Тема: Может ли спорт
заменить физкультуру?
Я против замены уроков тренировками!
Хотелось бы высказать свое мнение на
ваши публикации в газете № 1 («Реорганизация
преподавания физической культуры в Пензенской
области», «Главное – возможность
выбора»).
Я двумя руками за то, чтобы ДЮСШ и
другие спортивные организации сотрудничали с
образовательными школами, чтобы в школу
приходили тренеры по различным видам спорта, но я
категорически против замены уроков физической
культуры тренировками.
Во-первых, существует различие в целях.
Хотим мы того или не хотим, тренировка нацеливает
ребят на определенный результат, да и тренер не
лишен амбиций. А на уроке ведь должны заниматься
все, не только абсолютно здоровые дети, но и с
разными наклонностями и не всегда любящие спорт
или данный вид спорта.
Во-вторых, почему для девочек только
аэробика? Они что, не хотят научиться играть в
баскетбол, волейбол, заниматься легкой атлетикой
или гимнастикой? Ведь мы в таком случае опять
хотим что-то им навязать! Я не против уроков
аэробики, это прекрасное средство физического
воспитания, вернее, одно из средств. В своей школе
я делаю так. В конце I четверти прошу девочек в
классах разделиться на группы по 2–4 человека и
приготовить комплекс ритмической гимнастики на
12–15 мин. Дети самостоятельно подбирают
музыку, составляют комплексы и выдают такие
интересные комбинации, что дух захватывает.
Иногда они даже костюмы себе изготавливают на
уроках труда. Таким образом, каждая группа
выполняет с девочками класса свои комплексы на
3–5 уроках, а мальчики в это время занимаются
атлетической гимнастикой. Но если из четверти в
четверть, из года в год заниматься аэробикой, то
как же можно говорить тогда о полном среднем
образовании? А девочка вырастет, станет мамой, и
она первая может научить своего ребенка
кувыркаться, бегать, прыгать, играть. Но при одном
условии: маму надо научить! Я всегда с
удовольствием смотрю, когда в школу приходят
поиграть 35–40-летние родители. Их дети слышали,
что мама когда-то играла за сборную школы, города,
была призером первенства области. Да, у нее уже не
та выносливость, не та прыгучесть, но техника и
понимание игры остались, и этого никто не
отнимет. А какими глазами в момент игры смотрят
на своих родителей дети!
В-третьих, вряд ли обучение одному виду
спорта будет способствовать гармоническому
развитию личности, когда непознанными остаются
огромные области спорта. «Специалист подобен
флюсу: полнота его односторонняя», – утверждал
Козьма Прутков. Занятия на уроках физической
культуры различными видами спорта способствуют
всесторонней подготовке детей, их олимпийскому
образованию. На уроках детям необходимо
рассказывать об истории Олимпийских игр, о
чемпионах Олимпийских игр, о спортсменах,
прославивших нашу страну, о технике различных
видов спорта. Дети с удовольствием занимаются на
гимнастических снарядах, изучают технику
легкоатлетических упражнений, учатся играть в
баскетбол, волейбол. И почему, если у нас в школе
есть этот спортивный инвентарь, я не должен его
использовать?
И еще пример. На уроках гимнастики
ребенок научился выполнять кувырок вперед.
Пришел он на тренировку, и тренер предложил ему
выполнить упражнение: ускорение – кувырок
вперед – ловля мяча – бросок в корзину в
движении. И таких упражнений можно привести
массу! Таким образом, на уроках закладывается
фундамент, а во внеурочное время, на тренировке
идет совершенствование технических, физических
качеств.
Наш предмет, физическая культура,
отличается от других тем, что он связан с
практикой. Необходимо постоянно увязывать
теоретические знания учащихся с практическими
заданиями. Надо «заряжать мозги», как говорится в
одной рекламе. Надо все время ставить перед
детьми вопросы и вместе с ними искать ответы.
Примеры? Пожалуйста! От чего зависит дальность
полета снаряда? От скорости разбега, от начальной
скорости снаряда, от траектории полета, от угла
вылета снаряда, роста спортсмена и т.д. и т.п.
Какие силы действуют на прыгуна в высоту? Сила
тяжести, центробежная сила, центростремительная
сила и т.д. А пресловутый вопрос: «Зачем нужно
изучать технику низкого старта?» Покажите
ученикам фотографию старта в беге на 100 м на
Первых Олимпийских играх. Кто-то стартует с
палочками в руках, кто-то принимает положение
высокого старта, а чемпион (будущий) Г. Барк – с
низкого старта. При низком старте центр тяжести
находится впереди опоры (ноги). Человек же
обладает чувством самосохранения и, чтобы не
упасть, начинает быстро «перебирать» ногами.
Где-то к 30 м спортсмен выпрямляет туловище
увеличивая при этом длину шага. Таким образом при
высокой частоте движений с увеличением длины
шага увеличивается скорость. Ответ на
поставленный выше вопрос: «Низкий старт
необходим для того, чтобы как можно быстрее
развивать максимальную скорость». Для того,
чтобы ее сохранить, нужно тренировать скоростную
выносливость и т.д. А как тренируется скорость?
Когда обучающий процесс станет творческим, то
уроки уже не будут «муштрой».
Почему мы бегаем на уроках кроссы? Да,
это тяжело! Но расскажите детям о благотворном
влиянии циклических видов спорта, в данном
случае бега, на сердечно-сосудистую и
дыхательную системы организма, заострите
внимание учеников на роли бега в закаливании
организма и в профилактике простудных
заболеваний. В то же время, продолжительный бег
выступает как средство укрепления воли. А роль
бега в подготовительном периоде у спортсменов
(футболистов, хоккеистов и т.д.) вообще трудно
переоценить. При недостаточной общей
выносливости нельзя начинать работу над
специальной выносливостью. А это уже
практическая связь бега с успехами юных
спортсменов, и не только в игровых видах.
В последние годы стали популярны
олимпиады по предмету «Физическая культура».
Посмотрите, кто становится победителем? Дети,
разносторонне подготовленные! Дети, которые
обладают выносливостью (бег), могут
непринужденно и элегантно выполнить акробатику,
достаточно сильны (подтягивание у мальчиков,
сгибание и разгибание рук в упоре у девочек),
наделены ловкостью и быстротой (челночный бег) и
к тому же имеют навыки спортивных игр. Да, я
согласен, что можно «натаскать» некоторых детей
и они станут призерами соревнований. На
соревнованиях городского уровня я с большой
долей уверенности могу сказать, ученики каких
школ будут в числе призеров. Почему? Потому что я
знаю всех преподавателей и знаю, кто как ведет
уроки. А глядя на участников соревнований, можно
с уверенностью говорить о том, в какой школе
уроки проводятся в соответствии с комплексной
программой, в какой школе занимаются
разносторонней подготовкой. На областном уровне
это немного нивелируется, так как выступают все
же победители районов и городов. Но и там видно,
что побеждают дети, имеющие «школу» движений.
Согласитесь, что на таких детей смотреть
приятнее, чем на тех, кто освоил один вид спорта. И
еще. Согласно «Теории и методике физического
воспитания», человек освоивший большое
количество умений и навыков, быстрее освоит
новые. А это уже поможет ему в дальнейшей жизни, в
освоении профессии. Ведь, в конце концов, не всем
же быть спортсменами. Я за то, чтобы школа имела
свое лицо, свои традиции, свою историю, чтобы дети
получали на уроках представление о различных
видах спорта, а во внеурочное время занимались,
тренировались, совершенствовались в избранном
виде спорта.
По моему глубокому убеждению, нельзя
выносить урок физической культуры за сетку
общего расписания. Далеко не все дети могут
посещать секции и тренировки во внеурочное
время. У детей ведь тоже есть свои увлечения:
рисование, музыка, танцы, факультативы по
предметам, кружки по интересам, всевозможные
курсы и т.д. и т.п. И такие дети, которым необходима
двигательная активность, могут пострадать из-за
необдуманного решения.
И совсем немного о жизни в провинции.
Наша школа невелика – в ней 230 детей, есть
небольшой спортзал (18ґ9), комната для настольного
тенниса, комната атлетической гимнастики с
самодельными тренажерами, гирями, гантелями,
штангой, спортивные площадки для баскетбола,
футбола, беговая легкоатлетическая дорожка. В
школе работают секции легкой атлетики, футбола,
волейбола, баскетбола, настольного тенниса,
атлетической гимнастики и шашек.
В нашем городе 18 школ. О своих коллегах
я мог бы рассказать много интересного. Даже в
тяжелые 90-е годы у нас проводились соревнования
среди школьников по отдельным видам спорта,
спартакиады. Спортивная жизнь не замирала
благодаря А.Т. Колесникову, Н.Н. Матияш, В.Д.
Авдиенко, В.В. Солодунову и многим, многим
другим.
В последние годы произошли изменения:
ввели третий урок физической культуры за счет
регионального компонента, стали выделять
спортинвентарь. Но третий урок рекомендован, и
складывается такое впечатление, что его могут
отменить в любой момент. Два года подряд получаем
кое-какой инвентарь. В последний раз даже
получили список, по которому можно было выбрать
необходимый в школе спортинвентарь. Но мячи
стоимостью 350 руб. китайского производства
больше месяца не «служат», а на рынке они стоят 100
руб. Таким образом, 250 руб. где-то «прилипают».
Видимо, с другим инвентарем происходит то же
самое.
Все ДЮСШ – №№ 1, 2, 16, которые
работают в нашем городе, сотрудничают со школами,
многие учителя работают совместителями. Так что
связь ДЮСШ – общеобразовательная школа у нас
действует давно. Возможно, это от нашей бедности,
ведь названные организации имеют не очень
хорошую спортивную базу и вынуждены идти к нам.
Эти люди неравнодушны к детям и полностью отдают
себя работе с ними, живут их успехами и неудачами,
переживают вместе с ними.
Николай БАУЛА
учитель физической культуры
Ростовская область
|