Взрослые вопросы детского спорта
Списывать проблемы на время – очень удобная позиция. В спорте это также не редкость, особенно, если речь идет о развитии новых массовых видов. Нам ведь надо сначала посмотреть, где и как пойдет дело, а уж потом строить площадки, готовить тренеров по новым дисциплинам. Не лучшей практикой, например, в развитии игровых видов спорта является «забота» о нашем спортивном престиже на взрослой международной арене, идущая параллельно с невниманием и формализмом по отношению к детскому спорту. А ведь именно с его всестороннего развития уважающее себя общество должно начинать государственную оздоровительную программу по физическому воспитанию.
Главная спортивная площадка – средняя школа
Лет двадцать назад даже трудно было представить, что спортивная площадка страны для развития массового детского спорта настолько сузится: значительно сократится количество спортивных школ, уйдут в прошлое бесплатные спортивные секции при трудовых коллективах, участие в детских спортивных соревнованиях будет связано с огромными финансовыми проблемами. Но сегодня реальность детского спорта именно такова. Более того, самой доступной, как физкультурно-оздоровительной, так и спортивной площадкой является школа – не специализированная, а обычная общеобразовательная, где в одном лице выступают учитель и тренер. И когда бываешь в таких школах, все больше убеждаешься в том, что массовый детский спорт держится у нас на энтузиазме этих людей, на огромном желании сделать физкультуру и спорт для своих учеников нормой жизни.
Оказавшись на любых детских соревнованиях, таких энтузиастов не встретить просто невозможно. А если к тому же это еще относительно молодой и только набирающий силу игровой вид спорта, где эмоции захлестывают не только игроков, но и тренеров, и зрителей, и даже судей, которым по должности положено быть беспристрастными, оставаться равнодушным просто невозможно.
Флорбол – именно такой, по российским меркам, вид спорта: молодой, развивающийся, пока выживающий в противоборстве людей, занимающих ответственные посты, которых, к сожалению, значительно больше, чем самой ответственности. И самое главное – отданный на откуп школам. Будут они его развивать – значит, быть детскому флорболу в стране.
Выбор по собственному желанию
Российский турнир «Волшебная клюшка», проходивший минувшей весной, показал, что у нас есть регионы, которые успешно развивают этот вид спорта на базе общеобразовательных школ. Хотя, если честно признаться, несколько непривычно для российских соревнований абсолютное представительство средних школ и полное отсутствие команд, представляющих спортивные школы, клубы, сборные городов или областей. Это, во-первых. А во-вторых, не маловато ли для участия в российском турнире всего трех регионов?
Руководители всех команд, игравших на турнире, работают в школе: в первой половине дня ведут уроки, а во второй – тренируют школьные команды по флорболу. И, как правило, не одну, а несколько, разных по возрасту. Такие учителя и тренеры, как Александр Иванович Казиков из школы № 2 г. Фрязино, Виталий Анатольевич Зубков и Валерий Валерьевич Мочалов из 186-й и 30-й школ Нижнего Новгорода, Михаил Владимирович Буров из московской школы № 849, – не просто энтузиасты, а профессионалы, преданные и делу своему, и детям.
Наибольшее число команд-участниц были представителями школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Как же развивается здесь флорбол и каким образом строится физкультурно-спортивная работа в школах?
Рассказывает Виталий ЗУБКОВ:
– Этот учебный год для нас в определенной степени экспериментальный. К баскетболу и волейболу, которые есть в школьной программе обучения, мы добавили флорбол. Была написана программа, она апробирована, по итогам года ее можно будет скорректировать. Но это не значит, что обучать всему мы начинаем одновременно, хотя сочетание элементов разных спортивных игр на одном уроке не исключается и может сделать урок очень интересным. И все-таки именно флорболу мы решили отдать предпочтение на уроках физкультуры в начальной школе. Прежде всего, исходя из многих его преимуществ: легкости инвентаря, минимальной травмоопасности, высокой двигательной и, что немаловажно, разносторонней активности, мобильности.
Что же касается непосредственно преподавания физкультуры в школе, то главная особенность заключается в том, что в одном классе (или одновременно в двух, если уроки проходят параллельно) оно ведется сразу тремя преподавателями по трем группам: с девочками, мальчиками и учащимися неосновных групп здоровья. Так мы работаем с первого класса по восьмой, а со следующего учебного года к этой системе подключатся девятиклассники. Два зала – большой и малый – используются по круговой системе. Из этого мы исходим при планировании занятий.
После уроков углубленно преподается флорбол – с первого по десятый класс. Как учитель я вижу, что эта игра может и у нас стать массовой. Но для этого сегодня надо развивать ее в школах. Школа сегодня действительно самое полноценное пространство для развития детского спорта. Как тренер сборной России я, конечно, заинтересован и в том, чтобы у юных спортсменов были реальные возможности для повышения мастерства после окончания школы, чтобы наши сборные команды достойно выступали на международных соревнованиях, чтобы члены спортивных федераций работали бы на благо спорта. И если мы действительно хотим, чтобы флорбол развивался массово, надо перестать прикрывать работу в целом по стране трудом региональных энтузиастов. Надо, условно, за два года поменять схему развития флорбола. Руководители должны быть настолько заинтересованными в развитии физкультуры и спорта людьми, чтобы совместными усилиями могли найти оптимальные решения финансовых вопросов, тогда и участников, остающихся за бортом соревнований, не будет.
Рассказывает Валерий МОЧАЛОВ:
– В нашем флорболе сегодня тренеры работают с командами в основном на общественных началах. Я работаю с женскими командами и очень жаль расставаться с ними по окончании школы. Изменить на данный момент ничего нельзя, можно только снова растить увлеченных спортом детей. А так хочется, чтобы им было куда пойти после школы заниматься любимым делом. Многим флорбол действительно подходит по жизненной философии. К сожалению, у нас в спорте часто политические приоритеты ставятся намного выше спортивных, и тогда вся вертикаль спорта обрушивается. Далеко за примером ходить не надо: в первом туре женского первенства России приняли участие три команды! А ведь даже несколько лет назад их было вдвое больше. Это означает только одно: в нашем флорболе происходит что-то, выходящее далеко за рамки спортивного. Мы, учителя и одновременно тренеры, можем повлиять на урок, на организацию турнира, но не можем изменить политику, пусть даже в спорте. Политические решения, превалируя над разумом, приводят к тому, что тренерские места занимают не специалисты, прошедшие обучение в спортивных институтах, школах спортивного мастерства, поигравшие сами, поработавшие с командами, а люди от спорта далекие, а самое главное – не всегда заинтересованные в развитии спортивного движения.
Если говорить о физкультурно-спортивной работе в нашей школе, то совершенно по–иному, чем в других школах, построена она у старшеклассников, где уроков физкультуры в общей сетке нет. Но закончились уроки, и – начинают работать до вечера самые разные секции: волейбол, баскетбол, настольный теннис, аэробика, флорбол, рукопашный бой, карате. Каждый учащийся записывается в любые секции по желанию. Занятия ведут специалисты-совместители и учителя физкультуры по своей специализации. При этом от выполнения программных норм старшая школа не освобождается. Программа всем известна, а кто какими средствами будет добиваться выполнения задач – это личный выбор. В конце каждого полугодия старшеклассники за свою работу «отчитываются». И могу сказать без преувеличения, что не только результаты улучшились процентов на 15–20, но и совершенно по-другому ребятами стала восприниматься физкультура.
Три зала работают в школе одновременно. Надо разгрузиться, отдохнуть, поиграть – в понедельник можно прийти на волейбол, во вторник – на флорбол, в тренажерный зал – в любое время... Залы не пустуют, произвольно формируются команды на основе выбора вида спорта, а это уже увлеченность, которая дисциплинирует не только на площадке, но и во всем остальном.
Перед тем, как перейти на такую систему организации физкультуры и спорта в школе, мы написали авторскую программу, утвердили ее в городском департаменте образования. Это тоже силы, нервы, время. Мы не собственники и свою программу рекламируем где только можно. Но главное-то все равно заключается в том, чтобы еще чей-нибудь директор был таким же энтузиастом и любителем спорта, как наш, и захотел помочь развитию школьного спорта и физкультуры.
Утверждаться значит соревноваться
Если юное поколение останавливает свой выбор на спорте, то, конечно, мечтает в нем совершенствоваться и чего-то добиваться. А значит, что естественно и понятно, должно быть место, где были бы условия для тренировок, во-первых, и возможности для участия в соревнованиях, во-вторых. Положение, когда в пределах России команды из-за отсутствия финансовой поддержки один-два раза в год не могут собраться все вместе на турнир, свидетельствует только о том, что без возможности полноценно соревноваться и обмениваться опытом нельзя говорить о совершенствовании мастерства игроков, тренеров, а также судей. А значит, и строить какие-то общие перспективы – затея малоэффективная.
Наблюдая, как самозабвенно дети гоняют мяч или шайбу, понимаешь, что это именно та жизненная подзарядка, которая убережет от стрессов, перегрузки, научит владеть эмоциями. О спортивных играх и занятиях, которые выбирают дети, нельзя не говорить еще и потому, что очень хочется помочь нашим девчонкам и мальчишкам утвердиться в правильности их собственного выбора – взять в постоянные жизненные спутники физкультуру и спорт.
Чемпионских высот достигнут немногие. Но любителей физкультуры и спорта, без сомнения, будет больше, если нашему российскому детскому спорту мы, взрослые, не на словах, а на деле будем помогать решать далеко не детские проблемы.
Валентина РЕПИНА
Фото Николая ЖУРАВКА
|