Школьное счастье со
множеством слагаемых
Каждый раз после знакомства с новой
школой задаю себе один и тот же вопрос: «Можно ли
школу назвать счастливой – для детей, педагогов,
родителей?» Исходная точка здесь, на мой взгляд,
одна: концепция школы, реализуемая на деле таким
образом, чтобы для всех работа была комфортной,
интересной, результативной, целенаправленной.
Если этого нет, школа не может приносить радость.
Если есть, это – счастье. Но для каждой школы оно
свое, точно так же, как разные люди один и тот же
путь не могут пройти одинаково.
Китайские шашки – не только игра
В школу № 1948 меня привели...
китайские шашки, а, точнее, случайно найденная
информация о том, что в школе с изучением
китайского языка существует секция Вэй Ци,
проводятся первенства школы, а юные любители
игры даже принимали участие в детском чемпионате
России.
Турниры по обычным шашкам хотя бы раз в
год проводятся практически в каждой средней
школе. Настоящие секции, где бы серьезно обучали
игре, встречаются гораздо реже. Школьная секция
Вэй Ци – единственная. Почему она образовалась
именно здесь? Есть ли взаимосвязь с языковой
направленностью школы или это просто дань
уважения культуре древнейшей цивилизации?
– По мнению школьных психологов, –
начала свой рассказ директор школы Ольга
Николаевна Семенова, – игра в китайские шашки –
особый, очень полезный вид релаксации.
Графические приемы для переключения
деятельности успешно применяются сегодня во
многих школах. Например, так называемый «прием
мухи» заключается в том, что, когда происходит
искривление пространства, мозговые центры
отдыхают. Прямолинейные связи, как, например,
получить пятерку, ломаются, и сразу спадает
напряжение. Через какое-то время дети готовы
воспринимать информацию в большем объеме, чем
прежде. На этом принципе строятся и китайские
шашки, в которых важно не дать противнику
соединить свои «камни» (так называются шашки,
выставляемые на доску), наподобие игры
«крестики-нолики». Игрок должен уметь видеть
пространство игрового поля не просто целиком, а
во всех направлениях. Ребята, занимающиеся
шашками на протяжении нескольких лет, лучше
учатся, более спокойны и сдержанны в проявлении
эмоций, умеют создать себе настроение. Это
заметно даже у шестиклассников, на чей возраст
приходится активная гормональная перестройка
организма.
Если исходить из того, что дети очень
загружены, а школа постоянно стремится сохранить
и поддержать их здоровье, то занятия китайскими
шашками после уроков – полезное и самое реальное
средство расслабления и общения.
Уроки восточной мудрости
...Выставляя поочередно белые и черные
камни-шашки на доску, руководитель секции
Алексей Юрьевич Кузьмин предлагает очередную
задачу. Каждому дается возможность самому найти
верное решение. Шашки китайские и шашки
классические – совсем не одно и то же.
– Вэй Ци моделирует на доске принципы
восточной философии, – рассказывает Алексей
Юрьевич, – и знакомит с восточным методом
мышления. Первоклассники, например, когда только
начинают заниматься Вэй Ци, не умеют, прежде чем
сделать ход, рассмотреть доску, оценить
реальность. Пока не получена достоверная
информация, процесс ее обработки начинать
нельзя – все пойдет по неправильному пути.
Психологически современному человеку довольно
трудно к этому привыкнуть, но это главный урок
восточной школы: сначала только смотреть!
Спокойная музыка создает свою особую
атмосферу: наверное, так же спокойно и должна
постигаться мудрость. Ребятам предлагается
выбрать себе партнера и сыграть партию. Для игры
они предпочитают маленькие доски – это тоже в
основном особенность первого года занятий. Игра
на большой доске 19ґ19 означает, что 361 пункт
«территории» надо держать в фокусе зрения, что
просто невозможно. А поэтому надо уметь
осматривать «территорию» по отдельным участкам.
Когда очередная пара завершает игру, Алексей
Юрьевич подходит к ребятам и помогает оценить
качества групп камней по принципу «живые и
мертвые».
– Камни и группы могут быть живыми,
мертвыми, пленниками, не живыми и не мертвыми...
Ситуация может быть не всегда окончательно
определена и не всегда абсолютно рациональна.
Именно неопределенность и
иррациональность резко выделяют китайские шашки
из всех существующих в мире логических игр,
являясь препятствием на пути создания
компьютерных программ игры. И хотя компьютеры
играют в китайские шашки с каждым годом все
сильнее, они все еще проигрывают человеку. Даже
не чемпионам, а рядовым любителям!
За три года работы секции около
полусотни учеников обучились Вэй Ци. Однако
справедливости ради заметим, что расцвет
школьной секции обеспечивается учащимися в
основном начальной школы, затем ребята оставляют
шашки, переключаясь на иные занятия. Но
несомненно и другое: для школьной
психологической службы работа на этом
направлении небезынтересна, а для решения
основных учебных задач – перспективна.
Профилактика заболеваний... китайским
языком
Концепция школы понятна: найти такие
пути и средства обучения, в частности китайскому
языку, чтобы процесс был эффективным,
подчиненным решению конкретной задачи и при этом
одновременно обеспечивались бы условия,
направленные на сохранение и укрепление
здоровья школьников.
– Изучение китайского языка уже
само по себе оздоровительно, – в этом педагоги не
сомневаются. – Для голоса китайский язык как
физкультура: голос становится громче, крепче,
расширяется его диапазон. В результате мышцы
гортани становятся более подвижными, а значит, и
более крепкими. Поэтому случаи заболевания горла
для изучающих китайский язык очень редки.
Учителя, которые его преподают, практически не
хрипнут.
И еще одну особенность у своих
учеников отметила Ольга Николаевна: дети с
логопедическими отклонениями в русском языке на
китайском говорят чисто. Говорящие на русском с
заиканием не испытывают таких же затруднений в
китайской речи, – возможно, потому, что этот
восточный язык, как песня, а дефекты речи, которые
в данном случае являются нарушениями нервных
связей, именно песней и исправляют.
Но если основной изучаемый предмет –
китайский язык – является таким замечательным
средством оздоровления и излечения речевых
нарушений, нельзя, по мнению педагогов, в свою
очередь, не помочь и самому языку: поддержать
интерес к его изучению, несмотря на все сложности
освоения. Исходя из этого, с осени 1999 года (на
втором году работы школы) шаг за шагом начали
выстраивать систему, в которой и уроки, и
внеурочные занятия дополняли бы друг друга.
Ушу: гимнастика оздоровления
После того как в школе освоились
китайские шашки, настал черед секции ушу, которую
также ведет Алексей Юрьевич Кузьмин.
– Стиль китайского ушу –
тайцзицюань, который мы изучаем, довольно
сложный, – говорит тренер. – Программа занятий
построена таким образом, чтобы не только
познакомить учащихся с одним из направлений
традиционной китайской культуры, но и
стимулировать их интерес к изучению языка,
приобщить к системе ценностей китайского народа.
...Но старшие дошкольники и
первоклассники, придя на свою очередную
тренировку, были от этих мыслей, конечно же,
далеки. Повторяя за тренером упражнения,
девчушки, например, успевали еще и поговорить, и
подбежать к подружкам пошептаться. Кое-кто из
мальчишек, выполняя задания, не считал за грех
схалтурить. Но ни разу тренер не повысил голос, не
нарушил негромкую музыкальную композицию,
сопровождавшую все занятие. В течение часа
упражнения практически без остановки сменялись
одно другим. Большинство – из базовой техники,
дыхательные, на развитие координации, улучшение
гибкости и осанки. Многие ребята прекрасно
выполняли растяжки, но самыми любимыми были
упражнения по самообороне, которые они делали
поочередно в паре с тренером.
...И вспомнилась преимущественно
стандартная разминка на школьных уроках, которую
заменить на увиденное для первоклашек наверняка
было бы радостью.
То, что пришлось наблюдать на
тренировке второклассников, вообще поразило.
Подозвав к себе серьезного Акима, тренер
попросил его начать тренировку. Никогда не
думала, что так могут работать дети семи-восьми
лет без тренера. Аким показывал упражнения, а все
повторяли за ним так, словно он и был тренером.
Партнерами в парных упражнениях у некоторых
мальчишек были девочки, но ничего не изменилось:
тренировка продолжалась с полной
ответственностью, четко и слаженно.
– С начала возникновения секции
ушу, – рассказывает Кузьмин, – неизменной
остается ее направленность. Это –
оздоровительная гимнастика, традиционные
комплексы тайцзицюань, которые в полной степени
изучаются в старшей группе, и самооборона. Ученик
имеет право на некоторую свободу в выборе
степени нагрузки. Конечно, быстрому прогрессу
это не способствует, но и стресса ученики тоже не
ощущают и не воспринимают упражнения как
наказание. В итоге они все равно приходят к
пониманию полезности тех или иных упражнений,
тем более что тренер выполняет их наравне со
всеми. Это и есть восприятие на физическом уровне
древнейшей традиции ушу.
Отказ от соревнований руководитель
секции считает принципиальным. Выявление
сильнейшего не главное: гораздо важнее – рост
индивидуального мастерства занимающихся.
Третий урок физкультуры –
танцевальный
На протяжении всего периода работы
школы отношение к спортивно-оздоровительной
деятельности самое серьезное. После уроков в
течение всей шестидневной учебной недели
работают и другие секции: по баскетболу,
волейболу, мини-футболу, аэробике, настольному и
большому теннису, бадминтону. В группе
продленного дня практикуются «Веселые старты».
Многие ребята занимаются спортом
профессионально.
Что же касается личного отношения
директора к занятиям спортом, то она никогда не
считала их помехой учебе. При существующей
учебной нагрузке двигательная активность просто
необходима. Еще лучше, если она будет
высокоинтенсивной, позволяющей дать
максимальный отдых тем нервным центрам, которые
обычно загружены во время уроков.
Поэтому, когда встал вопрос о третьем
уроке физкультуры, решили еще больше
разнообразить двигательную активность детей за
счет... танцев. Так в учебной программе с первого
по одиннадцатый класс появился урок бальных
танцев. Прекрасным дополнением к нему служит и
урок музыки в курсе «Мировая музыкальная
культура»: более полезного отдыха с целью
восстановления организма не придумать.
Рецепт успеха нарабатывается
практикой
Концепция школы по своей
оздоровительной направленности строится по
принципу: «не навреди». Поэтому многие моменты в
учебном процессе, по мнению педагогов,
целесообразно оценивать с точки зрения
китайской медицины. Например, дыхательная
гимнастика, с которой и начинается знакомство с
ушу, преследует цель научиться владеть своим
дыханием, помогать организму в продвижении по
нему кислорода. В Китае, например, ею владеет
каждый.
Но важным мне показалось и другое:
обучая детей чему-то новому и полезному, педагоги
не забывают и про родителей. Не каждый родитель,
например, знает, что при ходьбе в обуви на
небольшом, или, как раньше называли, «школьном»
каблуке происходит активный массаж ступней,
оздоравливаются все нервные центры. Имея это в
виду, школа проводит политику использования
спортивной обуви только на уроках физкультуры.
Для каждого класса в новом учебном году
планируется закупить специальные тренажеры для
ног, чтобы все дети в течение дня смогли на них
поработать. С потенциальными нарушениями
здоровья связано... прокалывание ушей. Дело в том,
что на поверхности уха (как и на ступнях)
сосредоточены нервные окончания всех органов.
Повредив их, потом уже не восстановишь, и рано или
поздно возникнут проблемы.
Кроме эффективно работающих
психологов и логопедов, в школе есть специалист
по скрининг-диагностике, под контролем которого
находится зрение учащихся, проводится
профилактическая работа в этом направлении.
Такое внимание не случайно и связано с тем, что
иероглифика – это не только терпение, упорство,
но еще и огромное зрительное напряжение. Это
понимают не только дети, начинающие заниматься
китайской письменностью, но и родители.
И не случайно, что директор школы видит
в родителях активных помощников, от которых тоже
во многом зависит, насколько наши дети будут
здоровы, деятельны, успешны. А какой путь для
этого необходим – выбирать школе. И, может, не
таким и сложным окажется рецепт школьного
счастья, если этот путь будет грамотно выбран
педагогами, поддержан доверием родителей,
обеспечен заинтересованностью детей.
Валентина РЕПИНА
Фото из архива школы
|