Реформа образования:
какой ей быть?
«Перемены вместо уроков: что сулит очередная
реформа образования?» – такой была тема
пресс-конференции Председателя Комиссии
Московской городской думы по образованию
Е.А. Бунимовича, проходившая в конце марта
этого года в РИА «Новости».
В
течение последнего года, как отметил докладчик,
российское образование находится в ситуации,
когда информация и гласность не опережают
события, а идут вслед за ними, чего не было на всех
предыдущих этапах реформирования в этой области.
В результате по сути незамеченным осталось то,
что радикально изменился государственный подход
к образованию и государство на федеральном
уровне из образования полностью ушло.
Если Федеральный закон об образовании
от 1992 года, признанный, по оценке ЮНЕСКО, одним из
самых демократичных в мире, давал
государственные гарантии и учителям, и учащимся,
то теперь эта статья исключена полностью, как и
многие другие моменты, связанные с поддержкой
образования.
Одним из ключевых моментов, делающих
страну страной, подчеркнул Евгений Бунимович,
является именно образовательное пространство. C
одной стороны, мы говорим о построении вертикали
власти, а с другой – полностью отдаем решение
вопросов образования на усмотрение регионов.
Если Москва не боится такой ответственности и на
свои деньги финансирует отрасль, то большинство
других регионов такой возможности не имеют, а
теперь еще и лишились какой бы то ни было
законодательной защиты.
На федеральном уровне образование
перестало быть государственным приоритетом –
достаточно взглянуть на наш бюджет. А запросы по
его реформированию вполне реальные. Каким
образом и в какой степени государство сможет их
удовлетворить – от этого в конечном итоге и
будет зависеть будущее страны.
У нас, к сожалению, при разрешении
большинства вопросов чаще присутствуют две
радикально противоположные позиции: или все
оставить, как есть, или – полностью изменить. Но
образование не та область, где можно весь опыт
отбросить. Сказать, что в советской школе все
было замечательно, безусловно, нельзя. Но
несомненно то, что она имела и много достоинств.
Радикализм – общая болезнь нашего
общества – в образовании виден невооруженным
взглядом на всех направлениях. К примеру,
учебники, которых может быть до тридцати по
одному предмету, что для любой европейской
страны просто недопустимо, а возможен и один – с
кратким курсом. Примерно то же самое, отметил
Евгений Бунимович, происходит и с Единым
государственным экзаменом: одни считают, что он
не годится, другие думают, что с его помощью мы
решим все проблемы. Этого не может быть. Почти
пятнадцать лет мы не можем принять стандарты
образования, потому что забываем, что это, прежде
всего, рабочий документ, и смотрим на него как на
что-то вечное и незыблемое. Но ведь все эти годы
школы работают! А значит, стандарты существуют!
Только все эти требования дня идут намного
впереди принятия наших законов, которые к тому же
исключают возможность внесения изменений в
рабочем порядке.
И до тех пор, пока отсутствует
нормальный, трезвый и, что самое важное, не
абсолютный взгляд на образование, поиск
компромисса, движение вперед будет все более
усложняться. Задача состоит в том, чтобы найти
разумное сочетание лучшего из опыта прошлого и
настоящего, с тем чтобы реформа обеспечила всей
нашей образовательной системе высокую
качественную ступень.
Но, к сожалению, как было справедливо
замечено, предложения по реформированию
образования, изложенные министром образования
на заседании правительства, вовсе не направлены
на поиск компромисса, а связаны по сути с
переводом образования в сферу услуг. И тогда
понятной становится идея сокращения в средней
школе количества обязательных уроков на 25
процентов и замены их платными по выбору тех, кто
способен платить.

Если таким образом предлагается
решить вопрос с перегрузкой наших школьников,
которая якобы существует по сравнению с
западными сверстниками, «иначе как цинизмом
голорыночной перестройки школы», по мнению
докладчика, это не назовешь. Что же касается
степени загруженности учащихся школ, то вопрос
не новый и не такой однозначный, а 25
процентов – цифра довольно условная. Если же к
оценке этого показателя подходить с точки зрения
того, не сколько, а как заниматься, то и десять
минут могут быть перегрузкой, если урок
неинтересен.
Но чем при этом обернется ситуация,
когда за стандарт платит государство, а за все
остальное – родители? Обернется грустным, а
именно, что уже с первого класса в школах будет
половина детей, которых причислят ко «второму
сорту». С каким ощущением жизни они выйдут из
школы?
«Основная школа не может не быть
бесплатной», – еще раз подчеркнул докладчик. Это
даже не должно обсуждаться. А вот сделать ее
более эффективной, в том числе и в плане
разгрузки, можно. Надо только потрудиться над
содержанием предметов, способных это
максимально обеспечивать. Нельзя считать
абсолютным, например, когда Министерство
здравоохранения расписывает, каким возрастным
группам сколько часов в день и чем надо
заниматься. Спортивные игры, например, сколько в
них ни играй, не могут являться дополнительной
нагрузкой. При интенсивном учебном процессе –
это отличная разгрузка, самая доступная
возможность дать отдых одним зонам организма,
включив в работу другие. Если происходит
наоборот и урок физкультуры становится мучением,
это означает только то, что предмет мы преподаем
неверно.
Что сегодня ограничивает физкультуру?
Во-первых, нехватка учителей, во-вторых,
поурочные рамки: положено три часа физкультуры в
неделю, значит, трем и быть. Но разве хуже, если
школа ежедневно сможет выделять этому предмету
урок? И пусть он будет не таким уж научным и
серьезным. Ребята – прекрасные организаторы, и
стоит им немного помочь, любую игру организуют
самым естественным образом. Физкультура – это та
область, где в принципе не должно быть никаких
стандартов.
В завершении своего выступления
Е.А. Бунимович сказал: «Нельзя забывать
главное: уровень всего нашего образования – это
всегда степень ответственности власти перед
обществом. Реформа, проведенная без обсуждения,
безответственна и провальна».
Подводя итоги сказанному на
пресс-конференции, хочется подчеркнуть, что
образование – это возможность для ребенка,
подростка не просто расширить свои знания, но и
подняться на более высокий общественный уровень.
Более того, вложениями в образование наших детей
сегодня будет определяться эффективность
экономики страны завтра.
Валентина РЕПИНА
|