Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКА
 

Туризм, краеведение
как средство патриотического воспитания

Из опыта создания туристских баз

Недаром говорят: если хочешь узнать ребят, сходи с ними два раза в поход. В первый раз узнаешь, как их зовут, во второй раз – что они из себя представляют. Еще одной положительной стороной туризма является удовлетворение потребности в движении. Особая ценность туризма – имитация в искусственном создании для учащихся экстремальных, не­ординарных условий, которые нужно преодолевать, чтобы сохранить свое здоровье.

Наша сельская средняя школа находится в районе Крайнего Севера, на стыке трех районов Архангельской области, в окружении лесов, рек, болот. Кажется, сама природа, географическое положение поселка способствовали развитию такой формы работы с учащимися, как туризм.

Туристическая работа в нашей школе на протяжении последних 10–15 лет строилась в основном на организации и проведении однодневных походов, походов выходного дня, двухдневных походов с ночевкой в полевых условиях, сборов ученического актива, участия в районных турслетах.

Основным недостатком этой формы, на мой взгляд, является ее малоэффективность в зимний и дождливый период. Весь предыдущий опыт, а также поиск новых форм обучения туризму, решения задач по укреплению и сохранению здоровья учащихся показал, что все эти проблемы могла решить туристическая база, и в 1994 году она была построена.

С ее вводом в эксплуатацию были созданы условия для круглогодичной туристической работы. Однако для младших школьников нужна была турбаза более близкая к поселку. Сегодня у нас их три!

Ученик развивается как личность под воздействием окружающей среды. Это закономерно. В туризме это ярко проявляется. Многокилометровые переходы в любую погоду, ответственность не только за себя, отсутствие комфорта, высокие и низкие температуры и многое другое помогают закалить характер, воспитывают готовность помогать слабому, обязательность, инициативность, трудолюбие.

Иногда ребенок что-то важное для всего коллектива делает через «не могу», и тогда он вырастает не только в собственных глазах. Для наших ребят туризм – школа жизненной закалки. Преодолевать страх, бессилие, не в одиночку значительно легче. К тому же такие ситуации сплачивают ребят, помогают им стать коллективом, в котором каждый может рассчитывать на другого, способен предложить свою помощь товарищам.

Александр ТРАВНИКОВ, учитель

АРХАНГЕЛЬСКАЯ обл.

 

Рейтинг@Mail.ru