Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2005

ШКОЛА
 

Любить предмет – значит сделать его уважаемым

Физической культуре как предмету в нашей школе вообще уготована роль замыкающего. Так ее значение оценивается, например, в классных журналах или на последней странице школьного дневника, где выставляются четвертные отметки и где она вписана в последней тройке учебных дисциплин. И сегодня, как и четверть века назад, в ходу усмешки одноклассников по поводу тех, у кого «пятерки» по физкультуре и по пению. Это как же надо было столько лет «стараться», чтобы добиться такого результата: физкультуру – составляющую здоровья – сделать падчерицей. И сегодня, что греха таить, достаточно школ, где физическую культуру убивают неуважением сами педагоги. Нет какого-то урока – отправляют посидеть в спортзал, и неважно, что там уже два разных по возрасту класса, что нет спортивной обуви. Что-то разгрузить, передвинуть – подобные проблемы решают за счет снятия мальчиков с физкультуры или труда. Прививочную кампанию, как и репетиции художественной самодеятельности, проводят, снимая с уроков физкультуры. В результате физическая культура у нас не на третьем месте и не на пятом. А руководитель одной престижной гимназии, например, сказал, что у него «физкультура, к сожалению, даже не на десятом месте». Только думается, если бы он об этом действительно сожалел, то как руководитель просто бы не допустил подобного. И на этом фоне не может не вызывать уважения желание вернуть физкультуре внимание и любовь.

Переполненный зал – это и есть настоящий праздник

В школе № 771 Северного округа Москвы «Неделя физкультуры», тоже по традиции, была в учебном марафоне последней, но на этот раз не замыкающей, а именно завершающей.

В день открытия первые уроки оказались и первыми... жертвами. Но «украденное» у других уроков для участия всех классов в празднике открытия учебное время обязательно вернется сторицей. Первоклассники смотрели во все глаза. Не уверена, что все они поняли суть происходящего, но заполненный до отказа спортивный зал, поднятие флага в сопровождении гимна и зажженный факел они уж точно не забудут. Лица многих представителей сильной половины старших классов были приятно удивлены выступлением сборной команды девочек по аэробике, которая к тому же еще побеждает на окружных и городских соревнованиях. Добавить к этой церемонии представление чемпионов школы по видам спорта, да чтобы младшие могли увидеть и потрогать их спортивные награды – было бы самым логичным завершением праздника открытия.

...Но главное спортивное событие первого дня ожидало впереди.

Успех в соревновании – не всегда главное

После уроков зал заполнили учащиеся восьмых-девятых классов. Лучшим их представителям предстояло защищать честь своих коллективов в конкурсе «Мистер и Мисс Спорт». Безусловно, программу можно было придумать любую, в том числе, и более интересную. Но, может, этого как раз и не надо было делать? Может, действительно, целесообразно, по мнению учителей физкультуры Станислава Александровича Палехи и Динары Равильевны Измайловой, включение в программу конкурса нормативных упражнений? Каждый сидевший в зале на собственном опыте знал, что значит «качать» пресс, отжиматься от пола, держать на вытянутых руках «блины» штанги, забивать штрафные броски, прыгать через скакалку с максимальной скоростью. Все эти не особенно любимые упражнения школьной программы, включая еще и акробатическую комбинацию, должны были определить сильнейших.

Участники по своим физическим данным, конечно же, различались. Например, девятикласснику Ване Новикову тяжелая атлетика просто не могла оказаться под силу. Но этому мальчику так не хотелось быть последним, что, когда качали пресс, казалось, он остановится раньше отведенного времени – стольких усилий стоил ему каждый подъем туловища. Но он не просто выдержал, а показал в этом упражнении лучший результат, победив прежде всего самого себя.

И неважно, что в общем зачете Иван набрал наименьшее количество баллов. Важнее другое: характер, сила воли, которые закаляются во многом благодаря физической культуре.

Из всех практических конкурсных заданий самым сложным оказалось выполнение двух штрафных бросков. Единственным участником, для кого это не составило особого труда, оказался другой девятиклассник Хорен Худоян. Ровное и успешное выступление Хорена на всех этапах конкурса позволило ему в итоге завоевать первое место и звание «Мистер Спорт». У девочек результаты были довольно плотными. Практически после каждого упражнения лидер менялся, но, пожалуй, ни одно из выступлений в целом нельзя назвать ярким. По сумме баллов первое место заняла восьмиклассница Юлия Зюлина.

А ведь это, милые девушки, был конкурс! Неужели не хотелось произвести впечатление? Подобрать со вкусом спортивную форму, возможно, украсить ее эмблемой, сделать свою акробатическую комбинацию непохожей на другие? Лучшей возможности, чем конкурс, проявить свою, хотя бы даже спортивную, индивидуальность, просто не придумаешь.

Один за всех и все – за одного

После конкурса учителя физкультуры говорили о том, что не ожидали, что все классы так дружно придут «болеть» за своих. Но, если это произошло, то, наверное, тоже не само по себе и не по обязанности.

...Представьте, что это вы, а не ваш товарищ, окажетесь сейчас в центре внимания, на виду у всех. Что вы почувствуете? Что вам нужна поддержка близких людей. А кто на школьных соревнованиях может быть ближе одноклассников? Никто. Вы все – одна команда, и вот такие спортивные состязания, когда один выступает за весь коллектив, учат и успехи, и неудачи делить на всех поровну. Вот и выходит, что медали победителей и призеров – заслуга в какой-то степени и коллективная.

Каждый день физкультурной недели запомнился каким-то событием. Для первых-третьих классов – эстафетой «Мама, папа, я – спортивная семья». Для всех классов начальной школы – внеурочной программой аттракционов. Для 4–5-х классов – участием в «Малых Олимпийских играх», в которых пять олимпийских колец символизировали также пять соревновательных этапов. Для средней и старшей школы это была еще и неделя индивидуальных занятий.

А КВН «Урок физкультуры на планете», пожалуй, поставил в этой цепочке не точку, а многоточие. Ведь путь физической культуры – это путь здоровья и долголетия, который, пусть понемногу, но надо стараться проходить ежедневно.

Валентина ВАСИЛЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru