КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Кадетский корпус
Кадетские корпуса стали вновь создаваться в
России после перестройки, а Красноярский
кадетский корпус был основан по инициативе
Александра Лебедя в 1998 году. Это один из самых
больших кадетских корпусов в Российской
Федерации, в Европе и, возможно, в мире. Он
создавался на базе расформированного военного
училища и имеет возможность использовать
практически всю материальную базу, которой это
училище располагало, включая спортивный
комплекс с бассейном, игровым и борцовским
залами, полосой препятствий.
Становление Красноярского кадетского корпуса
осуществлялось поэтапно: сначала набрали одну
роту, на следующий год число воспитанников
возросло почти вдвое. На сегодняшний момент в
корпусе учатся 650 кадетов.
Равнение на… ребенка!
Директор, Александр Сергеевич
Негруцкий, встретил нас у входа. Одетый в
штатскую одежду человек с военной выправкой
чеканным шагом шел впереди, показывая
подведомственное ему учреждение: «Вот тут у нас
спортивная школа, здесь – дирекция, а там –
спальные корпуса».
Я никогда не была приверженцем детских
учебных заведений с военной направленностью.
Дети должны иметь право быть детьми, а не
подчиненными и командирами. Но в первый день
работы меня пригласили сначала именно к кадетам.
Почему? Неужели чтобы показать мальчишек,
живущих по полувоенным законам?
Предназначение: интеграция
физкультурно-спортивной деятельности в системе
кадетского образования.
Цель: создание оптимальных условий для
формирования у воспитанников спортивной школы
потребности в здоровом образе жизни и
систематических занятиях физкультурой и
спортом.
Задачи:
– сохранение и укрепление здоровья;
– физическое развитие воспитанников и
формирование потребности в здоровом образе
жизни;
– овладение основными умениями и навыками
культивируемых видов спорта;
– подготовка спортсменов высокой квалификации,
способных пополнить составы сборных команд края,
страны. |
Мы заходим в музей Александра
Лебедя. Фотографии, форма, множество интересных
предметов. А на стене – надпись огромными
буквами:
…Либо вкладывать деньги в образование
молодежи, либо забыть словосочетание
«цивилизованный путь развития».
Александр Лебедь
С этими словами трудно не согласиться.
Похоже, здесь занимаются именно
образованием. Мне показывают лестницу, ведущую
на пятый этаж: «Хотите, пройдем выше? Там –
гимназия для девочек. У нас только уроки проходят
отдельно, а в кружках, в спортивных секциях, во
внеклассной работе мальчики и девочки обычно
участвуют вместе. Причем мальчишки такие
галантные, просто смех. Если бы Вы видели, какие у
нас проходят балы!»
Такое обучение в Красноярске называют
«раздельно-параллельным». Парадоксальное
словосочетание, довольно четко отражающее дух
этой школы. С девочками в тот день я так и не
успела встретиться, но поняла, что в Красноярском
кадетском корпусе многие организационные
процессы основаны на сочетании противоречивых
систем: армейской безоговорочной дисциплины и
демократического парламента; обязательных
уроков и хорошо организованной системы
свободного выбора занятий по интересам. Может
быть, именно такая комбинация и дает желаемый
образовательный эффект – воспитанников
образованных, физически крепких, умеющих
подчиняться общим правилам и, в то же время,
сохраняющих собственную индивидуальность?
Как сказал Александр Сергеевич,
кадетский корпус – это большая ролевая игра.
Ребята играют в военных (любимая игра всех
мальчишек, не правда ли?), а взрослые помогают им в
этом. Даже на форму, похожую на военную, педагоги
смотрят как на дисциплинирующий фактор: не для
того она, чтобы все были одинаковыми, а чтобы
умели самостоятельно ухаживать за своей одеждой
и вести себя соответственно. Ведь известно, что
военная форма заставляет мужчину выпрямиться и
расправить плечи, а бальное платье делает любую
девчушку прекрасной и женственной.
На улице мы встретились с классом,
мирно шагавшим («вразвалочку») по своим делам.
Вдруг кадеты заметили директора. Через мгновение
класс обычных детей превратился во взвод солдат,
вытянувших руки по швам и дружно чеканящих шаг:
«Равнение на...» – командир отдал приказ, и все
как один его выполнили. Приветствуют директора,
таков порядок. Военный порядок. А вот когда
Лебедь однажды приехал в корпус, пятиклассник
(это – младший возраст воспитанников) подошел к
генералу и пожал ему руку, поздоровался. Эту
сцену кто-то снял на видео, и до сих пор
подшучивают: мол, в военном мире такое было бы
невозможно.
– Потому что у нас, на самом деле, нет
четкой военной субординации, – продолжает
делиться со мной мыслями Александр Сергеевич. –
Мы уважаем своих воспитанников, они уважают нас.
Ведь главное правило в нашем кадетском корпусе,
пожалуй, такое: «делай, как я», вместо
административного «делай, как я сказал».
Пробы, сокращающие количество ошибок
В пятом классе, кроме обязательных
уроков физкультуры, ученики занимаются по
«круговой системе»: последовательно изучают
непрограммные виды спорта, но не так, как на
обычных уроках, а более серьезно, проходя
практически тренировочный процесс. Эта работа
длится пять месяцев (с 1 сентября по 1 февраля) по
одному уроку в неделю, а после этого ребята
выбирают спортивные секции, которые хотели бы
посещать. Кадеты занимаются игровыми видами
спорта, легкой атлетикой, плаванием, различными
видами единоборств. По мнению воспитателей
Красноярского кадетского корпуса и тренеров
краевой детско-юношеской спортивной школы
«Кадеты Красноярья» (в которой и тренируются
кадеты), каждый мужчина, во-первых, должен уметь
защищать себя и свою семью – поэтому мальчикам и
предлагают потренироваться в одном из видов
единоборств. Во-вторых, мужчина должен быть
выносливым, поэтому каждый воспитанник
занимается каким-нибудь видом спорта,
развивающим это качество: лыжи, плавание и так
далее. И, в-третьих, каждый человек должен уметь
координировать свои движения и выстраивать
коллективную деятельность, поэтому ребятам
рекомендуют посещать секцию игрового вида
спорта. После такой подготовки воспитанники
выбирают спортивные секции по своему усмотрению.
Иногда за годы учебы юноши могут сменить две-три
спортивные секции, развивая свои умения в разных
направлениях.
Научиться, чтобы помочь, спасти,
защитить
Подъем в 7 утра, и сразу – обязательная
зарядка: дождь ли, снег, жара или холод – утренние
занятия физической культурой не отменяются ни
при каких обстоятельствах. Проводят зарядку сами
ребята, те, кого выбрали физоргами и обучили на
специальных занятиях. На переменах они же
организуют физкультурные разминки.
Уроки физкультуры построены так, чтобы
кадеты максимальное количество времени
занимались прикладными вещами, а не просто
выполняли те или иные программные упражнения.
Они преодолевают полосы препятствий, учатся
помогать друг другу преодолевать себя. Даже
плаванию их обучают так, чтобы потом ребята могли
не просто проплыть на время какое-то расстояние,
а чтобы, например, умели помочь товарищу,
зацепившемуся за что-то под водой: учат нырять,
развязывать веревку и передвигать предметы на
глубине.
Одним из главных уроков в кадетском
корпусе считается хореография. Там юноши (вместе
с девушками из Мариинской гимназии) учатся
пластике, красивым движениям. На мой взгляд,
хореография – одна из незаслуженно забытых
обязательных составляющих физической культуры.
Старшеклассников, всех без исключения, обучают
парашютному спорту. По мнению учителей, каждый
юноша должен уметь преодолевать возможные
психологические барьеры. Каждый воспитанник,
заканчивая школу, имеет за плечами хотя бы один
прыжок с парашютом.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
|