КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Обособленное, но обязательное
дополнение…
Физическая культура – лишь часть культуры
общечеловеческой. Работа над совершенствованием
тела невозможна без работы над собой, своим
разумом, миропониманием. И главное правило, от
которого нельзя отступать при работе с детьми:
внешняя оценка, поставленная кем-то после
сравнения достижений ребенка и некоторых общих
норм, гораздо менее эффективна, чем оценка
собственная, рефлексивная. Только такая оценка
заставляет человека изменяться, трудиться над
собой и дает шанс добиться желаемого результата.
Школа
Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VI вида № 2
им. В.П. Синякова (г. Красноярск) была создана
на базе школы-интерната в 1989 г. На сегодняшний
момент это образовательное учреждение
объединяет: детский сад, коррекционную
общеобразовательную школу-интернат,
ортопедический стационар, городскую
медико-педагогическую комиссию для детей,
больных сколиозом, и специальный центр
довузовской подготовки. Словом, там есть все
структуры, от которых зависит, смогут ли взрослые
не только обучить детей, нуждающихся в
дополнительной заботе, но вылечить их от
тяжелого заболевания. Точнее – помочь детям
вылечиться и научить бороться со своим недугом.
Учителя и врачи, работающие там,
считают своей миссией «лечение и формирование
медико-физкультурного образа жизни детей,
больных сколиозом». Для этого они «организуют
целенаправленный процесс воспитания, обучения и
лечения детей, больных сколиозом,
сопровождающийся констатацией достижений
каждым воспитанником установленных
государством образовательных уровней и
состояния здоровья».
О том, как им это удается, они
рассказали на презентации, показали программу по
ЛФК, разработанную коллективом школы (она
недавно была одобрена в Министерстве).
Значимость этой работы трудно переоценить:
болеющих сколиозом детей с каждым годом
становится все больше, а хороших программ,
которые могли бы использовать преподаватели
физической культуры и школьные медицинские
работники, очень мало. Да и до школ они доходят
так редко, что практически на всех встречах с
педагогами мы слышим: «Пожалуйста, дайте
разработки по ЛФК. Они нам просто необходимы!»
Хотя... для того, чтобы ими воспользоваться, нужно
специальное образование.
Выдержки из новой программы вы найдете
в этом номере ниже, а сейчас хочется поговорить о
важном дополнении к ней. О дополнении, не
предусмотренном никакими официальными
программами. Тем не менее, мои наблюдения
показывают: все больше и больше школ используют
нечто похожее в своей работе.
Слушая рассказ директора, разбираясь в
достижениях медиков и учителей, думала: упущено
что-то важное. Именно в рассказе упущено, не в
работе: дети в школе спокойные, красивые,
уверенные в себе. Сразу видно, что усилия
коллектива приносят желаемые плоды.
Но ведь только командами, правильными
программами этого так трудно добиться! Наверняка
в школе делают что-то еще, что считают привычным и
само собой разумеющимся; есть какое-то
обособленное от программ, но совершенно
обязательное дополнение к ним...
Отражение
«Мы следим за успешностью каждого
ученика. Особенно важно сделать так, чтобы каждый
ребенок видел, чего он достиг, выполняя
упражнения, предписанные врачами, –
рассказывает директор интерната Нелли
Александровна Потапова. – У нас повсюду
развешены зеркала, чтобы дети могли видеть свою
осанку: у кого плечико ниже, у кого выше. Зеркало
все покажет, ничего не утаит».
Родители учеников говорят, что, когда
дети приходят домой на выходные, они, вместо того
чтобы лишний час понежиться в постели,
предпочитают пойти в бассейн или позаниматься
лечебной физкультурой самостоятельно. Как же
ребят приучили к самостоятельным занятиям,
которые стали неотъемлемой частью их жизни?
«Мы даем детям почувствовать мышечную
радость», – объяснили мне. Но нельзя просто
сказать: «Радуйтесь, дети!» – и ждать, что все
начнут заниматься физкультурой, тем более –
лечебной. Радость – штука тонкая, ее нужно не
только почувствовать, но и осознать. Осознание –
то же отражение, только отражение собственных
чувств. Недаром в педагогике уже много лет
существует понятие «рефлексия» (от английского
reflection – отражение).
В ответ на мой очередной вопрос о том,
что же они для этого делают, Любовь Михайловна
Кротова, заместитель директора по лечебной
работе, рассказала о том, какие упражнения
предлагаются детям, об их внутреннем стремлении
стать красивее и избавиться от существующих
физических недостатков. В школе, оказывается,
проводится даже регулярный конкурс красоты, а
некоторые старшеклассницы начинают работать в
модельном бизнесе еще в школьные годы.
Но конкурс красоты – это результат
работы. Дети же не могут жить завтрашним днем,
ожидая желаемого эффекта через несколько лет
упорных занятий и тренировок.
Какое оно, школьное зеркало?
Год назад в школе были разработаны
специальные дневники, в которых ребята ведут
наблюдения за собой. Записывают, какие
результаты были в сентябре, декабре, мае, свои
ощущения и размышления. При желании дети
показывают свои дневники педагогам, обсуждают,
что у них получается, над чем еще планируют
поработать. Похожие дневники мне встречались и в
других школах. Особенно часто детям предлагают
вести наблюдения за собственными спортивными
результатами и за физическими кондициями.
Но в красноярской школе-интернате
№ 2 пошли несколько иным путем: детям
предлагается наибольшее внимание уделить
собственным мыслям, комфортности, компетенциям и
умениям, отношению ко всему, что происходит в
школе. И заодно с этими, главными для каждого
человека вещами обратить внимание на
собственное тело и заботу о нем.
Вот как начинается дневник для
среднего звена:
«Глупо строить планы на всю жизнь, не
будучи господином даже завтрашнего дня.»
Сенека
А дальше – совершенно разные разделы.
Например:
Мои личностные качества
Самооценка. У меня бывают проблемы,
если:
я
часто ругаю, критикую себя;
я часто сомневаюсь, правильно ли я
поступил;
при самооценке учебной работы часто
занижаю (завышаю) себе оценку;
ставлю себя выше других;
не умею правильно оценить свои
успехи, неудачи;
не могу проанализировать свою
учебную работу (найти плюсы, минусы).
Тревожность. У меня бывают проблемы,
если я:
боюсь отвечать у доски;
боюсь обратиться за помощью к
незнакомому человеку;
Мне страшно, когда оценивают мою
работу;
сильно переживаю, когда мне делают
замечания;
страшно, что подумают обо мне другие.
Внимание. У меня бывают проблемы,
если я:
с трудом запоминаю, где что лежит в
классе;
часто теряю свои вещи;
допускаю много ошибок при чтении,
списывании текста;
часто отвлекаюсь, не слышу учителя на
уроке;
с трудом выполняю два дела (поручения)
одновременно.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
|