Музей спорта: и память,
и жизнь, и мечта
Что бы Вы, дорогой учитель
физкультуры, могли назвать счастьем в своей
работе? Что из происшедшего в школьно-спортивной
жизни Вы возвели бы в ранг события? Вряд ли
возможен однозначный ответ. Больше, пожалуй,
подходит сказанное Львом Николаевичем Толстым:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива
по-своему». Школа – та же семья, где радости и
горести, успехи и неудачи только свои, семейные.
Соизмеримые не в сравнении с кем-то другим, а лишь
с собственными возможностями.
Они стали первыми
Высота цели всегда определяется
серьезностью постановки задач, способностью,
следуя спортивной терминологии, «прыгнуть выше
головы». И то, что довелось увидеть после
разрезания ленточки, символизировавшего
открытие Музея спорта в школе № 2000 Южного
округа столицы, в историю школы вошло именно как
событие. 8 апреля 2005 года стало днем открытия
первого в московских школах Музея спорта.
А еще два года назад он не значился
даже в перспективе. О музее в школе говорили
только, что он должен быть. Склонялись в сторону
военно-патриотического, даже кое-какая
экспозиция уже начинала собираться. Подобрали
комнату, на двери которой появилась табличка
«Музей». «А давайте откроем музей спорта!» –
теперь уже все в школе знают, что первой эти слова
вслух произнесла Лариса Валентиновна Муратова,
заместитель директора школы по
учебно-воспитательной работе. Возможно, будь она
химиком или литератором, эта идея и не пришла бы
ей в голову. Но она – учитель физкультуры,
человек спорта не только по образованию, но и по
семейной принадлежности, по образу жизни. А
поэтому все логично. К тому же в школе наибольшее
число учителей объединены именно предметом
«физическая культура». Шестеро преподавателей,
не считая тех, кто ведет еще и спортивные секции
дополнительного образования, служат верой и
правдой любимому предмету, который стал единым
целым со «Школой полного дня».
Выбор – это всегда ответственность
Сергей Лазаревич Белич
|
Но сказать – еще не решить
окончательно. Проводились собрания. Обсуждалась
не только сама идея, но и то, как музей будет
строиться, что в нем должно быть. И уже до того,
как решили, что будет все-таки музей спорта, идея
шаг за шагом становилась реальностью. А когда во
время спортивно-концертной программы в день
открытия на сцену поднимались делегации от
классов с табличками, на которых были написаны
названия различных видов спорта, и представляли
их, стало понятно: по всем 12 видам спорта,
представленным на сегодняшний день в музее,
ребята собирали материал в ходе переписки,
личного поиска, встреч с ветеранами. Многие из
них стали самыми желанными гостями на празднике
открытия.
...Знакомые лица... Нина Аполлоновна
Пономарева, метательница диска, первая в истории
нашей страны олимпийская чемпионка. Роза
Галямовна Салихова – игрок нашей звездной
олимпийской команды по волейболу, положившей на
обе лопатки непобедимых японок в 1968 году в
Мехико. Сергей Лазаревич Белич, заслуженный
тренер России, не первый год ведущий в школе
волейбольную секцию.
...На экране – незабываемые мгновения
олимпийской спортивной истории со времен первой
Олимпиады современности в Греции в 1896 году. А на
сцене с показательными выступлениями – юные
спортсмены школы, занимающиеся в спортивных
секциях, в танцевальной студии. Их сменяет
внушительный отряд школьных чемпионов, которым
ветераны, представители городских спортивных
организаций, районной и окружной администраций
вручают чемпионские медали.
Как оживает история
Мне доводилось видеть школьные музеи,
которые, как правило, были организованы в
небольших классных комнатах. Немного экспонатов,
больше – стендов, один-два экскурсовода из
учащихся. Что-то подобное я предполагала и на
этот раз. Но ошиблась, как, впрочем, и все
прибывшие в школу олимпийские чемпионы.
...Рекреации третьего этажа в
центральной части здания распахнули легкие
светлые двери, и море дневного света, отражаясь в
стеклянных витринах, пролилось навстречу.
Высокие стеклянные шкафы бережно охраняли
собранные реликвии, ведь здесь были даже вещи из
семейных коллекций и архивов. Нина Аполлоновна
очень точно выразила общее настроение: «Я даже не
могла представить, что такой музей можно сделать
в обычной школе! Теперь я знаю, что мой победный
олимпийский диск будет храниться здесь».
Спортсмены-ветераны, знакомясь с
музеем, все-таки старались задержаться у «своей»
экспозиции. И случалось, что им навстречу
смотрели они сами из своей далекой молодости. А
рядом стояли ученики, которые не просто отвечали
за организацию конкретного музейного раздела:
они знали историю каждой вещи, каждой фотографии,
каждого записанного интервью, потому что все
находили сами.
Ветераны спорта – всегда почетные
гости в школе. Без сомнения, не забудут мальчишки
мастер-класс Вячеслава Фетисова. Пригласив в
музей Ивана Едешко, ребята с хитрецой, как
сказала Лариса Валентиновна, пропускали его
вперед, чтобы посмотреть, как двухметровый
баскетболист будет входить в дверь. В книге
отзывов олимпийский чемпион написал, что
обещает: баскетбольный раздел будет самым
лучшим!
...Вспомнилось, в какой национальный
праздник вылились для всех советских любителей
спорта Олимпийские игры в Мюнхене в 1972 году, на
которых наши спортсмены завоевали 50 золотых
медалей! Одна из них принадлежит нашей
баскетбольной дружине, которая вырвала ее у
сборной США в последние три секунды финальной
игры: пас Ивана Едешко через всю площадку нашел
Александра Белова, который и поставил победную
точку.
Когда сердце говорит «спасибо»
Наверное, это счастье для педагогов,
когда дети с радостью учатся, отдыхают,
занимаются любимым делом. В школе № 2000 делом
коллективным и объединяющим стал музей спорта.
Но если бы вся музейная работа в школе строилась
только на том, чтобы знать спортивную историю,
она не требовала бы стольких усилий
педагогического коллектива. Но вместе с
небольшим по сегодняшним школьным меркам
составом учащихся – 450 человек – важно было
настроиться, как отметила директор школы Елена
Михайловна Проценко, на решение более важной
задачи – помочь детям стать духовно, нравственно
здоровыми. И пусть кому-то сказанное покажется
высокими словами, но думаю, что и родители,
знающие о том, какую работу проводят их дети, еще
не до конца смогли оценить важность направления,
взятого школой.
При полном рабочем дне она еще
является школой здоровья. И, как заметили
ветераны, математиками можно и не стать, а вот
здоровыми быть мы обязаны и физически, и духовно.
Физкультуру в школе любят, понимают и не
променяют ни на какой другой урок. Но если при
этом, например, подросток после встреч с
ветеранами может признаться преподавателю в том,
что стал понимать и совсем иначе относиться к
родителям, то, наверное, остается только сказать
«спасибо» школе за вдумчивое отношение к детям.
– Главное было, – улыбается
директор, – воспитать классных руководителей. А
теперь могу сказать, что без них и без детей
праздник не состоялся бы. Практически весь
коллектив принимал участие в этой работе. А с
оформлением витрин помогли спонсоры, наши шефы –
ЗАО «Комплект».
...До глубокого вечера в спортивном
зале раздавались детские голоса и смех, стучали
мячи, проходили школьные соревнования. И это
закономерно уже потому, что, приобщаясь к
отечественной спортивной истории, остаться в
стороне от спортивных занятий невозможно.
Поэтому физкультура и спорт в течение всего дня
здесь – ежедневная норма.
Ребята без них свою школьную жизнь
просто не представляют.
И, наверное, не самое главное, кто
является автором идеи. Более значимо, что она
пришлась всем по сердцу, воскресила память,
вдохнула новую жизнь, добавила полета мечте.
Разве этого так уж мало?
Валентина РЕПИНА
Фото Андрея Асланова
|