Что об отметках думают наши ученики?
Из словаря русского языка:
Отметка – принятая в учебной системе оценка знаний и поведения учащихся.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь.
Отметка – оценка
Следовательно, оценка – это все то, что мы говорим ученику о нем, о его результатах и достижениях, то есть общаемся лично с ним, убеждаем, уговариваем, разбираемся в его неудачах, победах и срывах. Если правильно подберем слова, если не махнем на ребенка рукой и не отправим его в дальний угол, чтобы не мешал и не мешался, то, уверяем вас, ребенок, он же личность, о которой мы все любим говорить, поверит вам, придет к вам и на ваш предмет, потому что будет уверен, что он вам не безразличен. Мы не только не потеряем его, но и поможем поверить в свои силы. И это вернется уважением к нам, преподавателям, уважением и любовью к нашему предмету. Помните, что право оценивать есть не только у учителя, но и у ученика. О нас никогда не скажут плохо, если мы будем принимать ребенка таким, какой он есть, с его удачами и неудачами, победами и срывами.
Отметка, скорее всего, является субъективной частицей нашей работы, которую мы стараемся подогнать под разные параметры, понятия, наше настроение. Но, выставляя ее в официальный документ, иногда бьем жестоко и больно по психике ребенка и родителей. Нельзя не брать в расчет реакцию родителей на отметку. Порой, не разобравшись, в чем дело, не поговорив с ребенком и не найдя времени для посещения школы, родители не только не помогают выбраться из сложившейся ситуации, но и усугубляют ее.
Учителя и родители должны помнить: нет комплексов у детей, есть неуверенность в своих силах, и они ждут помощи и поддержки от нас с вами. И наш предмет требует от учеников наличия природных задатков и индивидуальных способностей. Отметка по нашему предмету оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько потенциальную возможность их личных достижений. Помните, что словом можно не только поддержать и помочь, но еще и навредить и обидеть.
А что думают учителя?
Мнение учителей по вопросу оценивания разделились. Из двадцати двух опрошенных учителей, работающих по пятибалльной системе, двадцать решительно отстаивали выставление отметки в журнал. И только два учителя были уверены, что по зачетной системе работать с детьми было бы легче.
«Чем для Вас является отметка?» – этот вопрос был задан тем, кто считает: без выставления отметок их предмет «потеряется». Ответ был одинаковым у всех: «Отметка является стимулом», «Без отметки пропадет интерес к предмету». То есть отметка играет роль добровольно-принудительного кнута.
Интерес и любовь к любому школьному предмету отметкой не завоюешь. Нам всем: и взрослым, и особенно детям – всегда хочется пойти туда, где интересно, где нам уделяют внимание, где мы можем раскрыться, где нам помогут. И контакт учитель – ученик должен быть не формальностью, а нормой общения.
На следующий вопрос: «Всегда ли Вы объективны при выставлении итоговой отметки?» – все двадцать два опрошенных учителя ответили: «Стараюсь быть объективной». В этом слове «стараюсь» есть две стороны. Если ученику не дано быть быстрым, сильным и ловким по физиологическим причинам, но он не пропускал уроков, потел и терпел, то учитель, понимая это, выставляет положительную отметку. А на вопросы учеников: «А почему?» – старается объяснить. Но дети более принципиальны в данной ситуации, и не все правильно поймут вас. Спасая одного, вы раните другого. Вторая сторона – обсуждение на педагогическом совете школы итоговых отметок, когда ребенок учится на «хорошо» или «отлично», но предмет «физическая культура» портит картину успеваемости. Коллектив встает на сторону ученика, приводя как аргумент все его плюсы. Да и учитель физкультуры понимает, что спортсменом он не станет и не выйдет никогда даже на школьные рекорды, но за добросовестное отношение к предмету по просьбе администрации и коллег ставит то, что нужно. Тем самым педагог теряет уважение учеников, которое зарабатывал месяцами, годами.
Учителя, которые в своей практике прошли сначала через отметки, а позже по разным причинам перешли на систему «зачет – незачет», однозначно отвечали, что так работать стало легче. Дети спокойно выходят на сдачу спортивных и итоговых нормативов, их не пугают тесты, секунды и метры с сантиметрами. Работая на уроке, ребенок уверен, а поэтому и спокоен, что свой зачет он отработал честно. У него не вырабатывается комплекс физического недоразвития, нет насмешек одноклассников, нет слез и срывов, а, наоборот, укрепляется уверенность в себе, в своих силах, что помогает работать над устранением других недостатков. В данной ситуации никто из учеников никогда не скажет, что вы поставили Пете или Тане незаслуженную отметку, что они не уложились в норматив, что бежали или прыгали хуже, чем все остальные, но в итоге получили отметку, как те, кто был быстрее и сильнее.
Размышления учителя-исследователя М.В. Старостенковой над существующей проблемой: «Оценивающая функция – дело учителя. Кроме того, учитель, выставляя количественную отметку, руководствуется чаще всего собственной интуицией или некими нормами, не анализируя деятельность ребенка и его продвижение в познании. Регулярное оценивание в баллах постепенно приводит к тому, что большая часть ребят не задумывается, что стоит за той или иной отметкой, им становится важной хорошая отметка сама по себе».
Ш.А. Амонашвили в своей книге «Размышления о гуманной педагогике» вообще высказывает мысль, что любая отметка плоха, так как высшие («5» и «4») подменяют детям истинный предмет познания, делают детей корыстными. Низшие же («2» и «1») нагоняют на детей страх и тревожность, толкают детей к подмене нравственных правил, а «тройка» как анестезирующее средство притупляет в детях стремление к познанию.
Академик А.В. Петровский не менее метко характеризует отметки: «торжествующая пятерка, обнадеживающая четверка, равнодушная тройка, угнетающая двойка». Амонашвили добавляет: «уничтожающая единица».
Из опрошенных родителей, чьи дети не занимаются в спортивных секциях, все ответили, что система «зачет – незачет» для их детей была бы лучше. При этом они четко понимают, за что можно получить «незачет»: за пропуск занятий, за невыполнение задач, которые поставил учитель. Все вспоминают проблемы из своего школьного опыта: у кого гимнастика – брусья или «козел», у кого легкая атлетика или лыжи, когда нужно было сдать тот или иной вид на отметку. «Это был ужас», – говорят они. Но этот ужас отметки они теперь не просто видят в глазах своих детей, но и помнят его, как кошмарный сон. Поэтому некоторые родители решают, чтобы ребенок не нервничал, лучше добыть справку на освобождение от уроков физической культуры на определенное время.
Родители, чьи дети занимаются в спортивных секциях, ответили, что для своих детей они не видят разницы, по какой системе будет оцениваться физкультура на уроке, потому что уверены в своем ребенке, в его физическом развитии, в его двигательных навыках и умениях. Но, вспоминая свои школьные годы, говорили, что было бы лучше ставить «зачет – незачет».
Мнения учащиеся 8–11-х классов разделились поровну. Те, кого природа наградила физическими способностями и качествами и кто легко справляется с нагрузкой и требованиями на уроке, – за выставление отметок. Те, у кого есть проблемы и кто проигрывает своим сверстникам, – за «зачет – незачет». Но все дети ответили, что учителя не всегда объективны при выставлении отметки на уроке или в конце четверти. Слабым ученикам учитель может поставить отметку на балл выше.
Психологи утверждают, что, если бы была введена система «зачет – незачет», а ученики знали и понимали бы значение физической культуры в жизни каждого человека и за что можно получить «незачет», недоверия к учителю не возникало бы. Не было бы насмешек одноклассников, страхов и боязни, слез и комплексов у ученика, что у него «не получится». Ребенок до школы находится в спокойной, доброжелательной среде. Ему улыбаются, его слушают, родители и бабушки радуются его успехам и желанию познавать мир. На него не давят рамки отметок. Даже неудачи малыша воспринимаются спокойно: «Попробуй еще раз». А школа – это испытание не только для ребенка, но, что самое интересное, – и для родителей. У большинства мам и пап есть только две отметки: «4» и «5», но ведь их надо за-ра-бо-тать. И мало кого интересует, что для их чада это действительно очень сложно, а порой и невозможно. Дома давление и нотации, в школе срывы и конфликты. Школьники, которые по разным причинам не могут справиться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам и срывам.
По данным корреспондента «Новых Известий» Антона Зверева, каждые сутки в среднем 17 российских подростков добровольно уходят из жизни из-за отметок в школе, которые приводят к конфликтам с родителями и учителями.
М.В. Старостенкова: «К сожалению, пока мы не можем отказаться от отметки – общество не готово еще отказаться от такого простого способа измерения и сопоставления детей. Для оценивания личности отметки явно не хватит, потому что она исходит из общих норм и критериев, тогда как дети все разные (иначе откуда взяться разным взрослым, откуда взяться разным личностям?). Поэтому оценивать их надо только относительно самих себя».
Когда ребенок перестанет бояться отметок, когда перестанет ощущать себя хуже, глупее других, потому что не успевает в ногу со всеми, тогда и начнется его личностный рост, появятся свои цели в образовании, этот процесс наполнится смыслом и станет осознанным.
В нашей школе созданы оптимальные условия для работы и творчества учителя физической культуры и для обучения детей, а безотметочная форма работы включает новые механизмы взаимодействия и сотрудничества с детьми, главный из которых – анализ учениками собственных результатов. При этом снимается давление на детей и со стороны учителя, и со стороны родителей, они чувствуют себя намного увереннее, что позволяет им на наших уроках раскрыться, не бояться новых сложных упражнений, спортивных тренажеров и снарядов. Одновременно возникает понимание необходимости нашего предмета, а творческий подход учителей физкультуры к проведению уроков дает возможность ученикам работать со своими результатами, которые они фиксируют каждый год в специальных таблицах.
Нет неталантливых и неперспективных детей, есть преподаватели, которым не хватило времени разглядеть в них личность. Пропуская через себя не только практику, но и теорию, ученики приобретают знания о себе, о предмете, что очень важно для них не только в данный момент, но и во всей дальнейшей жизни. И каждый сегодняшний ученик, став родителем, будет понимать своего ребенка, сможет вовлечь его в занятия физкультурой и спортом.
Татьяна РЖЕВСКАЯ,
Евгения ПЕТЕНКО,
учителя физкультуры
г. МОСКВА
|