Цвета радости, или
Дневник первоклассника
Известные в практике варианты дневников самонаблюдений пока еще недостаточно дифференцированы применительно к реальным возможностям учащихся начальных классов вообще, и учеников 1-го класса в частности.
В нашей школе (№ 415 г. Москвы) администрация, учителя общеобразовательных предметов, медицинские работники постоянно призывают учащихся к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям во внеурочное время с целью поддержания организма в порядке смолоду.
Мы, учителя физической культуры, в свою очередь, с этой целью на уроках:
- разучиваем комплексы физических упражнений утренней зарядки, специальные физические упражнения на формирование осанки, физические упражнения физкультминутки;
- знакомим учащихся с организацией и проведением подвижных игр, как на воздухе, так и в школьном здании во время дождливой или холодной погоды;
- разучиваем основы техники ходьбы на лыжах, бега, метания и т.д.;
- рекомендуем учащимся повторять их во внеурочное время в качестве домашнего задания;
- сообщаем правила поведения и технику безопасности во время занятия;
- формируем основы медико-биологических знаний о личной гигиене и гигиенических процедурах в режиме дня, о гигиенических требованиях и условиях проведения занятия, о подборе одежды и инвентаря, о примерных правилах дозирования и контроля физической нагрузки и др.;
- предлагаем примерные таблицы по закаливанию организма обтиранием, обливанием, а также методики и рекомендации по закаливанию солнечными лучами на открытом воздухе.
Однако наши наблюдения показывают, что эта работа часто вызывает затруднения у учеников младшего школьного возраста, потому что они не могут объяснить родителям отдельные физкультурно-оздоровительные задания. Это приводит к тому, что родители и рады были бы помочь ребенку, но... Зачастую школьники не используют основы знаний о физической культуре во время самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительного задания, путают физические упражнения утренней зарядки со специальными физическими упражнениями на формирование осанки, не соблюдают рекомендованные методики занятий. И, что самое печальное, ученики не имеют возможности фиксировать показатели физического развития, отмечать свои успехи или неуспехи в индивидуальных спортивных результатах, вести записи по физической подготовленности.
В настоящее время дети, которые самостоятельно занимаются теми или иными физкультурно-оздоровительными видами, как нам кажется, ограничиваются только визуальными наблюдениями. А им следовало бы делать, по словам В. Даля, «поденные записки» хотя бы по одному из оцениваемых факторов самоконтроля.
В результате усилия администрации, учителей, медицинских работников и родителей часто оказываются почти бесплодными. Все попытки вовлечения учащихся младшего школьного возраста в самостоятельные физкультурно-оздоровительные занятия ни к чему не приводят до тех пор, пока в руках учеников не появится инструмент, с помощью которого они смогли бы соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми показателями и т.д. и т.п.
Мы считаем, что возможный путь преодоления такого положения дел – это создание дневника для школьника, в котором он мог бы вести самостоятельные наблюдения за своим состоянием во время физкультурно-оздоровительных занятий.
Известные в практике варианты дневников самонаблюдений пока еще, к сожалению, недостаточно дифференцированы применительно к реальным возможностям учащихся начальных классов вообще и учеников 1-го класса в частности.
Мы разработали примерный дневник школьника с физкультурно-оздоровительными заданиями, который кардинально отличается от издаваемых ученических дневников. С его структурой мы и хотели бы познакомить коллег.
Содержание нашего дневника апробировано в начальной школе № 415 г. Москвы на основании решения педагогического совета и совета школы. На первом уроке физической культуры, в начале учебного года, наряду с общепедагогическим изучением проводим специальное знакомство с целью выявления и оценки данных, характеризующих:
- уровень физического развития ученика;
- показатели физической подготовленности;
- индивидуальные спортивные результаты;
- сформированный фонд двигательных умений и навыков.
Несмотря на развернутую форму дневника, заполнение его граф и рубрик не требует от заполняющих пространных записей.
В дневнике предусматривается учет довольно широкого круга показателей, несущих информацию как объективного, так и субъективного характера.
Дважды в год (в сентябре и в мае) результаты по уровню физического развития – длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), определенные с помощью приборов текущего учебного года, – фиксируются медицинским работником. Кроме того, в дневнике приводится примерная таблица, по которой родители могут самостоятельно определить среднегармоническое развитие своего ребенка. Здесь же указана физкультурная группа, к которой отнесен ученик.
Хотим отметить, что уровень физического развития, показатели физической подготовленности и индивидуальные спортивные результаты являются личным достоянием учащегося. Оценки этих показателей не должны становиться причиной наказания или поощрения ни со стороны учителя физической культуры, ни со стороны родителей. Об этом следует сообщить родителям, и тогда произойдет важная стыковка «оценочной политики» школы и семьи.
Мы уверены, что самооценка ученика должна предшествовать оценке учительской, родительской или медицинского работника.
Сформированный ранее фонд двигательных умений и навыков ученик отмечает сам, закрашивая квадраты. Первый – если он умеет играть, или умеет заниматься, или занимается физкультурно-оздоровительным видом, показанным на рисунке, второй – если он посещает спортивную секцию по этому виду.
Центральное место на страницах дневника занимают физкультурно-оздоровительные задания на текущие семь дней и каникулярные дни. Известно, что дневник (ученическая тетрадь) служит для записи заданных уроков, но у учеников 1-го класса к началу IV учебной четверти еще неустойчивые навыки чтения и письма, поэтому физкультурно-оздоровительные задания им сообщаются устно. Виды заданий представлены в дневнике рисунками. Ряд рисунков отражают основные формы заданий: утренняя зарядка, пешая прогулка и подвижные игры. Другие рисунки добавляются с прохождением учебно-тематического плана и после прохождения темы убираются.
Родители имеют возможность познакомиться с этими заданиями по напечатанному тексту сбоку от рисунка. Настроение отражает психическое состояние занимающегося ребенка или, по словам С.Ожегова, «внутреннее душевное состояние».
Ученик после выполненного физкультурно-оздоровительного задания спрашивает себя: «Как я позанимался?», «Какое у меня настроение?» и отвечает на поставленные вопросы, закрашивая квадрат. Синим карандашом, если выполнение задания прошло «хорошо», т.е. ребенок был уверен в себе и имеет желание выполнять физкультурно-оздоровительные задания. Желтым карандашом, если выполнение задания прошло «так себе», т.е. эмоциональное состояние было неустойчивое и особого желания выполнять физкультурно-оздоровительные задания в дальнейшем нет. Красным карандашом – если занятие прошло «плохо», т.е. ребенок был расстроен, недоволен, желание выполнять физкультурно-оздоровительные задания отсутствует.
Красный цвет говорит: «Стоп!», «Подумай!». В этом случае ученику следует, прежде всего, обратиться за советом или помощью к учителю физической культуры, чтобы исправить ошибку, которую допустил, и узнать, каких именно знаний, умений или навыков ему не хватило для успешного выполнения физкультурно-оздоровительного задания.
Бесспорно, указанные в качестве примера данные самонаблюдения за настроением далеко не безупречны. И все же использование их при самоконтроле не лишено смысла, поскольку иным путем нам пока не удается обучить первоклассников делать какие-то первые выводы о том, как они занимались.
Фиксация настроения не является надежным критерием самоконтроля, однако позволяет ученику вносить определенные коррективы в выполнение физкультурно-оздоровительных заданий в другие дни. Она является не только неотъемлемым условием эффективности самостоятельного индивидуального выполнения задания, но и одним из основных источников информации, необходимой ученику, играет важную роль в самовоспитании занимающегося.
Отражение в дневнике объективных и субъективных форм самонаблюдения представлены, как видно, достаточно широко. Это объясняется, прежде всего, тем, что основное место в нем занимает двигательная деятельность, ряд внешних параметров которой, а также в определенной мере и эффект ее воздействия на ученика могут быть оценены им самим по записям в дневнике.
Для того чтобы ученик последовательно и безошибочно выполнял физические упражнения утренней зарядки, специальные физические упражнения на формирование осанки, на последних страницах дневника в приложениях учащимся предлагаются примерные комплексы физических упражнений. В приложениях также приведены примерные таблицы по закаливанию организма обтиранием, обливанием и др.
Отметим, что без расписания работы спортивных секций и факультативных занятий, сигналов к началу урока и на перемену, а также без расписания уроков на учебную четверть, которые заполняются родителями на первом их сборе в школе, перед началом учебного года, – наш дневник имел бы неполную структуру. В дневнике специальные страницы отведены для того, чтобы ребенок заносил информацию о том, какими дополнительными физкультурно-оздоровительными видами деятельности он стал увлекаться.
Нами предполагается разработать и апробировать дневники школьника с физкультурно-оздоровительными заданиями и для учащихся 2–4-х классов. В них мы предполагаем использовать показатели еще одного фактора самоконтроля – самочувствия. Сформированные у первоклассника умения и навыки по ведению дневника самонаблюдений – это основа для успешной работы с дневниками в дальнейшем.
Галина ВЕРХЛИНА,
Виктор ВЕРХЛИН
МОСКВА
|