Учитель, который
приходит на помощь
Причиной негативного отношения учащихся к
урокам физической культуры являются способы
организации трехкомпонентной конструкции урока:
подготовительной, основной, заключительной.
В массовой общеобразовательной
средней школе, даже на первой ее ступени – в
начальной школе – в последнее десятилетие
качество физического воспитания падает, у
учащихся снижается уровень физической
подготовленности и физического развития. В новых
типах школ (гимназиях, частных школах) не только
сохраняется, но даже возрастает число учеников,
не желающих заниматься физическими упражнениями
как на уроках физической культуры, так и во
внеурочное время. Неэффективными, а порой и
беспомощными оказываются школьные
административные «реформаторские» решения.
Ряд учителей физической культуры
полагает, что это происходит из-за недостатка
выделяемых средств на приобретение спортивного
инвентаря и оборудования, из-за отсутствия
спортивных площадок, консерватизма системы
физической культуры, инертности общества. Именно
эти обстоятельства, или факторы, называют и
другие учителя и дилетанты, ошибочно полагая, что
они правильно понимают причины такого положения
дел в физическом воспитании начальной школы и
системы физической культуры в целом.
Условия в разных школах разные. Есть
школы, в которых на физическую культуру
выделяется достаточно средств, имеются
благоустроенные спортивные площадки, что не
устранило в этих школах негативного отношения
учащихся к урокам физической культуры.
Наш, уже сорокалетний, опыт работы в
школе показал: единственной непосредственной
причиной негативного отношения учащихся 1–4-х
классов к урокам физической культуры являются
способы организации и формы проведения
трехкомпонентной конструкции урока, которая
выражена следующими структурными частями:
подготовительной, основной, заключительной.
Подготовительная часть урока
Известно, что задача подготовительной
части урока состоит в том, чтобы настроить
эмоционально-волевые факторы поведения
занимающихся, обеспечить оптимальное
врабатывание систем организма.
Многие годы мы решали эти задачи,
придерживаясь общепринятой схемы: построение,
рапорт, приветствие, строевые упражнения, ходьба,
бег, перестроения и т. д. И осуществляли это в
жесткой, строго регламентированной форме (с
определенным количеством повторений, под общий
счет учителя или под музыкальные ритмы и т.д.).
Но однажды мы заметили, что данная
форма организации и проведения подготовительной
части урока вызывает у учащихся начальной школы
состояние тревоги, неудовлетворенности,
снижение интереса к выполнению даже простейших
общеразвивающих упражнений.
Как же нам удалось это исправить?
Прежде всего учащиеся по звонку на
урок стали собираться в круг или строиться углом
по линиям волейбольной площадки и совсем не
обязательно по росту. В этом случае ученики
строятся быстрее и лучше слышат сообщение о
видах двигательной деятельности, с которыми им
предстоит познакомиться или разучить на уроке, и,
главное, нам, учителям, удобнее их всех видеть.
Во время ходьбы ученики по
собственному желанию распределяются на группы
(до трех) и расходятся по большому, среднему или
малому кругам. Сформировавшиеся группы начинают
и заканчивают бег по сигналу учителя (перед
уроком устанавливаем ориентиры для поворотов на
каждом круге: кегли, кубики, разрезанные пополам
списанные баскетбольные мячи и т.д.). Учащиеся,
почувствовавшие усталость, без нашего
разрешения могут перебежать из большого круга в
средний или малый и продолжить бег. И наоборот,
учащиеся, ощутившие прилив сил, перебегают из
малого или среднего круга в большой.
Эти незначительные, на первый взгляд,
демократические «послабления» с первых минут
урока позволяют каждому ребенку заниматься с
учетом своего физического состояния на данную
минуту. И в то же время все учащиеся следуют
указаниям учителя по правильному выполнению
основ техники бега (движение руками, постановка
стопы, чередование дыхания и т.п.).
После бега и восстановления дыхания
ученики свободно расходятся по спортивному залу
или спортивной площадке со своими товарищами на
удобные для них места. И вдвоем или втроем, а то и
по одному приступают к выполнению знакомых им
физических упражнений (а подчас и показываемых
одноклассником, занимающимся в спортивной
секции, или взятых из комплексов упражнений
утренней зарядки), соблюдая определенную
последовательность.
Ученики выполняют по три упражнения:
для рук, туловища и ног. Переход от одного
упражнения к каждому последующему
осуществляется по сигналу учителя. Учитель
поднимает руку вверх. Ученики знают правила
этого сигнала:
1. Закончить выполнение упражнения.
2. Повернуться лицом к учителю и выслушать его.
3. По команде учителя приступить к выполнению
следующего упражнения.
Сколько же ученики проявляют
инициативы, творческой активности при
выполнении общеразвивающих упражнений!
Например, как правило, сгибание и разгибание рук,
оказывая сопротивление партнеру, выполняют в
парах. А тут смотрим: три девочки, соединив кисти
рук, оказывают поочередное сопротивление то
одной, то другой, то третьей девочке.
Правда, порой ученики выполняют
упражнения со значительными ошибками. Вот тут и
необходима наша помощь. Подходим к ним и в
спокойной форме, не отвлекая внимания остальных
учащихся, разъясняем, как следует правильно
выполнять упражнение. Затем просим учеников при
нас несколько раз повторить его. И проблема
решена! Да и учитель при такой организации
учебной деятельности отнюдь не является
безработным. Работы у него, пожалуй, еще больше.
Но работает он там, где особенно необходим своим
подопечным. И сами подопечные трудятся со
значительно большим усердием, сознавая доверие к
себе.
Как известно, общеразвивающие
упражнения заканчиваются прыжками. В первом
классе ученики прыгают на 32 счета, а со второго
класса – на 64. Закончив прыжки, ученики
самостоятельно переходят на ходьбу на месте.
Предлагаемая форма организации
подготовительной части урока позволяет
обеспечить эмоционально-волевой настрой,
оптимальное врабатывание систем организма,
сократить до минимума всевозможные остановки и
задержки, за 7–8 минут провести ее эффективно и
подготовить учеников к работе в основной части
урока.
Основная часть урока
Мы установили, что в основной части
урока единственной и непосредственной причиной
негативного отношения учеников младшего
школьного возраста к обучению двигательным
действиям является фронтальный способ
организации урока, устаревшая, отжившая свой век
педагогическая технология. Поэтому с 1990 года на
наших уроках физической культуры в начальной
школе в основной части урока стал преобладать
коллективный способ организации учебного
процесса. На 6–8 «станциях» решаются в качестве
основных несовпадающие задачи: разучивание
двигательного действия; развитие силовых
способностей, для чего используются упражнения
на укрепление крупных мышц – рук, ног, спины,
живота.

Вот как это примерно выглядит.
Ученики группами переходят от
«станции» к «станции» по кругу через 2–2,5 мин.
Уже не одно десятилетие учителя
физической культуры во многих школах для решения
учебных и воспитательных задач в основной части
урока привлекают учащихся, организуя между ними
взаимопомощь и сотрудничество. Наш анализ
показал, что наиболее эффективной формой
организации такового сотрудничества является
работа учащихся в коллективе в составе 3–5
человек, которые объединяются не по уровню
физической подготовленности, а исходя из
достаточно устойчивой системы межличностных
отношений. Данная система характеризуется
дружескими взаимоотношениями: ответственным
отношением к страховке или помощи товарищу во
время выполнения им упражнений, желанием
поделиться мелким спортивным инвентарем,
уступкой товарищу работы с мячом, если их
недостаточное количество. Коллективная работа в
группе позволяет по очереди сотрудничать друг с
другом, выступая то в роли обучаемого, то в роли
обучающего.
Девочки вместо упражнений на
укрепление мышц рук занимаются вращением обруча.
На первых двух-трех уроках мы
объясняем и показываем ученикам, как следует
правильно выполнять эти двигательные действия:
из какого исходного положения, как оказывать
помощь или поддержку. На последующих уроках они
занимаются самостоятельно. Каждый выполняет
упражнение из удобного для него исходного
положения.
Например, выполнение достаточно
тяжелого упражнения – сгибания и разгибания
рук в упоре. Ученик с хорошей физической
подготовкой выполняет упражнение из исходного
положения «упор лежа». Ученик, встречающийся с
определенными трудностями, выполняет это
упражнение на нескольких уроках из исходного
положения «упор о спинку стула», потом на
нескольких уроках из исходного положения «упор о
сиденье стула», еще через несколько уроков из
исходного положения «упор о гимнастическую
скамейку». И так постепенно ученик подходит к
выполнению этого упражнения из исходного
положения – упор лежа.
Сколько же радостных мгновений
испытывает ученик, который ранее не мог
выполнить упражнение из исходного положения
«упор лежа»!
Занимаясь не менее тяжелым
упражнением – «пистолетик» (приседание на одной
ноге, другая выпрямлена вперед, руки вперед), –
ученик с хорошим физическим развитием
справляется сразу. А как быть с учеником,
которому не удается выполнить это упражнение? Мы
предлагаем ему в спортивном зале и в домашних
условиях вставать из положения «сидя на одной
ноге» с помощью двух рук. Потом рекомендуем
некоторое время вставать с помощью одной руки. И,
в конце концов, ученик начинает, может быть, еще
не совсем правильно, выполнять данное
упражнение, но он уже близок к «чистому»
исполнению.
Хотелось бы остановиться на занятии со
скакалкой, вызывающем определенные трудности у
мальчиков. Чтобы им «не простаивать» 2–2,5 мин.,
советуем, допустим, первый месяц прыгать на
месте, вращая скакалку сбоку то левой, то правой
рукой. Потом предлагаем перепрыгивать через
вращающуюся скакалку под ногами и т.д. И в
результате если не после первого класса, то в
конце обучения во втором классе мальчики
начинают прыгать через вращающуюся скакалку.
Конечно же, не 100 и не 50 раз, но от 5 до 10 раз без
остановки. Мы, выходя на перемене, видим, как они,
не стесняясь, прыгают через вращающуюся
скакалку.
И как приятно слышать от учеников и
родителей слова благодарности, сказанные ими от
души в наш адрес!
Хорошо известно, что метание мяча
вызывает определенную сложность у девочек. Чтобы
снять с них это стрессовое состояние, мы на линии
метания ставим стул. Левую ногу они ставят к
левой ножке, левую руку кладут на спинку стула. Им
остается выпрямить правую руку с мячом и
произвести бросок. С первых таких бросков мяч
летит точно в направлении цели. Девочки так
увлекаются метанием, что перестают стесняться
своих неловких движений. Да на них никто не
смотрит, потому что каждый занят своим делом. С
годами они начинают далеко и точно метать мяч.
Такой подход позволяет ученикам в свободной
форме подсказать товарищу, например, как следует
держать руку во время метания мяча в цель или
оказать помощь товарищу при выполнении
упражнения «пистолетик» и т.д.
При коллективной работе в каждой
группе ученики стремятся соблюдать очередность
подхода к выполнению упражнения на «станции» и
не задерживаться, т.е. дать возможность всем
другим учащимся из группы успеть позаниматься за
отведенное время.
На всех «станциях» ученики выполняют
упражнения в зависимости от своих способностей,
выражаясь языком Л.С. Выготского, в
соответствии с «зоной ближайшего развития».
Но ученики остаются учениками. Они
порой забывают и не следят за выполнением
упражнения товарищем. Тогда на помощь приходит
учитель. А если в той или иной группе возникает
несогласованность между учениками, ссоры,
уладить конфликтную ситуацию – это наша задача.
Переход от одной станции к другой
осуществляется по сигналу учителя (поднятая
рука). По этому сигналу в основной части урока
ученики заканчивают выполнение упражнения на
«станции» и по команде учителя организованно
переходят на следующую «станцию».
На шести «станциях» упражнения почти
не меняются, а меняются либо исходные положения,
либо количество повторений. Приведенные выше
двигательные действия были отобраны нами во
время уроков физической культуры в 1–4-х классах
школы № 415 Москвы.
На 7-й станции с нашей помощью ученики
разучивают и совершенствуют физические
упражнения с координационно сложными
двигательными действиями, либо комбинационные
действия, либо фиксируют уровень физической
подготовленности. Например, в I учебной четверти
проводится обучение основам легкоатлетических
упражнений и отдельных подвижных игр с основами
спортивных игр. Во II учебной четверти – изучение
гимнастических упражнений с основами
акробатики, в III учебной четверти в случаях
холодной погоды или оттепели уроки проводим в
спортивном зале. На седьмой «станции» ученики
обучаются основам беговых упражнений, в IV
учебной четверти проводится обучение основам
легкоатлетических упражнений. На этой «станции»
мы подсказываем ученику «хитрости» в
разучиваемом двигательном действии,
своевременно корректируем овладение учеником
основами техники, ориентируясь на физическое
развитие и физическую подготовленность ученика,
предлагаем примерную нагрузку.
При обучении сложным физическим
двигательным действиям или травмоопасным
упражнениям мы обеспечиваем страховку ученикам,
способным выполнить упражнение самостоятельно;
тех, кто не очень уверен в своих силах,
поддерживаем, а сталкивающимся с определенными
трудностями – помогаем. Наша помощь ученику с
низким уровнем физической подготовленности
позволяет ему поверить в свои силы, убедиться в
том, что он вполне может справиться с заданиями,
но при условии, если будет регулярно выполнять
физкультурно-оздоровительные упражнения во
внеурочное время. Индивидуальный подход к такому
ученику позволяет ему почувствовать себя
увереннее, переживать радость от собственных
успехов, пусть даже на первых порах скромных.
За 27–30 мин. ученики в основной части
урока успевают позаниматься на всех «станциях».
Сменяемость обучения двигательным
действиям на уроке физической культуры и по
учебным четвертям указывает на гибкость
педагогической технологии.
Какое-то время при коллективном
способе организации урока физической культуры
на учителя ложится большая нагрузка. Он должен
организовать общий порядок, на нескольких уроках
ознакомить учеников с местами расположения
«станций», с двигательными действиями, которые
им придется выполнять на «станциях». Учитель
сообщает учащимся о влиянии разучиваемых
упражнений или двигательных действий на
организм человека, рассказывает, в каких
ситуациях данные двигательные действия и
физические упражнения могут стать необходимыми,
говорит ученикам о необходимости выполнения
нескольких несложных подготовительных
упражнений перед выполнением «основного»
упражнения и уточняет эти подготовительные
упражнения. Познакомить с порядком переходов от
«станции» к «станции».
Данная подготовительная работа
учителя на нескольких первых уроках и новая
педагогическая технология способствуют
активной самостоятельной работе ученика на
уроке и их самоорганизации, а также эффективной
работе учителя физической культуры.
Заключительная часть урока
Переход от ФСО к КСО обеспечивает
более эффективный уровень учебного процесса не
только в подготовительной и основной частях
урока физической культуры, но и в заключительной,
задачей которой является изменение
функциональных сдвигов, вызванных по ходу
подготовительной и основной частей урока, в
направлении, необходимом для развертывания
восстановительных процессов в организме.
На наших уроках это достигается в ее
первой и второй частях.
В первой заключительной части ученики
участвуют в малых подвижных играх: «Совушка»,
«Фигуры», «Море волнуется», «Великаны и гномы» и
других, в которых помимо установленных правил мы
вводим упражнения, способствующие закреплению
основ техники физического упражнения или
двигательного действия, разученного в основной
части урока. Данные игры создают условия для
активного отдыха учащихся и активизации
восстановительных процессов в организме.
Во 2-й заключительной части
коллективные группы располагаются вокруг нас
«хаотично». Мы без спешки подытоживаем,
насколько удалось решить намеченные задачи.
Знакомим учащихся с
физкультурно-оздоровительными заданиями,
записанными в разработанном нами дневнике
школьника для самостоятельного их выполнения во
внеурочное время.
Без данных подходов к организации и
проведению подготовительной, основной и
заключительной частей урока физической
культуры, преодоление негативного отношения
учеников в нашей начальной школе оказалось бы
невозможным.
Хотим добавить, что при данной
организации урока учитель физической культуры
поднимается до уровня технолога-методиста. Он
имеет возможность решать многие образовательные
задачи, в том числе и воспитательного характера.
Заключение
Как нам стало приятно смотреть на всех
учеников, занимающихся на уроке. Не «скребет» на
сердце, когда входит на урок учитель этого класса
или кто-то из администрации. Мы освободились от
стереотипов в организации и проведении урока.
Исчезли педагогические штампы: частая подача
команд, указаний и замечаний.
Появилась педагогика сотрудничества:
учитель – ученик, ученик – учитель. Это
позволяет активизировать творческое начало у
учащихся, создавать на уроке рабочую обстановку,
повышать их интерес к нашему предмету и
самостоятельным физкультурно-оздоровительным
занятиям во внеурочное время. Повышать качество
физического воспитания, повышать уровень
физической подготовленности и физического
развития при разумной минимизации спортивного
инвентаря и спортивного оборудования.
За последние три года мы обратили
внимание на то, что при коллективном способе
организации урока значительная часть учащихся
начальной школы захвачена выполнением
физических упражнений и двигательных действий.
Занимаются с увлечением. Мальчики и девочки
показывают результаты в подтягивании, беге,
прыжках, метании и других видах, даже на уровне
результатов следующей школьной ступени. Число
таких учеников, по нашим наблюдениям, достигает
20–25%.
Внедряя новую педагогическую
технологию в учебный процесс по физической
культуре в нашей начальной школе, мы все-таки
«побаиваемся» разного уровня «проверяющих»,
среди которых некоторые еще сохраняют
консервативные подходы к организации и анализу
урока физической культуры.
Галина ВЕРХЛИНА,
Виктор ВЕРХЛИН |