Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2005

УРОК
 

Физическая культура и интеллект

Отличительной особенностью Ломоносовской школы, в которой я работаю, является наличие предмета «Интеллект», направленного на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Многие спросят, какая связь между предметом «Физическая культура» и интеллектом? Огромная, поверьте!

Работая в начальной школе, я заметил, что новые упражнения дети лучше разучивают, если наряду с физической разминкой использовать разминку интеллектуальную. Поэтому в этой части урока раньше я использовал различные игры на внимание: «Запрещенное движение», «Генерал приказал» и т.д. А последние два года, используя дополнительную разметку, описанную в «Настольной книге учителя физической культуры», играю с ребятами в «Цифры и буквы». Это – наша игра, так назвали ее ребята.

Правила игры «Цифры и буквы»

Пол спортивного зала необходимо разметить «точками» (квадратами 5 см на 5 см), располагающимися на расстоянии 1,5–2 метра друг от друга. Ряды «точек» по лицевым и боковым линиям следует обозначить буквами (от А до Е) и цифрами (от 1 до 9). Каждая точка при этом будет иметь свое название: например, «Б2» или «Д6». Разметка напоминает детскую игру «Морской бой». Буквы и цифры лучше нарисовать на стене, чтобы с любого места спортзала они были хорошо видны. Такая разметка поможет вам при проведении эстафет, разучивании прыжка в длину, расстановке гимнастических снарядов, приеме беговых тестов и так далее.

Но вернемся к сути игры «Цифры и буквы». Учитель называет цифру (к примеру, 2), а задача детей – встать на любую точку в ряду «2». Усложняя задачу, можно дать пример 2+3, 3+6. Если в ответе число двузначное, к примеру 25, следует встать на точку в ряду 2 или 5. Тему интеллектуальной разминки учитель физической культуры может согласовать с классным руководителем. Можно использовать любые арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и извлечение корня). Уровень сложности определяет учитель в зависимости от возраста учеников. Соответственно, при названной букве (например, «Б») ребята выстраиваются в ряд «Б». Опять же, усложняя, можно произносить слово «Арбуз». А ребята должны выстроиться в ряд «А», ориентируясь на первую букву данного слова – «А». Если назвали слово «Медведь» – в ряд «Е», так как буквы «М» нет в разметке вашего спортзала, а буква «Е» занимает второе место. Тот, кто последний займет необходимую точку, выходит из игры и называет свое задание для других ребят либо выполняет штрафное упражнение. Ввиду своей динамичности (дети бегают наперегонки) игра позволяет сочетать умственную деятельность с физической. Кроме этого, преследуя конкретные задачи урока, можно выполнять перемещения по спортзалу, ведя баскетбольный мяч или с хоккейной клюшкой, в приседе или на одной ноге.

Желание использовать в игре английские слова заставило нас нанести дополнительно английские буквы. Учитель называет английское слово, например, «a cat», а ученики занимают ряд «С». Можно назвать русское слово, а ребята, выполнив перевод, располагаются в ряду под английской буквой. А размеченные геометрические фигуры позволяют еще раз повторить соответствующую тему. В общем, фантазии нет предела.

Рекомендую проводить разминку в подготовительной части урока физической культуры не более 5–10 минут с определением учеников, которые лучше других справились с заданием. Но считаю, что эта игра может быть использована как самостоятельное средство, способствующее развитию внимания, памяти, мышления.

Я буду очень рад, если эта игра понравится вам, дорогие коллеги, и вашим воспитанникам.

Владимир ВИНОГРАДОВ,
учитель физической культуры Ломоносовской школы

МОСКВА

Фото Кирилла ЖУРАВКА

 

Рейтинг@Mail.ru