Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Из книги Бейниша Ланды "Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности"

Организационно-управленческая модель комплексного педагогического мониторинга

Методы количественной оценки здоровья

В этой статье представлены наиболее доступные из современных методов количественной оценки здоровья, предлагаемые известными учеными:

  • «Проверь себя» – методика профессора Ю.Н. Вавилова с соавторами по оценке физической кондиции человека. Позволяет самостоятельно либо с участием специалистов управлять собственной физической подготовкой практически на всем протяжении жизни.
  • Определение «количества здоровья» по Н.М. Амосову, под которым понимается уровень функциональных возможностей (резервов) организма в процентах от нормы.
  • Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, демонстрирующая безопасный уровень физического здоровья при отсутствии болезней. Методика использует показатели индекса массы тела, отношение ЖЕЛ к массе тела, силы кисти к массе тела, время восстановления ЧСС после нагрузки и т. д. По шкале в баллах с проранжированными значениями индексов испытуемого относят к одной из пяти групп: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья.

«Проверь себя»

Пример анкеты

Ф.И.О. ____________________ Дата рождения ____________

Место жительства ___________ Дата тестирования _________

Оценка собственного уровня физической кондиции

Принятые обозначения:

Р – результат в соответствующих тестах;

НВП – норматив из табл. П. 4.1, соответствующий данному тесту, возрасту и полу;

ОУФК – общий уровень физической кондиции.

Возраст в табл. П. 4.1:
7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет
8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет
9 лет – возраст от 8,5 до 9,5 лет и т. д.

Таблица П. 4.1. Возрастные оценочные нормативы

Рис. П. 4.1. Схематическое изображение выполняемых тестов

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Исходное положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию.

Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии – «голова – туловище – ноги».

Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Формула для вычислений:

Отжимание в упоре лежа – О = (Р – НВП) : НВП.


Тест 2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат

Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку.

Выполняется двумя ногами с махом руками.

Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.

Формула для вычислений:

Прыжки в длину с места – П = (Р – НВП) : НВП.


Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 сек.

Формула для вычислений:

Поднимание туловища – С = (Р – НВП) : НВП.


Тест 4. Удержание тела в висе на перекладине

Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Формула для вычислений:

Вис на перекладине – В = (Р – НВП) : НВП.


Тест 5. Наклон вперед из положения сидя

На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см. Выполняются три наклона вперед, на четвертом регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации этого результата в течение 5 сек., при этом не допускается сгибание ног в коленях.

Формула для вычислений:

Наклоны туловища вперед – Н = (Р – НВП) : НВП.


Тест 6. Бег на 1000 м с высокого старта

На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную).

Формула для вычислений: Бег на 1000 м – Б = (НВП – Р) : НВП.

Итоговая формула: ОУФК = (О + П + С + В + Н + Б) : 6.

Оценка и обработка результатов

Таблица П. 4.2

Ваши результаты

Таблица П. 4.3

Оценка ОУФК

Расчет двигательного возраста

По таблице возрастных оценочных нормативов находим возраст, соответствующий вашему результату в каждом тесте, складываем все найденные значения возрастов и делим на количество тестов. Полученное число – ваш двигательный возраст.

Рис. П. 4.2. Построение индивидуального профиля физической кондиции

Определение «количества здоровья» по Амосову

«Количество здоровья» определяется подсчетом среднеарифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100% от должных величин для данного возраста). Так, если у обследуемого пульс в покое лежа должен составлять в норме не более 66 уд./мин., а в день наблюдения он равнялся 72 уд./мин., то уровень этого показателя составит лишь 92% от нормы, т. е. на 8% хуже должного. После перехода в вертикальное положение пульс равнялся 86 уд./мин., т. е. возрос на 19,44% вместо 15% нормального увеличения, что составит 77,3% от нормы. Найдя таким же способом еще 4–5 подобных показателей, сложив их и разделив полученную сумму на число используемых показателей, мы и получим «количество здоровья».

Проведя указанные замеры, например, перед началом физкультурно-спортивных занятий как по общефизической, так и по специальной подготовке, мы можем оценить оздоровительный и тренировочный эффект, выражающийся в изменении «количества здоровья».

Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко

По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что IV и V уровни здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками (в основном бегом). Безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья. Средний уровень функционального состояния, очевидно, может расцениваться как критический. Дальнейшее его снижение уже ведет к клиническому проявлению болезней с соответствующими симптомами. Таким образом, уровень соматического здоровья соответствует вполне определенному уровню функционального состояния.

С другими методиками можно ознакомиться по работам В.А. Орлова, Л.А. Хасина, Ю.П. Пузыря, С.В. Хрущева.

Примеры разработанных тестовых заданий для контроля знаний по предмету «Физическая культура»

Разработке тестовых заданий предшествовали: участие автора во всероссийских научно-практических и научно-методических конференциях по развитию системы тестирования в России (1999–2002 гг.); знакомство с методическими основами тестологии и композицией тестовых заданий по работам B.C. Аванесова и другим источникам; проведение учебных семинаров для учителей физической культуры казанских школ.

Основной теоретической базой для правильных ответов при составлении тестов наряду с действующей учебной программой послужила методика комплексной оценки показателей здоровья по параметрам физического развития и физической подготовленности. Тестовые задания ориентированы на учащегося, на то, чтобы вызвать у него мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и туризмом. Мы начинали тестирование с простейших альтернативных заданий для выпускных 9-х и 11-х классов. Ставили цель – привлечь учащихся к изучению предмета «Физическая культура» через игру в тесты. Затем тестовые задания усложнялись. Вместе с опытными учителями разработаны в соответствии с учебной программой предмета «Физическая культура» тесты для начальных, средних и старших классов.

11-й класс

Тестовые задания с альтернативным ответом (да, нет)

ВАРИАНТ 1

1.1. Человек здоровый – бодр, жизнерадостен, работоспособен, противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.
1.2. Наиболее устойчивый вид передвижения человека – бег.
1.3. Закаливающие водные процедуры включают душ, обтирание, обливание, купание.
1.4. К физическим упражнениям, развивающим равновесие и координацию, относятся: движение по бревну, прыжки через препятствия, бег в гору и с горы, ходьба боком и спиной вперед.
1.5. Техника выполнения прыжка в длину с места и с разбега одинакова.
2.1. Низкая работоспособность – это когда человек медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.
2.2. Возможности дыхательной системы определяет жизненная емкость легких (ЖЕЛ), артериальное давление, экскурсия грудной клетки.
2.3. Индекс Руффье характеризует работо­способность организма человека.
2.4. Уроки физической культуры и тренировочные занятия подразделяют на подготовительную (или вводную) и заключительную части.
2.5. Тестирование физической подготовленности ничем не отличается от выполнения обычных физических упражнений.
3.1. Чтобы дальше прыгнуть в длину с места, надо оттолкнуться двумя ногами.
3.2. Скорость реакции можно развивать с помощью подвижных и спортивных игр.
3.3. Выносливость, сила, быстрота, ловкость определяют функциональную подготовленность человека.
3.4. Гибкость активная, когда движение выполняется с помощью отягощений.
3.5. В число основных показателей физического развития входят вес, окружность грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, рост.

ВАРИАНТ 2

1.1. Физические упражнения укрепляют здоровье, повышают работоспособность, развивают двигательные умения.
1.2. При сгибании туловища из положения лежа на полу (тест – подъем туловища) работают мышцы брюшного пресса.
1.3. Чтобы дальше прыгнуть в длину с разбега, надо оттолкнуться двумя ногами.
1.4. Закаливающие водные процедуры включают только обтирание, обливание, душ.
1.5. Возможности дыхательной системы определяют жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, пробы Штанге и Генча.
2.1. Уроки физической культуры и тренировочные занятия подразделяют на три части: подготовительную (или вводную), основную и заключительную.
2.2. Наиболее устойчивый вид передвижения человека – обычная ходьба.
2.3. Для развития выносливости главным при выполнении физических упражнений является не величина нагрузки, а продолжительность ее действия.
2.4. Техника выполнения прыжка в длину с места и с разбега разная.
2.5. К физическим упражнениям, развивающим равновесие и координацию, относятся движение по бревну, прыжки через препятствия, подтягивания, отжимания, бег в гору и с горы.
3.1. Физическую подготовленность человека определяют выносливость, сила, быстрота, ловкость.
3.2. Гибкость активная, когда движение выполняется за счет мышечных сокращений.
3.3. Высокая работоспособность – это когда человек медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.
3.4. Для развития скоростных качеств передвижения используют подвижные и спортивные игры.
3.5. Тестирование физической подготовленности отличается от выполнения обычных физических упражнений.

ВАРИАНТ 3

1.1. Комплексная оценка здоровья включает определение параметров физической и функциональной подготовленности.
1.2. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение человека и являются показателями физического развития.
1.3. По показателям физического развития нельзя судить о работе сердечно-сосудистой системы.
1.4. У идеальной фигуры человека, по древнегреческим нормам, окружность кулака равняется длине стопы, удвоенная окружность запястья – окружности шеи, а удвоенная окружность шеи – окружности талии.
1.5. Гиподинамия ухудшает здоровье.
2.1. Гибкость характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата.
2.2. Наиболее информативными показателями функциональной подготовленности являются частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания.
2.3. Наиболее информативными показателями физического развития являются вес, рост, артериальное давление.
2.4. Физическую подготовленность человека определяют следующие жизненно необходимые физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость.
2.5. Спирометр – прибор для измерения жизненной емкости легких.
3.1. Весоростовой индекс определяет физическую подготовленность и характеризует наличие либо избыточного веса, либо дефицита массы тела.
3.2. Формула для определения идеального веса имеет вид: Р = Окружность грудной клетки + Рост/240.
3.3. Индекс Руффье определяется по формуле:

Ир = 0,l (ЧCC1 + ЧСС2 + ЧСС3 + 200).

3.4. Жизненный индекс характеризует мощность дыхательного аппарата и равен отношению ЖЕЛ в мл к массе тела в кг.
3.5. Формула расчета уровня физического состояния учитывает возраст, рост, АД, частоту дыхания, ЧСС и пол человека.

ВАРИАНТ 4

1.1. Комплексная оценка здоровья включает определение параметров физического развития и физической подготовленности.
1.2. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение человека и являются показателями физической подготовленности.
1.3. По показателям физического развития судят о дефиците массы тела или избыточном весе.
1.4. У идеальной фигуры человека, по древнегреческим нормам, размах распростертых рук равен росту.
1.5. Физическое развитие ухудшают гиподинамия, интенсификация процессов обучения и разрушение системы питания.
2.1. Гибкость характеризует функциональную готовность основных систем организма обеспечивать его работоспособность.
2.2. Функциональная подготовленность обеспечивает работоспособность основных систем организма.
2.3. Наиболее информативными показателями физического развития являются: вес, рост, частота сердечных сокращений, окружность грудной клетки.
2.4. Прыжки, подъем туловища из положения лежа, бег, подтягивания на перекладине, наклоны туловища вперед (гибкость) являются тестовыми упражнениями.
2.5. Динамометр – прибор для измерения силы.
3.1. Для приближенного расчета массы тела по формуле Брока необходимо из роста вычесть 100.
3.2. Идеальный вес можно определить, поделив на 240 произведение окружности грудной клетки (в покое) и роста в сантиметрах.
3.3. Индекс Руффье определяется по формуле:

Ир = 0,l (ЧCC1 + ЧСС2 + ЧСС3 – 200)

и характеризует дыхательную систему человека.
3.4. Жизненный индекс определяется делением ЖЕЛ в мл на массу тела в кг и характеризует работоспособность организма.
3.5. Современные научные данные по оценке здоровья экспертами Международной организации труда свидетельствуют, что в 50% случаев на него влияет образ жизни, в 20% – состояние окружающей среды и в 8,5% – здравоохранение.

ВАРИАНТ 5

1.1. Комплексная оценка здоровья включает определение параметров физического развития, физической и функциональной подготовленности.
1.2. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение человека и являются показателями функциональной подготовленности.
1.3. По показателям физического развития можно судить об избыточном весе и его динамике.
1.4. У идеальной фигуры человека, по древнегреческим нормам, ширина плеч равна длине бедра, а также четвертой части роста человека.
1.5. На качество физического развития влияют интенсификация учебного процесса и гиподинамия.
2.1. Гибкость характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата.
2.2. Наиболее информативными показателями функциональной подготовленности являются частота сердечных сокращений, рост и окружность грудной клетки.
2.3. Наиболее информативными показателями физического развития являются вес, рост, окружность грудной клетки.
2.4. Степень развития силы, выносливости, быстроты и ловкости определяет физическую подготовленность человека.
2.5. Спирометр – прибор для измерения скорости.
3.1. Различные формулы для расчета должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ) учитывают пол, возраст, рост, массу тела.
3.2. Формула для расчета идеального веса имеет вид:

Р = Окружность грудной клетки (см) X Рост (см)/250.

3.3. Индекс Руффье определяется по формуле:

Ир = 0,l (ЧCC1 + ЧСС2 + ЧСС3 – 200),

где ЧСС1 – пульс в покое, ЧСС2 – после нагрузки и ЧСС3 – после одной минуты восстановления.
3.4. Для расчета артериального давления (систолического и диастолического) нужно знать пол и возраст испытуемого.
3.5. Формула для расчета уровня физического состояния учитывает возраст, рост, АД (СС и СД), массу тела и ЧСС.

По изданию: ЛАНДА Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М. Советский спорт, 2004. – 192 с.

???

 

Рейтинг@Mail.ru