Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2005

ШКОЛА
 

Для тех, кому труднее, чем остальным,
или Физкультура в коррекционной школе

Коррекционные школы разных видов требуют особого внимания со стороны преподавателей физической культуры. С одной стороны, дети, которые учатся там, имеют различные физиологические дефекты, при которых обычные уроки физкультуры невозможны. С другой стороны, именно этим детям необходима физическая нагрузка, адекватная их заболеваниям, дающая шанс противостоять недугу. О подходах, используемых в спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе в Муниципальной специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида в поселке Кулотино (Новгородская область, Окуловский район), рассказывает учитель физической культуры Александр Макаров.

Работая в Кулотинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате вот уже более 10 лет, я особое место отвожу двум направлениям в работе. Первое – это спортивно-массовое; второе – физкультурно-оздоровительное.

Передо мной, как и перед каждым учителем физической культуры коррекционной школы, стоят следующие задачи:

  • укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
  • развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
  • воспитание и развитие организаторских навыков у школьников;
  • организация активного отдыха учащихся;
  • формирование у учащихся потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В содержание спортивно-массовой работы входит как материал учебной программы по физической культуре, так и материал, не включенный в программу. Это игры так называемой «Империи игр». «Империя игр» – это широкий спектр народных, подвижных и спортивных игр.

Каким же образом строится спортивно-массовая работа в нашем учреждении? К началу нового учебного года разрабатывается и утверждается положение о круглогодичной спартакиаде школьников. Перечислю, какие виды входили в разные годы в программу спартакиады:

  1. Легкоатлетический кросс.
  2. Легкоатлетическое двоеборье (прыжок в длину с разбега и метание мяча).
  3. Дартс.
  4. Кегельбан.
  5. Настольный теннис.
  6. Шашки.
  7. Городки.
  8. Меморина.
  9. Колесо ОБЖ.
  10. Бабки.
  11. Футбол.

Схема проведения спартакиады такова, что каждые 1,5 месяца проводится один вид. После каждого вида составляется рейтинг-лист на участников. Система определения мест – по наименьшей сумме в каждом виде программы. На протяжении трех лет в школе был организован конкурс на самый спортивный класс.

Итоги всей спартакиады и конкурса подводятся на заключительной, майской школьной линейке. Победители спартакиады в личном зачете награждаются грамотами и ценными подарками, а победители конкурса «Самый спортивный класс» – экскурсией или походом на природу.

Спартакиадное движение охватывает только учащихся 4–11-х классов. Младшие же школьники принимают участие в соревнованиях по эстафетам «Веселые старты». Соревнуемся с младшими школьниками Кулотинской средней школы, с подготовительной группой детского сада.

Спортивно-массовая работа не заканчивается проведением спартакиады. Двери спортивного зала, который, к сожалению, очень маленький (6-9 м), всегда открыты. На переменах школьники могут принять участие в соревнованиях «Забавные конкурсы». Здесь я предлагаю посоревноваться в следующем:

  1. Прыжки на скакалке со счетчиком (за 30 секунд).
  2. Крокет.
  3. Самокрутка.
  4. Веселый ниндзя.
  5. Стрельба из пневматического пистолета.
  6. Футбольное жонглирование.
  7. Летающая тарелка.
  8. Кольцеброс.
  9. Стрельба из лука и арбалета.
  10. Настольные игры (хоккей и футбол).
  11. Стрельба из духового ружья.

Каждый желающий может принять участие в любом виде данной программы. Уже более 5 лет в школе действует коллектив физкультуры. В основном учащиеся привлекаются к судейству школьных соревнований.

Не остаемся мы в стороне и от участия в некоторых спартакиадных видах в рамках круглогодичной спартакиады учащихся общеобразовательных школ Окуловского района. Считаю, такое наше участие приносит больше пользы для адаптации учащихся в социальной среде. Появляется желание доказать, что мы можем соревноваться на равных с общеобразовательными школами. Участвуем в соревнованиях:

  1. Легкоатлетический кросс.
  2. Настольный теннис.
  3. Многоборье.
  4. Легкая атлетика.
  5. Лыжные гонки.

Основной упор в этих соревнованиях делаем на настольный теннис, и небезуспешно. На протяжении последних трех лет стабильно входим в состав районной сборной для участия в областных соревнованиях. Являемся четырехкратными победителями Юношеских игр по настольному теннису, которые проводились под эгидой Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту.

В школе действуют две секции. Первая – ОФП, в которой учащиеся занимаются различными видами спорта, от футбола до городков. Вторая – это секция настольного тенниса. Спортсмены-теннисисты имеют возможность принимать участие более чем в 30 турнирах за сезон. На базе школы проходят этапы кубка поселка Кулотино по настольному теннису. Выезжаем на матчевые встречи в Боровичи, Валдай, Малую Вишеру. При подготовке к главному старту сезона (районным соревнованиям) проводим еженедельные рейтинговые турниры.

Два последних года в школе работает спортивный клуб для молодых инвалидов «Альтернатива-2». В школе-интернате на данный момент насчитывается более двух десятков детей-инвалидов. Работая в тесном контакте с районным обществом инвалидов, достигаем положительных результатов. Дважды выпускники нашей школы принимали участие в областном слете молодых инвалидов Новгородской области, и два раза мы оказывались на высоте. В 2002 году сборная района заняла первое место, в этом году – третье.

В 2003 году школа принимала участие в конкурсе социально значимых проектов «Малая Родина». Конкурс проводился Валдайским Центром общественного развития. Наш проект «истоков здоровья» стал бронзовым призером, что позволило укрепить спортивную материальную базу на 32 тысячи рублей.

Принимаем участие и в соревнованиях, которые проводит спортивный комитет района. В основном это традиционная эстафета к 9 мая и соревнования по гиревому спорту.

Физкультурно-оздоровительная работа строится в тесном взаимодействии с врачом школы. Медицинские осмотры учащихся проводятся два раза в год. Выявляем и составляем списки учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе. Работает факультатив по ЛФК. Проводятся соревнования для ослабленных детей. Заполняются карты индивидуального развития.

Таким образом, на сегодняшний день в Муниципальной специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате сложилась четкая, динамично развивающаяся система спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Из года в год мы осваиваем новые спортивные горизонты, добиваемся определенных успехов. Сейчас разрабатываем положение о проведении на базе нашей школы областного турнира по настольному теннису среди коррекционных школ.

Александр МАКАРОВ

 

Рейтинг@Mail.ru