Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2005

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 

Публикация статьи произведена при поддержке компании ООО «Британский Дизайн и Традиции». Обратившись в компанию «Британский Дизайн и Традиции» Вы сможете по выгодной цене приобрести такие высококачественные изделия для ландшафта, как вазоны, фонтаны, солнечные часы и перголы, основой для которых служит архитектурный бетон, обладающий высокой прочностью, надежностью и долговечностью. Предлагаемые товары выполнены на основе новейших британских технологий, обладают сходством с натуральным камнем и послужат настоящим украшением для любого участка. Подробнее ознакомиться с предложением компании «Британский Дизайн и Традиции» можно на сайте www.bdt-landshaft.ru

Из книги «Спортивный туризм:
туристское многоборье»

Программы, с которыми мы сегодня познакомим читателей в рубрике «Методическая литература», включают учебные планы и программы учебно-тренировочного этапа туристско-спортивной подготовки, этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также перечень необходимого снаряжения и оборудования. Они разработаны с учетом специфики дифференцированного личностно-ориентированного половозраст­ного, психического и физического развития учащихся.

В этом выпуске представлены программы 4–6-го годов обучения – спортивной подготовки туристов-многоборцев на следующих этапах:

  • учебно-тренировочной подготовки;
  • спортивного совершенствования;
  • высшего спортивного мастерства.

Сборник включает программы дополнительного образования детей, которые продолжают непрерывный цикл туристско-спортивной подготовки по профилю «Спортивный туризм: туристское многоборье». Программы рассчитаны на занимающихся с 13-летнего возраста и старше (7–11-й классы общеобразовательной школы). Численный состав объединения дополнительного образования (команды туристского многоборья) для успешного решения поставленных туристско-спортивных задач необходимо комплектовать, примерно в 1,5 раза превышая минимальный количественный состав команды для участия во всероссийских соревнованиях по туристскому многоборью. При этом обязательно следует учитывать деление состава команды по полу (юноши и девушки). Как правило, по сложившейся на территории Российской Федерации традиции состав команды-участницы соревнований всероссийского масштаба – 8 человек, из них не менее двух – девушки. Таким образом, необходимый квалифицированный состав команды должен быть не менее 12 туристов-спортсменов. Минимальный состав конкретной учебной группы может комплектоваться согласно действующим типовым нормативам наполняемости учебных групп, в соответствии с уровнем и этапом подготовки занимающихся.

Продвижение занимающихся по персонифицированному образовательному туристско-спортивному маршруту следует организовывать при активном взаимодействии в образовательно-воспитательном процессе педагога и воспитанника, родителей и педагогов, психолога и медицинского работника ДЮСШ, физкультурно-спортивного диспансера и общественных туристских кадров.

Книга будет интересна как преподавателям объединений дополнительного образования детей, так и тренерам-преподавателям по туризму и студентам физкультурных и педагогических вузов.

Книга вышла в 2003 году в издательстве «Советский спорт» тиражом 1500 экземпляров.

1. ОСНОВЫ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.1. Физическая культура, спорт и туризм

Этапы развития физической культуры и спорта в России. Этапы развития отечественного туризма: альпинизм, скалолазанье, туристские походы, спортивное ориентирование, туристское многоборье. Виды и разновидности туризма: активный и пассивный туризм, спортивный и самодеятельный туризм, плановый, детско-юношеский и массовый туризм. Использование элементов спортивного туризма в различных молодежных движениях: скаутов, юных спасателей, школы выживания и пр. Спортивные соревнования, история олимпийского движения. Соревнования и слеты туристов. Соревнования по видам туристского многоборья. Федерация спортивного туризма, Туристско-спортивный союз России. Туристские клубы Российской Федерации.

Практические занятия в помещении. Планирование календаря участия каждого воспитанника и команды в целом в соревнованиях по ориентированию на местности и туристскому многоборью. Просмотр, анализ и обсуждение видеосюжетов различных соревнований туристского многоборья. Разбор и анализ итогов подготовки к соревнованиям и результатов выступлений на дистанциях в третьем годовом цикле. Выявление положительной динамики спортивной подготовки каждого воспитанника и команды в целом, определение командных задач и перспектив индивидуальных «образовательных маршрутов» – циклов подготовки к квалификационным и «ответственным» соревнованиям на четвертом году обучения. Постановка ближних и дальних перспектив туристско-спортивной подготовки команды на данном учебно-тренировочном этапе.

1.2. Нормативные документы по туризму спортивному (туристскому многоборью)

Правила организации и проведения соревнований по туристскому многоборью (пешеходный и лыжный туризм). Правила организации и проведения городских соревнований по туристскому многоборью. Программы городских и област­ных соревнований по туристскому многоборью, туристских слетов. Положение о соревнованиях, основные положения. Условия проведения соревнований. Техническая информация о дистанции соревнований. Классификация соревнований по туристскому многоборью. Права и обязанности участников спортивных соревнований по ориентированию на местности и туристскому многоборью. Разрядные требования по туристскому многоборью. Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов.

Практические занятия в помещении. Изучение условий проведения городских и областных соревнований, а также положений о соревнованиях зонального и всероссийского масштабов. Обсуждение и анализ (в форме игры-тренинга) различных спортивных нештатных ситуаций на дистанциях соревнований, непосредственно при подготовке спортсмена (команды) к старту соревнований, перед стартом, на техническом этапе, на финише; правомерность (обоснованность) требований участника или капитана команды соревнований при разрешении (опротестовании) спорных ситуаций.

1.3. Допрофессиональная подготовка туристов в спортивных походах и туристском многоборье

Профессии сферы физической культуры, спорта и туризма. Допрофессиональная подготовка воспитанников для получения специальностей и профессий: повара, фотографа, экскурсовода, групповода, геолога, метеоролога, гляциолога, биолога-исследователя, географа-исследователя, менеджера, фельдшера, массажиста и др. Ознакомление с требованиями, предъявляемыми к личностным качествам и профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалистов сферы туризма, путешествий и экскурсионного дела.

Практические занятия в помещении. Организация встреч со специалистами сферы туризма, путешествий и экскурсионного дела: работниками туристских баз (инструкторами, бухгалтерами-экономистами, менеджерами); фотографом; музейными работниками (экскурсоводом, научным сотрудником, групповодом); работниками сферы обслуживания (поваром-кулинаром, шеф-поваром); медицинскими работниками (фельдшером скорой помощи, врачом врачебно-физкультурного диспансера) и др.

2. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

2.1. Топография и картография

Спортивная карта. Карты для туризма и спорта, требования к изображению на них компонентов ландшафта. Масштаб и высота сечения. Точность карт. Объективность. Полнота содержания. Информативность. Читаемость. Генерализация. Минимальные размеры. Оформление карт. Лист карты. Условные обозначения на различных картах. Географические координаты. Номенклатура карт. Ориентирование по карте, компасу и местным предметам на местности. Расстояние на карте и местности. Азимут, снятие азимутов с карты. Организация движения по азимуту. Элементы рельефа и микрорельеф равнинной и горной местности: вершина, седловина, дно, слияние, ребро, выступ, проход, гряда, перемычка, террасы. Скалы и камни. Микрообъекты. Знаки обозначения дистанции. Прокладка и описание маршрута. Копирование и чтение карт.

Практические занятия в помещении. Упражнения по изучению условных знаков, рельефа (определение высоты, крутизны склона и пр.). Изучение элементов рельефа по моделям равнинной и горной местности. Копирование, вычерчивание карт.

Практические занятия на местности. Упражнения и игры с картами: чтение по картам рельефа, микрообъектов. Измерение азимутов и движение по азимутам.

2.2. Правила проведения соревнований по туристскому ориентированию на местности

Условия и техническая информация о дистанциях ориентирования на местности на зональных и всероссийских соревнованиях (слетах) по туризму, туристскому многоборью. Характеристика особенностей туристского ориентирования: летнее и зимнее (на лыжах); по азимутам, выбору, обозначенному маршруту, по легенде, на маркированной трассе, в заданном направлении; ориентирование личное, лично-командное, командное, эстафеты, парное. Основные положения правил соревнований по туристскому и спортивному ориентированию. Определение результатов на дистанциях турист­ского и спортивного ориентирования. Права и обязанности участников соревнований по ориентированию на местности. Протесты на результат выступления, действия судей, а также на действия участников других команд. Их разрешение. Время для подачи протеста и его рассмотрение судьями.

Практические занятия в помещении. Совершенствование знаний туристами-спортсменами правил соревнований по ориентированию, условий прохождения различных дистанций, границ полигонов, контрольного времени, легенды контрольных пунктов (КП), условий проведения соревнований и порядка определения результата на конкретной дистанции.

Практические занятия на местности. Участие в соревнованиях по туристскому ориентированию. Отработка навыков и умений спортсменов по соблюдению правил и выполнению условий соревнований по туристскому ориентированию.

2.3. Техника и тактика ориентирования на местности в спортивных походах и на соревнованиях

Ориентирование в сложных ситуациях на местности. Ориентирование при тумане. Предварительное изучение маршрута по карте. Разведка, маркировка пути движения по маршруту. Действия при потере ориентировки. Измерение расстояний, планирование пути и времени, затрачиваемого на движение в горных походах. Оценка пройденного расстояния временем движения вверх и вниз по склону. Тактические действия туристов и спортсменов до выхода на маршрут, дистанцию. Составление плана (графика) движения и распределение сил для прохождения маршрута (дистанции). Выбор пути движения и факторы, влияющие на него. Тактика спортивного ориентирования на горной местности.

Практические занятия в помещении. Тренировки по поиску одинаковых (параллельных) ориентиров местонахождения на карте, мысленное представление участка местности (построение схем, планов, маршрутов по легенде, описанию), запоминание группы ориентиров с последующим их воспроизведением (рисование участка карты по памяти). Упражнения на развитие памяти. Упражнения по выбору пути движения по карте (по установке).

Практические занятия на местности. Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Прохождение участков маршрута с использованием азимутальных ходов и измерением пройденного расстояния. Участие в соревнованиях по ориентированию на местности. Пробег отрезков дистанции без карты после предварительного ее запоминания. Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах (топографических различных масштабов, орографических, спортивных). Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам. Определение азимутов и расстояний до недоступных предметов (объектов). Совершенствование тактико-технических практических приемов ориентирования на мест­ностях с горным рельефом.

2.4. Топографическая съемка местности в спортивном походе

Глазомерная и площадная съемки местности. Снаряжение для полевых и камеральных работ по съемке маршрута туристской группы.

Практические занятия в помещении. Подготовка снаряжения к полевым работам, распределение обязанностей и объемов работ в поле. Камеральная обработка результатов полевых работ, построение нитки маршрута.

Практические занятия на местности. Участие в соревнованиях по маршрутной съемке местности.

4. КРАЕВЕДЕНИЕ

4.1. Краеведческая экспедиция «Отечество»

Цели и задачи движения «Отечество». Принципы организации туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации: добровольность участия, использование средств туризма и краеведения в деятельности детско-юношеских коллективов. Концепция движения и содержание основных тематических программ. Общероссийские массовые краеведческие мероприятия: конференции, семинары, конкурсы и пр. Формы работы участников движения. Общее ознакомление с тематикой программ. Летопись родного края. Исчезнувшие памятники России. Природное наследие, экология. Школьные музеи и туристское мастерство.

Практические занятия на местности. Выполнение в рамках тематики движения «Отечество» программ исследований различного масштаба: изучение наиболее ярких или малоизвестных природных объектов и явлений; систематическая работа по фиксированию событий в туристском походе. Создание и описание экологических троп в учебно-тренировочных походах. Сбор сведений о туристах-спортсменах, мастерах своего края.

4.2. Методика организации краеведческой и исследовательской деятельности в экспедиции

Краеведение как форма изучения природно-территориальных комплексов. Комплексное краеведение. Организация и проведение гидрологических (гидрографических), геологических, зоологических (орнитологических) и экологических работ в путешествии. Основные методы и приемы комплексного описания и изучения краеведческих объектов в экспедиции – природно-территориальных ландшафтов (гидрологических, геологических, историко-архитектурных, экологических объектов). Организация исследовательской (краеведческой) деятельности звена (группы) и руководство ею в экспедиции.

Практические занятия в помещении. Составление плана наблюдения, изучения и описания природного или иного краеведческого объекта. Работа с приборами для зоологических, орнитологических, ботанических, экологических, метеорологических, геологических и гидрологических наблюдений. Ведение журналов гидролога, метеоролога, краеведа-историка, краеведа-ботаника, краеведа-эколога, краеведа-географа. Овладение основными приемами, методикой выполнения (постановки) экологических наблюдений за окружающей средой. Выявление и паспортизация на туристском маршруте экскурсионных объектов.

Практические занятия на местности. Описание по плану природных объектов: источника, реки, препятствия в туристском походе, памятника истории или архитектуры и пр. Заполнение паспорта экскурсионного объекта на туристском маршруте. Составление схемы преодоления в туристском походе препятствия, перевала, брода. Описание геологического профиля. Определение горных пород, певчих птиц (по голосу), представителей животного мира (по следам жизнедеятельности). Выполнение индивидуальных (групповых) краеведческих заданий на экскурсиях – в музеях под открытым небом, в походе – на природных объектах.

4.3. Экологические проблемы и охрана окружающей среды

Экологическая нагрузка массовых форм туризма и спорта на местность и ландшафты при проведении массовых туристско-спортивных мероприятий и туристских походов. Меры по охране окружающей среды в местах массового отдыха и туризма. Природоохранная деятельность туристов в условиях похода. Методика выявления и картирования на туристских маршрутах мест экологического неблагополучия. Экологическая культура туриста, спортсмена.

Практические занятия на местности. Обустройство и благоустройство мест отдыха в ближайшем парке, лесном массиве. Природоохранные работы на туристских маршрутах, в местах туристских соревнований.

7. ТУРИСТСКОЕ МНОГОБОРЬЕ (ПЕШЕХОДНЫЙ И ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ)

7.1. Техника и тактика пешеходного туристского многоборья на дистанциях 2–3-го класса

Цели и задачи, требования к команде по туристскому многоборью и к отдельным ее участникам. Капитан команды. Виды спортивных соревнований по туристскому многоборью. Параметры дистанций пешеходного туризма 3-го класса:

  • длинная – тактико-техническая (7–10 этапов, протяженность 10–15 км, перепад высот не менее 300 м, сумма баллов не менее 800–1200);
  • короткая – техническая (6–8 этапов, протяженность 300–1000 м, перепад высот 150 м, сумма баллов не менее 600–1000);
  • личная (8–10 этапов, протяженность до 3 км, перепад высот 120 м, сумма баллов не менее 500).

Характеристика препятствий, способы их преодоления, штрафы и типичные ошибки, взаимодействие и взаимопомощь участников в команде.

Практические занятия в помещении. Туристские узлы: рифовый, грейпвейн, шкотовый, брамшкотовый, проводник «австрийский», проводник «заячьи ушки», узел Бахмана, штык, карабинная удавка, карабинный тормоз и др. Назначение, свойства и применение узлов. Маркировка (бухтовка) веревки. Наведение и снятие командных вертикальных и горизонтальных перил. Разработка вариантов (схем) работы команды или участника при прохождении технического этапа. Скальные дистанции в пешеходном туризме. Тактико-технические приемы работы на скальном участке. Отработка отдельных приемов преодоления технических этапов, взаимодействие команды в условиях спортивного зала.

Практические занятия на местности. Установка двухскатной палатки (на колышки, крепление за горизонтальные опоры с помощью узлов, петель). Взаимодействие команды на дистанции, роль лидирующего, капитана команды, хронометриста и замыкающего участника, взаимозаменяемость, взаимопомощь и взаимовыручка. Организация работы команды на технических этапах дистанций 2–3-го класса техники пешеходного туризма:

  • перевал, подъем и спуск (несложные скалы, осыпные, снежные склоны 25–50°) с обязательной командной страховкой. Количество промежуточных точек страховки при подъеме – 3–5, длина этапа подъема 50 м, длина этапа спуска 40 м;
  • переправа через овраг по качающемуся бревну с наведением командных перил и организацией командной страховки (сопровождения) на этапе (глубина оврага 3–5 м, длина бревна 8–12 м, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через овраг по бревну, уложенному командой, с наведением командных перил и организацией командной страховки (сопровождения) на этапе (глубина оврага 3–5 м, длина бревна 8–12 м, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через овраг по параллельным перилам, наведенным командой, с организацией командной страховки (сопровождения). Груз переправляется отдельно от участников (глубина оврага 3–5 м, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через овраг по навесной переправе, наведенной командой, с организацией командной страховки (сопровождения). Груз переправляется отдельно от участников (глубина оврага 3–5 м, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через реку по качающемуся бревну с наведением командных перил и организацией командной страховки (сопровождения) на этапе (длина бревна 8–12 м, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через реку по бревну, уложенному командой, с наведением командных перил и организацией командной страховки (сопровождения) на этапе (длина бревна 8–12 м, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через реку по параллельным перилам, наведенным командой, с организацией командной страховки (сопровождения) на этапе. Первый участник переправляется вплавь (вброд) (глубина реки 0,8 м, скорость водотока до 1,5 м/с, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через реку по навесной переправе, наведенной командой, с организацией командной страховки (сопровождения) на этапе. Первый участник переправляется вплавь (вброд) (глубина реки 0,8 м, скорость водотока до 1,5 м/с, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через овраг, ручей маятником или маятником с самостраховкой (ширина препятствия до 15 м);
  • переправа через водные преграды новомаятником по наведенным командой перилам с организацией командной страховки на этапе. Первый участник переправляется вплавь (вброд) (глубина реки 0,8 м, скорость водотока до 1,5 м/с, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через водные преграды на плавсредствах с командным сопровождением или страховкой (скорость водотока до 1,5 м/с, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через водные преграды вброд по перилам, наведенным командой, с организацией командной страховки на этапе. Первый участник переправляется вплавь или вброд с альпенштоком (глубина реки 0,8 м, скорость водотока до 1,5 м/с, расстояние между опорами 15–25 м);
  • переправа через водные преграды вброд стенкой (глубина реки 0,8 м, скорость водотока до 1,5 м/с, расстояние между опорами 15–25 м);
  • траверс каньона, осыпного, скального или травянистого склона с самостраховкой по горизонтальным (наклонным) перилам, наведенным командой (длина этапа 40–50 м, крутизна 30–45°);
  • траверс каньона, осыпного или травянистого склона с самостраховкой альпенштоком (длина этапа 40–50 м, крутизна 20–25°);
  • преодоление болота по кочкам, окруженным водой (длина этапа до 20 м);
  • преодоление болота по гати с укладкой жердей (опоры окружены водой, расстояние между опорами до 3 м, длина этапа 25–30 м);
  • преодоление труднопроходимого подлеска, завалов деревьев, камней. При командном прохождении требуется гимнастическая страховка для всех участников команды (длина этапа 40–60 м, длина завала 10–20 м);
  • преодоление ледовых участков с шероховатой поверхностью (крутизна до 25°);
  • прохождение скального участка: подъем, траверс и спуск (отдельные участки до 20% с неудобными зацепами, стенка 2–3 м, крутизна склона 50–60°, удобные, но ограниченные полки в пунктах страховки. Общий перепад высот до 20 м, крутизна 40°, протяженность 25–35 м, время прохождения 35 мин.);
  • разжигание костра (кипячение воды, пережигание нити).

7.2. Техника и тактика лыжного туристского многоборья
на дистанциях 2–3-го класса

Лыжные дистанции 3-го класса: характеристика препятствий, штрафы и типичные ошибки, взаимодействие и взаимопомощь в команде. Параметры дистанций лыжного туризма 3-го класса:

  • длинная (6–9 этапов, протяженность 3–8 км, сумма баллов не менее 600);
  • короткая (5–7 этапов, протяженность до 1,5 км, сумма баллов не менее 450);
  • личная (5–7 этапов, протяженность до 3 км, сумма баллов не менее 200).

Работа команды на дистанциях, лидирующего и замыкающего участников, наблюдателя, капитана команды.

Практические занятия на местности. Организация работы команды на дистанциях 2–3-го класса по технике лыжного туризма:

  • установка и снятие палатки типа «Зима» при боковом ветре;
  • разжигание костра, печки, примуса при сильном ветре;
  • изготовление командой ветрозащитной стенки;
  • изготовление командой укрытия, иглу;
  • прокладывание, тропление лыжни со сменой ведущего и с ориентированием команды (пересеченный рельеф, протяженность до 400 м, глубина снежного покрова 0,9–1,5 м);
  • преодоление лавиноопасного участка командой: организация движения, наблюдения, соблюдение правил безопасного прохождения (выброс лавинных лент), подача команд в туристской группе (длина этапа до 150 м, начало, средина и конец этапа не просматриваются);
  • подъемы и спуски на лыжах зигзагом (длина этапа до 20 м);
  • подъемы и спуски «лесенкой» (длина этапа до 20 м);
  • подъемы и спуски «елочкой» (длина этапа до 20 м);
  • подъемы и спуски по склону без лыж, в «кошках», транспортировка лыж на себе (крутизна до 50°, длина до 25 м);
  • подъемы и спуски с организацией командных перил, с командной страховкой или самостраховкой, транспортировка лыж на себе (крутизна до 50°, длина до 25 м);
  • движение по открытому льду (длина этапа 15–20 м);
  • спуск на лыжах с поворотами – слалом (длина этапа 12–15 м);
  • спуск на лыжах по бугристому склону (длина этапа 12–15 м);
  • скоростной спуск (длина этапа 16–20 м);
  • спуск по склону с торможением и остановкой в заданной зоне (длина этапа 16–20 м);
  • преодоление реки по тонкому льду с организацией командной страховки (длина этапа 16–20 м);
  • ремонт лыж, креплений, лыжных палок, перестановка крепления и продолжение движения на отремонтированной лыже (до 4 км);
  • переправа по качающемуся бревну через водную преграду (водоток открытый) с наведением командных перил и организацией командной страховки. Груз и лыжи переправляются отдельно (длина бревна 16–20 м, расстояние между опорами 20–25 м);
  • переправа по бревну, уложенному командой через овраг, с наведением командных перил и организацией командной страховки. Груз и лыжи переправляются отдельно от участников (ширина водотока 6–8 м, длина бревна 10–12 м, расстояние между опорами 20–25 м).

7.3. Техника и тактика прохождения дистанций
поисково-спасательных работ (ПСР)

Соревнования на зимних лыжных дистанциях ПСР. Основные цели и задачи, принципы и особенности работы команды на дистанции зимой. Дистанции ПСР в пешеходном и лыжном туризме. Организация поиска пострадавшего в лавине. Условия поведения, требования по утеплению и согреванию пострадавшего. Тактико-технические приемы организации командной работы на этапах лыжной дистанции ПСР.

Практические занятия в помещении. Радиостанции и работа с ними по обеспечению двусторонней радиосвязи. Отработка навыков и технологии работы команды с пострадавшими на технических этапах лыжной дистанции ПСР. Условные знаки аварийной сигнализации.

Практические занятия на местности. Выполнение отдельных технических приемов при работе с пострадавшим на лыжной дистанции ПСР: организация страховки пострадавшего и сопровождающего, сопровождение транспортных средств, организация тормоза, полиспаста, самостраховка пострадавшего и сопровождающего и пр. Прохождение командой с пострадавшим отдельных технических этапов лыжной дистанции ПСР:

  • переправа пострадавшего через водную преграду по бревну (на волокуше);
  • подъем и спуск пострадавшего по склону (на волокуше);
  • траверс склона с пострадавшим (на волокуше);
  • транспортировка пострадавшего по глубокому снегу (на волокуше).

ПСР на дистанции соревнований по пешеходному туристскому многоборью.

7.4. Судейская практика на соревнованиях

Служба дистанций туристских соревнований по пешеходному туризму и ориентированию на местности. Начальник дистанций и его помощники, старший судья этапа. Планирование дистанций. Оборудование дистанции соревнований по ориентированию на местности и по туристскому многоборью: старт, финиш, КП и технические этапы. Судья-контролер КП. Обязанности судьи этапа, помощника начальника дистанции.

Практические занятия в помещении. Протоколы технических этапов. Работа службы дистанции по оцениванию этапов ориентирования. Протоколы пункта оценки карт (этапа ориентирования). Предварительная проверка карт участ­ников соревнований на финише. Предварительная проверка отметок КП в карточке участников, зачетно-маршрутной книжке (ЗМК) команды. Планирование и расчет оборудования, снаряжения, необходимых на различных технических этапах дистанций туристского многоборья.

Практические занятия на местности. Оборудование этапов учебных полигонов для тренировок и соревнований по туристскому многоборью: пешеходный и лыжный туризм, скальные и ледовые дистанции; ориентирование на местности. Работа в судейских бригадах в должностях: помощника начальника дистанций (блок технических этапов, блок этапов ориентирования и пр.), старшего судьи технического этапа.

7.5. Инструкторская практика

Организация и проведение туристских слетов, КВН и соревнований среди младших школьников (цели, задачи, выбор места, подготовка и оборудование дистанций, проведение мероприятий, анализ и подведение итогов). Туристские походы выходного дня. Младшие инструкторы школьного туризма – помощники туристских организаторов школы. Права и обязанности младшего инструктора при подготовке и проведении туристского мероприятия. Подготовка инструктора к занятию, тренировке, проведению однодневного пешеходного (лыжного) похода.

Практические занятия в помещении. Работа по теме занятия с литературой и с материалами маршрутно-квалификационной комиссии. Определение темы индивидуального творческого задания (подготовка туристского мероприятия, этапа, состязаний, конкурса с младшими школьниками). Подготовка туристского мероприятия (распределение обязанностей – ролей в объединении). Определение необходимого для проведения туристского мероприятия снаряжения и оборудования.

Практические занятия на местности. Посвящение в туристы. Проведение инструктором-стажером однодневного туристского похода выходного дня.

7.6. Психологическая подготовка

Развитие смелости и уверенности в себе. Коммуникация и общение. Как понять другого человека? Психологический конфликт в туристской группе, команде (способы предупреждения, выхода из конфликта). Психологическая подготовка туриста к соревнованиям, настрой на достижение результата, победу. Зависимость психологического климата от распределения физических нагрузок в команде и организации отдыха и досуга. Психологическая совместимость, слаженность туристской команды. Моральное состояние участников. Сработанность команды туристского многоборья.

Практические занятия в помещении. Психологическая игра-тренинг «Общение и взаимодействие в туристской группе (команде)». Овладение навыками предупреждения конфликтных ситуаций в межличностном общении. Психологический тренинг настроя, командного и индивидуального, на мобилизацию сил для достижения результата. Расслабление и снятие нервного напряжения. Игра-тренинг «Пойми меня» (общение жестами и знаками).

Практические занятия на местности. Формирование навыков управления эмоциями и настроением на тренировках, соревнованиях и в походах. Формирование навыков (аутотренинг) по саморасслаблению и снятию нервного напряжения после выступления на соревнованиях.

---------------------------------------------------

Программы дополнительного образования детей. Вып. 5. Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2 ч. Ч. 2. Этапы туристско-спортивной подготовки: учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства / Авт.-сост.: Ю.М. Лагусев, А.И. Зорин, Д.В.Смирнов; под общей ред. Д.В. Смирнова. – М.: Советский спорт, 2003. – 128 с.

 

Рейтинг@Mail.ru