге»?
– Как ученики общаются, договариваются в процессе выбора?
– Как аргументируют свой тот или иной выбор?
– Как отстаивают свою точку зрения?

Какие варианты самостоятельности можно вводить?

«Круг» не обязательно должен состоять из множества упражнений, 5–6 упражнений вполне достаточно. «Кругов» одномоментно в зале может быть сколько угодно – всем найдется место. Иногда ребята хотят работать вдвоем, втроем, в командах по пять-шесть человек или поодиночке. И это вполне можно разрешать в условиях урока.

Любой школьник (или созданная по желанию детей группа) имеет право составить свой круг из 5–6 упражнений: процесс «круговой тренировки» будет запущен для всех один и тот же (период работы сменяет период отдыха). Это позволяет разным группам работать одновременно, не мешая друг другу. Иногда очень интересно и полезно дать возможность составить тренировочный круг каждому ребенку для себя. Такая работа позволяет выявить предметные умения каждого ученика.

Как зафиксировать результаты индивидуальных круговых тренировок?

В нашем спортивном зале всегда есть запас чистых листов бумаги и ручек, чтобы дети могли записать все, что необходимо по ходу урока. Ребенок сначала на листе рисует схему собственной круговой тренировки и расставляет упражнения в нужном порядке. В результате создается письменная схема и план занятия, который легко можно обсуждать, анализировать и корректировать. Для учителя это бесценный материал: зафиксированный результат работы учащихся. В дальнейшем к нему можно возвращаться при обсуждениях с учениками. Вот так эти схемы выглядят:

Таблица соответствия

Когда план-схема урочного задания построена, мотивация и настрой на работу созданы (самими учащимися!), наступает не менее интересный момент урока – реализация задуманной деятельности. И здесь есть смысл опять взять в руки лист и ручку и записать время предполагаемой работы, время отдыха и свои планы на урок – сколько кругов сегодня планируется выполнить. Точно так же планировать на листе бумаги может и группа учащихся, договариваясь и обсуждая все нюансы предстоящей круговой тренировки.

Чтобы такая исследовательская работа была проведена быстро и четко и не отнимала много времени на уроке, лучше заранее подготовить для учащихся листы с табличкой следующего содержания.

Практика показывает, что такая таблица годится для всех видов двигательной деятельности, потому что она основана на том, что надо сначала написать «прогноз» своего результата, а потом, после выполнения задуманной работы, записать реальный полученный результат. После этого дети имеют возможность сопоставить собственные представления о себе с той реальностью, которая есть.

Вот один из примеров заполненной таблицы.

А теперь более подробно рассмотрим, как пользоваться ей во время работы.

Табличка с ручкой есть у каждого ученика. Каждый ученик рисует пиктограмму планируемого упражнения в графе «содержание». (Мы уже выяснили, что пиктограмма – это быстро.) Далее в графе «прогноз» записывается количество упражнений, которое предполагает выполнить ученик за оговоренный в классе промежуток времени (например, за тридцать секунд). По сигналу все начинают выполнять запланированное упражнение, одновременно считая, сколько упражнений выполнено.

Во время промежутка «отдых» (также оговоренного заранее) ученики фиксируют в графе «результат» реальное количество выполненных упражнений и вносят в таблицу следующее упражнение и предполагаемый «прогноз» по нему. Так, шаг за шагом, заполняется таблица каждого ученика, набирается информация о себе из данных прогноза (предполагаемого результата) и результата, полученного во время двигательной работы. Ученику очень важно проверить и уточнить представление о себе. Обычно дети работают активно, добросовестно, с азартом, что и дает эффект качественной работы, в удовольствие, с мотивацией к последующей пробе собственных двигательных возможностей.

Понятно, что количество выполненных учеником упражнений может не совпадать с числом, обозначенным в графе «прогноз». Это и будет темой для вопросов к себе и материалом для обсуждения с учителем.

Графики настроения

Уверена, что каждому учителю хотелось бы получить обратную связь от ученика. Это здорово, когда, уходя с урока, ученик говорит тебе спасибо. Но не все и не всегда. А как сделать так, чтобы каждый оставил частичку своего отклика на наш урок? Для этого мы предлагаем, как один из способов аналитической фиксации на уроке физкультуры, рассмотреть самый простейший – составление всевозможных графиков. График легко строится, он информативен, быстро читается. Обычно на одной его оси фиксируются всевозможные содержательные части или моменты, выделенные во время прохождения урока, например: объяснение, разминка, работа с упражнением, игры, эстафеты, индивидуальная или групповая работа, рефлексия и т. д. (части урока всегда различны, но одинаковы для всех учащихся данного урока). А вот отклик на них у каждого ученика свой. Поэтому по другой оси каждый урок могут отслеживаться совершенно разные параметры (в зависимости от того, какая информация нужнее учителю): двигательная активность, настроение, комфортность на уроке, успешность в деятельности, самочувствие, психические и эмоциональные состояния и многое другое. По этой оси для разных параметров можно использовать и разную шкалу, в разных градациях или единицах измерения: в баллах, процентах, частях, соотношениях.

Тогда уходя с урока, ученик, отдавая свой график, передает учителю впечатления от проделанной им работы. Для учителя это ценный аналитический материал. Можно попросить учеников написать пожелания, дети обычно охотно пишут очень добрые и теплые слова, когда чувствуют, что учителю не безразлично, как прошел урок.

Так выглядит простейший способ аналитической фиксации – график.

Пожелание: Все понравилось. Очень хочется играть больше. Спасибо.

Чтобы заниматься со смыслом

В заключение хочется еще раз сказать, что подобная несложная работа, как всевозможная фиксация двигательной активности на уроках физической культуры, не только вносит разнообразие и активизирует работу на двигательных уроках, но и делает их осмысленными, аналитическими, когнитивными, приучает думать, планировать, исследовать, повышает интерес к себе самому, к своей деятельности и к своим возможностям.

Ребята быстро привыкают к таким способам работы. И, наверно, это правильно, потому что физкультура – это не только ноги, руки, бег, прыжки, но и осознанная работа с собой, использование умственных способностей для своего физического развития. А для этого нужно не так уж много: всего лишь оснастить зал досками и мелом, иметь запас чистых листов бумаги, ручки, карандаши и фломастеры в свободном доступе и, конечно, искреннее желание самого учителя включать подобные способы работы в образовательный процесс такого интересного учебного предмета, как культура физическая.

Лариса БЫЧКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru