Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2005

УРОК
 

Интеллектуальная физкультура

Продолжая публикацию про интеллектуальные игры и упражнения на уроке физической культуры, я хочу познакомить вас с еще одной увлекательной игрой.

Необходимым условием игры является разметка спортивного зала, обозначенная точками или квадратами (5 см на 5 см) на полу на расстоянии 1,5–2 м друг от друга. Ряды точек по лицевым линиям следует обозначить буквами (от А до Е), а по боковым – соответственно цифрами (от 1 до 9).

Данная разметка напоминает детскую игру морской бой. Буквы и цифры желательно обозначить на стене, чтобы с любого места спортзала они были хорошо видны. Как вы поняли, каждая точка имеет свое название, к примеру, «5Ж» или «6Е». Так и появилась игра «Отгадай слово».

На точки раскладываются карточки с буквами. К примеру, буква С – на точку 5В, П – на точку 8Г, О – на 5Ж, Р – на 6Е, Т – на 4Г. Карточка представляет собой квадрат из картона 6 на 6 см с обозначенной заглавной буквой на лицевой стороне, а на обратной стороне обозначено место этой буквы в спортзале. К примеру, карточка с буквой «С» с обратной стороны обозначена знаком «5Б» и так все 33 буквы.

Буквы могут быть разложены учителем перед уроком, но как только дети приобретут небольшой опыт, маркировка на обратной стороне карточки позволяет выполнять эту работу им, что, кстати, экономит время учителя. У меня на уроке время подготовки к игре занимает 1 мин. Разложенные по спортзалу карточки с буквами позволяют «зашифровать» различные слова. К примеру, задание 5В, 8Г, 5Ж, 6Е, 4Г – можно считать выполненным, если ребенок назовет вам слово «спорт».

5.jpg (12846 bytes)

В зависимости от возраста меняется и сложность задания. Слово может состоять из трех букв, а может из семи. Усложнить задание можно сменой порядка букв. К примеру, ответом к заданию 5Ж, 4Г, 6Е является слово «рот». Задания я обычно заранее записываю на доске отдельно для мальчиков и для девочек. На выполнение трех заданий (одно слово из трех букв, одно – из четырех, одно – из трех с измененным порядком букв) ученики 2–4-х классов тратят приблизительно 5 минут. Рекомендую учителю заранее приготовить папку зашифрованных слов с решением задач. Можно разбить слова по тематике (животные, виды спорта, столицы государств), а можно – по сложности (3, 4, 5, 6, 7 букв). Эта игра, безусловно, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Но, кроме этого, играя в «Угадай слово», я преследую свои спортивные интересы. Ребенку даже из начальной школы, поигравшему в «Угадай слово», легче объяснить заданное направление движения, так как он лучше ориентируется в пространстве спортзала. Можно играть в «Угадай слово», ведя баскетбольный мяч, что позволяет закрепить навык ведения без зрительного контроля мяча. Задания по перемещению по спортзалу можно давать какие угодно (с клюшкой и шайбой, на одной ноге, с теннисным мячом) в зависимости от целей и задач урока. Игрой можно поднимать эмоциональный фон урока, давая задания с веселыми или подбадривающими ответами. К примеру, «Аня, с днем рождения», или «Петя – силач». Главное, чтобы игра была игрой – приносила радость и доставляла удовольствие.

Так что, играйте на здоровье!

Владимир ВИНОГРАДОВ,
преподаватель физической культуры

Фото Кирилла ЖУРАВКА

 

Рейтинг@Mail.ru