Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2005

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
 

Базовые средства двигательной деятельности

Особое внимание вызывает программа Любови Ивановны Степановой «Физическая культура с элементами туризма и спортивного ориентирования. V–IX классы» – она может быть применена в школах, в которых спортивный зал отсутствует или недостаточно оснащен спортивным оборудованием и инвентарем. Любовь Ивановна начала разработку программы в средней общеобразовательной школе (СОШ) № 33 Великого Новгорода и апробировала ее на трех специализированных физкультурно-оздоровительных классах. Дальнейшая апробация программы осуществлялась в СОШ № 20 (школа не имеет спортивного зала). В настоящее время программа по физической культуре с элементами туризма и спортивного ориентирования используется для проведения уроков физкультуры в СОШ № 23 Великого Новгорода. Сегодня мы публикуем одну из глав этой программы.

5 класс

Основы знаний:

  • Правила техники безопасности на занятиях физической культурой.
  • Сущность девиза «Один за всех и все за одного!»
  • В чем сила командной игры?
  • Гигиена занятий по плаванию; личная гигиена юного пловца.
  • Правила выполнения заданий по гимнастике дома.
  • Туризм – средство познания красоты природы.
  • Спортивное ориентирование и карта.
  • Организация похода (комплектование группы, организация, выбор и разработка маршрута).
  • Медицинское обеспечение туристических походов, оказание первой медицинской помощи в полевых условиях.
  • Режим дня. Гигиена сна, питания, труда, отдыха, личная гигиена при занятиях физическими упражнениями.
  • Правила составления комплекса утренней гимнастики.

Общая физическая подготовка:

  1. Скоростной бег, бег 30 м со старта.
  2. Эстафетный бег.
  3. Передача эстафетной палочки на высокой скорости.
  4. Бег с переменной скоростью 2000 м.
  5. Метание малого мяча на дальность с разбега в цель из положения лежа.
  6. Преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий.
  7. Длительный бег, круговая тренировка.
  8. Прыжки со скакалкой, многоскоки.
  9. Челночный бег.
  10. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы к себе, ноги врозь.
  11. Силовые упражнения.
  12. Подтягивание на высокой и низкой перекладине.
  13. Поднимание и опускание туловища из исходного положения – лежа, на спине, руки за головой.
  14. Кроссовая подготовка по пересеченной местности, бег в чередовании с ходьбой.
  15. Комплексы общеразвивающих упражнений силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы.

Подвижные игры для повышения общей физической подготовленности:

«Ловцы», «Чехарда потоком», «Ритмическая эстафета», «Бег с обручем», «Туннель», эстафета «Пингвинов», бег «Раков», «Передал – садись», «Сороконожки», «Быстро по местам», «Два и три», «Соловушка», «Догони свою пару», встречные старты, «Собери флажки!», «Кто быстрее?», «Лягушки и цапля», «Медведи и пчелы», «Будь внимательным», «Брось выше», «Два огня».

Туризм и спортивное ориентирование:

  1. Спортивная карта и топографическая подготовка ориентировщика.
  2. Бег азимутом с компасом и картой.
  3. Развитие чувства перемещения в пространстве по закрытой местности.
  4. Упражнения на развитие «Памяти карты» и прогнозирование маршрута взятия КП.
  5. Кроссовая подготовка по пересеченной местности; упражнения на развитие выносливости.
  6. Различные способы определения расстояния на местности.
  7. Устройство бивака и проживание в полевых условиях.
  8. Вязка узлов.
  9. Изучение правил соревнований по спортивному ориентированию.
  10. Учебные соревнования, поход-кросс.
  11. Изучение сторон горизонта и их определение по местным приметам.
  12. Легенды КП, привязки.
  13. Психологические игры.
  14. Развитие восприятия, наблюдательности, чувства пространства и времени.
  15. Учебная полоса препятствий.

6 класс

Основы знаний:

  • Правила техники безопасности на занятиях физической культурой.
  • Знание педагогической направленности разучиваемых движений и упражнений на развитие основных физических качеств.
  • Знание специальной терминологии по видам спорта.
  • Знание комплексов физических упражнений направленного воздействия.
  • Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований.
  • Понятие теста. Способы контроля интенсивности нагрузки.
  • Обеспечение безопасности, охрана природы.
  • Гигиена и самоконтроль туриста.
  • Питание в походе.
  • Лекарственные травы, походная аптечка.
  • Лыжный туризм и его особенности.

Общая физическая подготовка:

  1. Скоростной бег, бег 30 м со старта.
  2. Эстафетный бег.
  3. Передача эстафетной палочки на высокой скорости.
  4. Бег с переменной скоростью 2000 м.
  5. Метание малого мяча на дальность с разбега в цель из положения лежа.
  6. Преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий.
  7. Длительный бег, круговая тренировка.
  8. Прыжки со скакалкой, многоскоки.
  9. Челночный бег.
  10. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы к себе, ноги врозь.
  11. Силовые упражнения.
  12. Подтягивание на высокой и низкой перекладине.
  13. Поднимание и опускание туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой.
  14. Кроссовая подготовка по пересеченной местности, бег в чередовании с ходьбой.
  15. Комплексы общеразвивающих упражнений силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы.

Подвижные игры для повышения общей физической подготовленности:

«Бег по шпалам», «Вызов номеров», «Вверх-вниз», «Возьми булаву», «Челнок с набивным мячом», «Встречная эстафета с брусками», «Всадник», «Рывок за мячом», «Вьюны», «Переноска раненых», «Скачки лягушек», «Регби с набивным мячом», «Десять передач», «Мяч в центр», «Перестрелка», «Догони свою пару».

Туризм и спортивное ориентирование:

  1. Спортивная карта и топографическая подготовка ориентировщика.
  2. Бег по азимуту с компасом и картой.
  3. Развитие чувства перемещения в пространстве по закрытой местности.
  4. Упражнения на развитие «Памяти карты» и прогнозирование маршрута взятия КП.
  5. Кроссовая подготовка по пересеченной местности; упражнения на развитие выносливости.
  6. Различные способы определения расстояний на местности.
  7. Устройство бивака и проживание в полевых условиях.
  8. Вязка узлов.
  9. Изучение правил соревнований по спортивному ориентированию.
  10. Учебные соревнования, поход-кросс.
  11. Изучение сторон горизонта и их определение по местным приметам.
  12. Легенды КП, привязки.
  13. Психологические игры.
  14. Развитие восприятия, наблюдательности, чувства пространства и времени.
  15. Учебная полоса препятствий.

Подвижные игры с элементами ориентирования:

«Найди слово», «За кладом», «С компасом и картой», «Как далеко брошен предмет?», «Определение высоты с помощью двух палочек», «Пережигание веревки», «Кто раньше зажжет огонь?», «Сварите обед», «Булавы по кругу», «С кочки на кочку», «Вверх по откосу», «Уложи рюкзак», «Состязания по доставке раненых», «Сигнальная эстафета с рисованием», «Словесная эстафета».

7 класс

Основы знаний:

  • Влияние физических упражнений на основные системы организма.
  • Понятие образа жизни, его составляющие.
  • Физическая ответственность – средство сохранения здоровья.
  • Средства и методы сохранения здоровья.
  • Осанка, от чего она зависит, основные правила и способы профилактики нарушения осанки; рациональное положение тела.
  • Комплексы корригирующих упражнений.
  • Травмы, ушибы и различные виды ран; оказание первой помощи при травмах и кровотечении.
  • Зимние Олимпийские игры (история и современность).
  • История возникновения и развития спортивного ориентирования.

Общая физическая подготовка:

  1. Скоростной бег, бег 30 м со старта.
  2. Эстафетный бег.
  3. Передача эстафетной палочки на высокой скорости.
  4. Бег с переменной скоростью 2000 м.
  5. Метание малого мяча на дальность с разбега в цель из положения лежа.
  6. Преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий.
  7. Прыжки в длину с места и разбега.
  8. Прыжки со скакалкой.
  9. Длительный бег, круговая тренировка.
  10. Челночный бег.
  11. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сев ноги врозь.
  12. Метание мяча на дальность, в цель.
  13. Подтягивание на высокой и низкой перекладине.
  14. Поднимание и опускание туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой.
  15. Бег по слабопересеченной местности.
  16. Бег в чередовании с ходьбой.
  17. Комплексы общеразвивающих упражнений силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы.
  18. Многоскоки.
  19. Силовые упражнения.
  20. Бег 60 м на результат.
  21. Бег по прямым и с поворотами.
  22. Повторный бег с равномерной скоростью в режиме большой интенсивности на отрезках 200, 400 м.
  23. Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности.
  24. Бег с низкого старта в гору.
  25. Комплексы упражнений на развитие гибкости и подвижности суставов, позвоночника.
  26. Упражнения на сосредоточение и расслабление в чередовании с упражнениями на силу и скоростно-силовые качества; координирующие упражнения, направленные на коррекцию позвоночника, мышечного корсета, свода стопы.
  27. Строевая подготовка.

Спортивная лапта:

  1. Ознакомление и разбор правил игры.
  2. Выполнение удара по мячу с подбрасыванием.
  3. Выполнение перебежки.
  4. Тактические действия игроков.
  5. Учебные соревнования.

Туризм и спортивное ориентирование:

  1. Приемы ориентирования.
  2. Бег по слабопересеченной местности с картой.
  3. Круговая тренировка на улице.
  4. Упражнения на растяжение и расслабление.
  5. Соревнования и тренировочные старты по ориентированию.
  6. Кроссовый бег до 10 км.
  7. Комплекс упражнений для совершенствования техники бега.
  8. Комплекс упражнений на развитие быстроты.
  9. Техника отметки на КП.
  10. Выполнение движения по азимуту.
  11. Чтение карты на бегу.
  12. Выбор общего тактического плана прохождения дистанции.
  13. Волевая подготовка.
  14. Выполнение бега по памяти.

8 класс

Основы знаний:

  • Профилактические приемы снятия утомления. Средства восстановления.
  • Развитие волевых и нравственных качеств в процессе занятий физической культурой и спортом.
  • Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
  • Основы методики развития физических качеств. Какими средствами развивается быстрота? Определение степени развития быстроты.
  • Ведение дневника физкультурного самоконтроля, анализ данных.
  • Составление комплексов упражнений для развития физических качеств.
  • Спортивное ориентирование как средство физического воспитания, оздоровления, закаливания. Эмоциональность, связь с природой.
  • Виды и способы проведения соревнований. Положение о соревнованиях.
  • Действия участников в аварийной ситуации. Основы безопасности.
  • Анализ выступления представителей местной федерации ориентирования на соревнованиях городского, областного, всероссийского масштаба.
  • Виды спортивных соревнований по туризму.

Общая физическая подготовка:

  1. Скоростной бег, бег 30 м со старта.
  2. Эстафетный бег.
  3. Передача эстафетной палочки на высокой скорости.
  4. Бег с переменной скоростью 2000 м.
  5. Метание малого мяча на дальность с разбега, в цель из положения лежа.
  6. Преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий.
  7. Прыжки в длину с места и разбега.
  8. Прыжки со скакалкой.
  9. Длительный бег, круговая тренировка.
  10. Челночный бег.
  11. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сед ноги врозь.
  12. Метание мяча на дальность, в цель.
  13. Подтягивание на высокой и низкой перекладине.
  14. Поднимание и опускание туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой.
  15. Бег по слабопересеченной местности.
  16. Бег в чередовании с ходьбой.
  17. Комплексы общеразвивающих упражнений силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы.
  18. Многоскоки.
  19. Силовые упражнения.
  20. Бег 60 м на результат.
  21. Бег по прямым и с поворотами.
  22. Бег с равномерной скоростью в режиме большой интенсивности на отрезках 200, 400 м.
  23. Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности.
  24. Бег с низкого старта в гору.
  25. Комплексы упражнений на развитие гибкости и подвижности суставов, позвоночника.
  26. Упражнения на сосредоточение и расслабление в чередовании с упражнениями на силу и скоростно-силовые качества; координирующие упражнения, направленные на коррекцию позвоночника, мышечного корсета, свода стопы.
  27. Строевая подготовка.

Спортивная лапта:

  • Ознакомление с правилами игры.
  • Выполнение удара по мячу с подбрасыванием.
  • Выполнение перебежки.
  • Тактические действия игроков.
  • Учебные соревнования.

Туризм и спортивное ориентирование:

  1. Техника бега по пересеченной местности.
  2. Запоминание карты.
  3. Выполнение движения по азимуту.
  4. Чтение карты на бегу.
  5. Уход с КП.
  6. Выбор вариантов на дистанции, реализация.
  7. Частные тактические задачи.
  8. Психологическая самоподготовка к старту. Воспитание воли и регулирование эмоций.
  9. Круговая тренировка «На тренировочном круге».
  10. Комплекс упражнений на развитие прыгучести.
  11. Силовой комплекс ориентировщика.
  12. Комплекс упражнений для совершенствования техники бега.
  13. Фартлек – игра скоростей.
  14. Упражнения на растяжение и расслабление.
  15. Подвижные игры с элементами ориентирования.
  16. Основы туристской подготовки.
  17. Индивидуальная страховочная система.
  18. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
  19. Судейская практика.
  20. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке.
  21. Участие в соревнованиях.

9 класс

Основы знаний:

  • Здоровый образ жизни – одна из основных ценностных ориентаций.
  • Основные факторы, влияющие на индивидуальный выбор стиля здорового образа жизни.
  • Нетрадиционные формы физической культуры как средства совершенствования функциональных возможностей организма.
  • Что значит быть выносливым? Какими средствами развивается выносливость? Определение степени развития выносливости.
  • Ведение дневника самоконтроля.
  • Понятие о спортивной тренировке. Средства, основные методы, формы организации занятий спортивной тренировки.
  • Международная федерация ориентирования и ее деятельность.
  • Методы анализа результатов тренировок и соревнований по спортивному ориентированию.
  • Развитие основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости, подвижности в суставах, равновесия, координации движений, произвольного расслабления.
  • Организация и планирование индивидуальных (самостоятельных) тренировок по ОФП.
  • Тактика прохождения дистанций в различных видах соревнований по ориентированию.
  • Формы участия в охране природы. Воспитательное и эстетическое значение памятников истории и культуры.
  • Страховка и самостраховка в туристической подготовке.
  • История развития, представления отдельных видов спорта.
  • Питание спортсмена-ориентировщика.

Общая физическая подготовка:

  1. Скоростной бег, бег 30 м со старта.
  2. Эстафетный бег.
  3. Передача эстафетной палочки на высокой скорости.
  4. Бег с переменной скоростью 200 м.
  5. Метание малого мяча на дальность с разбега, в цель из положения лежа.
  6. Преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий.
  7. Прыжки в длину с места и с разбега.
  8. Прыжки со скакалкой.
  9. Длительный бег, круговая тренировка.
  10. Челночный бег.
  11. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сед ноги врозь.
  12. Метание мяча на дальность, в цель.
  13. Подтягивание на высокой и низкой перекладине.
  14. Поднимание и опускание туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой.
  15. Бег по слабопересеченной местности.
  16. Бег в чередовании с ходьбой.
  17. Комплексы общеразвивающих упражнений силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы.
  18. Многоскоки.
  19. Силовые упражнения.
  20. Бег 60 м на результат.
  21. Бег по прямым и с поворотами.
  22. Повторный бег с равномерной скоростью в режиме большой интенсивности на отрезках 200, 400 м.
  23. Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности.
  24. Бег с низкого старта в гору.
  25. Комплексы упражнений на развитие гибкости и подвижности суставов, позвоночника.
  26. Упражнения на сосредоточение и расслабление в чередовании с упражнениями на силу и скоростно-силовые качества; координирующие упражнения, направленные на коррекцию позвоночника, мышечного корсета, свода стопы.
  27. Строевая подготовка.
  28. Круговая тренировка, бег с препятствиями и по пересеченной местности.

Спортивная лапта:

  1. Ознакомление и разбор правил игры.
  2. Выполнение удара по мячу с подбрасывания.
  3. Выполнение перебежки.
  4. Тактические действия игроков.
  5. Учебные соревнования.

Туризм и спортивное ориентирование:

  1. Техника бега по пересеченной местности.
  2. 3апоминание карты.
  3. Выполнение движения по азимуту.
  4. Чтение карты на бегу.
  5. Уход с КП.
  6. Выбор вариантов на дистанции, реализация.
  7. Частные тактические задачи.
  8. Психологическая самоподготовка к старту. Воспитание воли и регулирование эмоций.
  9. Круговая тренировка «На тренировочном круге».
  10. Комплекс упражнений на развитие прыгучести.
  11. Силовой комплекс ориентировщика.
  12. Комплекс упражнений для совершенствования техники бега.
  13. Фартлек – игра скоростей.
  14. Упражнения на растяжение и расслабление.
  15. Подвижные игры с элементами ориентирования.
  16. Основы туристской подготовки.
  17. Индивидуальная страховочная система.
  18. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
  19. Судейская практика.
  20. Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке.
  21. Участие в соревнованиях.
  22. Аутогенная тренировка.
  23. Контрольное тестирование.

Любовь СТЕПАНОВА

 

Рейтинг@Mail.ru