Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

 

О чем пишут в журнале "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"

Психологический анализ процесса адаптации учащихся к физическим нагрузкам в спортивно-ориентированном физическом воспитании

Авторы этой статьи (№ 4, 2004) к.п.н. Д.В. Фонарев, В.Л. Ложкин, Е.А. Панфилова пишут о том, что в уральском городе Чайковском с 2002 года была предпринята попытка перестройки традиционной системы физического воспитания и реализации спортивно-ориентированной направленности физических занятий.

Авторы статьи изучали взаимосвязь эмоциональных реакций, степень социально-психологических установок и состояние тревожности учащихся, занимающихся в новых социумах – учебно-тренировочных группах.

Было проведено социологическое исследование. В нем участвовало 75 человек.

На вопрос: «Ждете ли вы с нетерпением занятий по физической культуре?» – 62% опрошенных дали положительный ответ, 11% – отрицательный, 27% детей ответили: «не знаю». На вопрос: «С каким настроением вы приходите на уроки физической культуры?» 52% – с радостью, 40% – индифферентны, 8% – не хотят посещать занятия.

58% респондентов хотели бы развивать свои двигательные качества, 32% заинтересованы в повышении личных достижений.

77% опрошенных ответили, что имеют средний уровень физической подготовленности, 14%– высокий, 9% – низкий.

51% опрошенных понимают, что требует от них учитель.

38% – испытывают тягостное чувство по поводу выполнимости требований учителя, 11% – хотят сказать: «Перестань меня беспокоить, отвяжись!»

37% респондентов считают, что учитель проявляет недостаточное уважение к ним, 28% – считают, что учителю не хватает таких качеств, как жизнерадостность, работоспособность, честность, принятие обдуманных решений.

8% детей говорят, что учитель дает много команд, ругает за маленькие ошибки. Считают, что учитель должен быть спокойным и требовательным, добрым и не должен кричать на учеников.

При исследовании личностных аспектов выяснилось, что на уроках физической культуры не хватает радости (32% опрошенных), уверенности в себе (30%), внимательности, самостоятельности, спокойствия (25%), собранности (18%), общительности (10%), инициативности (4%) и 1% отметили отсутствие взаимопонимания.

Отношения «ученик – учитель» вызывают состояние тревожности в поведении испытуемых.

Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся младшего школьного возраста

В статье к.б.н. Л.Л. Головиной, к.п.н. Ю.А. Копылова, Л.В. Каверкиной (№ 4, 2004) рассказывается о модели самостоятельных занятий физической культурой (СЗФК) для учащихся начальной школы, разработанной ее авторами.

Целью СЗФК учащихся является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности.

Курс СЗФК включает следующие разделы теоретического, практического и контрольного учебного материала:

1) формирование представлений о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);
2) обучение правилам поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках, правилам проведения спортивных и оздоровительных упражнений – для зрения, осанки, укрепления стопы, дыхания, правилам оказания первой доврачебной помощи при царапинах и ссадинах, ушибах;
3) тренировка умения планировать занятия:
– постановка цели занятия, выбор необходимых физических упражнений (в соответствии с целью и задачами), продолжительность одного занятия, дозировка нагрузки при выполнении разных физических упражнений, средства контроля за состоянием организма (ЧСС, частота дыхания);
4) выполнение доступных, в зависимости от возраста и степени подготовленности, физических упражнений для развития двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств;
5) подготовка места проведения занятий (подбор необходимого инвентаря, выбор места занятия);
6) проведение занятия физическими упражнениями (выполнение разминки, основной части урока, бег, общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры), заключительной части занятия;
7) выполнение гимнастических мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, дыхательных упражнений, физкультминуток).

О чем пишут в журнале "Детский тренер"

Физическая подготовленность вратарей различной квалификации

Авторы данной статьи, опубликованной в № 5, 2004, д.п.н., проф. В.Я. Игнатьева и Е.О. Надеждин проводили сравнительный анализ игроков сборной команды России по 11 тестовым показателям полевых игроков и вратарей. Определили, что полевые игроки незначительно превосходят вратарей в метании мяча массой 1 кг правой рукой, в скорости бега на 30 м. В скоростной выносливости вратари значительно уступают полевым игрокам. Сравнение показателей подготовленности юных вратарей 16–17 лет свидетельствует о том, что силовая и скоростно-силовая подготовка у них хуже, чем у полевых игроков.

По всем данным, в процессе подготовки вратарей в СДЮШОР недостаточно применяются средства, воспитывающие силовые и скоростно-силовые качества. Специальные тестовые задания с бегом по дистанции не совсем корректно характеризуют быстроту вратарей. Авторы статьи делают вывод, что в СДЮШОР на амплуа вратаря отбирают детей менее физически одаренных или подготовка юных игроков ведется недостаточно эффективно.

О чем пишут в журнале "Тренер"

Зависимость квалификации футболисток от уровня развития сократительных
и релаксационных характеристик мышц

Автор данной статьи (№ 3, 2003) А.В. Чуев на основании объективных данных функционального состояния нервно-мышечной системы утверждает, что уровень от I юношеского до II взрослого разряда обеспечивался благодаря активному приросту скорости произвольного напряжения мышц, коэффициента максимальной произвольной силы, скорости произвольного расслабления мышц и общего функционального состояния мышц.

Из огромной армии футболистов младших разрядов вершин спортивного мастерства достигают те, кто либо уже имел достаточный уровень скорости произвольного расслабления мышц, либо добился ее повышения в процессе многолетней спортивной тренировки.

Ирина БОГДАНОВА

 

Рейтинг@Mail.ru