Интервью на заданную
тему...
– Вадим Константинович, хотелось
бы начать наш разговор с определения терминов.
Какое значение Вы вкладываете в понятия
«физическая культура», «физическое воспитание»?
– Слово «культура» означает
«возделывание, взращивание». Физическая
культура – это часть культуры общечеловеческой,
она возделывает, взращивает «физическое» в
человеке. Если давать более научное определение,
то физическая культура – это система
педагогических действий, позволяющая активно
воздействовать на формирование физических
качеств человека.
Конечно, очень многое зависит от врожденных
физических качеств каждого отдельного ребенка,
но кое-что и мы можем сделать. Главное – сделать
это вовремя, потому что, если мы опоздаем, то, как
говорится, поезд уйдет. Природа создала это
расписание (так называемые сенситивные периоды,
когда дети наиболее чувствительны к
педагогическим воздействиям), и мы обязаны ему
следовать.
– Можно ли сказать, что дети,
выбирая те или иные спортивные секции
(учебно-тренировочные группы), тем самым
показывают, какой сенситивный период у них в
данный момент, и интуитивно выбирают
действительно оптимальную для себя нагрузку?
– Все не так просто. Часто они
выбирают для себя специализацию совсем по другим
основаниям, например, за компанию со своими
друзьями. И тут ничего не поделаешь. Но в нашей
концепции заложено очень важное положение:
человек может изменить свой выбор тогда, когда
захочет. Поэтому, если ребенок пришел на
тренировку «просто так», если ему неинтересно
заниматься данным видом спорта, он уйдет из этой
группы довольно скоро.
У нас есть очень простая формула: дети остаются в
тех тренировочных группах, в которых они
чувствуют себя наиболее успешными, значит, и
работа там идет с максимальной эффективностью.
Бывают, конечно, такие настырные, упорные ребята,
что не бросят никакое занятие, пока не станут в
нем лучшими, пусть даже ценой огромных усилий.
Таких мало, но они есть, и в этом тоже нет ничего
плохого. За счет регулярных тренировок в любом
виде спорта идет активное стимулирование и
развитие различных физических качеств, а это и
есть главная цель при обучении физической
культуре в школе.
– В чем основное отличие программ,
которые Вы предлагаете для общеобразовательных
школ, от программ для спортивных школ?
– Самое главное отличие – в объеме
занятий. С одной стороны, дети занимаются спортом
гораздо больше, чем на уроках физкультуры в
общеобразовательных школах: тренировки проходят
три раза в неделю по полтора-два часа, меньшее
количество занятий просто бессмысленно. Два
урока физкультуры в неделю скорее вредят, а не
помогают, потому что вызывают лишь отвращение к
занятиям, что мы часто и наблюдаем: если в пятом
классе физкультуру любят почти все, к
десятому-одиннадцатому классу большинство детей
этот предмет не любят и делают все, чтобы уроки не
посещать. С другой стороны, объем тренировок,
который обычно предлагается в спортивных школах,
не нужен основной массе ребят. Поэтому по
предлагаемым нами программам дети тренируются
гораздо меньше, чем в спортивных школах, и
интенсивность этих тренировок гораздо ниже.
– Но если ребенок сменил вид
спорта, пришел в группу, которая уже долгое время
тренировалась, он же будет менее подготовлен, чем
остальные ребята. Как же работать учителю?
– Дело в том, что
учебно-тренировочные группы не привязаны ни к
расписанию, ни к возрасту. В одной группе могут
быть акселераты и дети с замедленным развитием,
главное, чтобы их уровень физического развития,
их биологический возраст, был примерно
одинаковым.
– Скажите, а все дети выбирают
спортивную специализацию или есть исключения?
– Некоторые ребята предпочитают
заниматься понемногу разными видами спорта или
физическими упражнениями, не связанными с узкой
спортивной специализацией. Наш опыт показал, что
таких примерно 10–15%, и для них мы создаем
специальные группы «общей физической
подготовки». Выбор – это сложный
социально-психологический процесс, которым, на
мой взгляд, не нужно управлять, за ним нужно
наблюдать и следовать ему.
– Больше всего педагоги волнуются
о тех детях, которые освобождены от физкультуры
по болезни. Что будет с ними, если уроки заменить
тренировками?
– Мы уверены, что детям с
ослабленным здоровьем, которые перенесли
заболевания, заниматься физической культурой
еще более необходимо, чем остальным, здоровым
ребятам. Другое дело, что режим занятий у них
должен быть иным. Мы создаем для них специальные
группы, но эти ребята часто занимаются и в
тренировочном режиме, правда, не с той же
интенсивностью и не в таких объемах, как
остальные дети.
– Разве врачи допускают их до
тренировок?
– Мы имеем дело с теми медиками,
которые разделяют наши основные принципы.
Конечно, если врач категорически не разрешит
заниматься, мы не возьмем ученика на тренировку,
но такого у нас не бывает: если ребенок пришел в
школу, как бы он ни болел до этого, правильно
выбранная физическая нагрузка ему только
поможет.
– Нужно ли пересматривать
медицинские нормы допуска до занятий физической
культурой?
– Согласно этим нормам, ребенок
должен начать заниматься со второй недели после
своего рождения. Массаж – это тоже физическая
культура. Так что медицина с нами шагает в ногу.
– Почему же в школах так много
освобожденных от физкультуры? Именно
освобожденных, которые во время уроков сидят на
лавочках в спортзале и мирно беседуют?
– Эта проблема не такая простая.
Дело в том, что многие освобождаются от
физкультуры вовсе не потому, что они больны, а
потому, что они просто не хотят заниматься, для
этого и справку достали (или купили). Детям не
хочется заниматься той физкультурой, которую им
предлагают учителя, – вот в чем причина.
– Во многих школах России в школе
есть только один учитель физической культуры.
Видите ли Вы варианты внедрения
спортивно-ориентированного преподавания в таких
школах? И в школах, в которых нет вообще
спортивного зала?
– В такой ситуации может найти
выход только учитель, являющийся фанатом,
энтузиастом своего дела. Я работал в школе
преподавателем физкультуры в 1954 году. Тогда
всего за один год мы вместе с коллегами, ребятами
и их родителями построили стадион возле нашей
школы, причем все делали вручную. Можно сделать
все, но для этого нужно слишком много сил, а для
людей одержимых никаких преград не существует.
Нет спортивного зала? Зато есть лес, парк, озеро.
Нужно только выбрать другую стратегию занятий:
зима – лыжи, лето – легкая атлетика. А выбор
занятий можно организовывать по-разному, было бы
желание.
– Получается, что все снова ложится
на плечи учителей. С них снова будут еще больше
требовать...
– Недавно на самом высоком уровне я
сказал, что с такой инфраструктурой в
физвоспитании, как у нас, нечего думать о
здоровье наших детей. Мы ничего никогда не
добьемся. Первая наша задача – преобразование
этой инфраструктуры: должны быть совсем другие
спортивные сооружения, многоцелевые залы, в
которых должны иметь возможность заниматься
дети из разных школ.
– Почти половина школьников России
учатся в сельских и поселковых школах. Им эти
комплексы будут недоступны.
– Зато там дети совсем другие: менее
избалованные городскими премудростями. Я
заметил, что в сельских школах дети
интеллектуально очень высоко развиты. Они от
природы любознательные, я вообще думаю, что
сельская школа – это золотой фонд России. Нужно
только выбрать правильную стратегию
использования существующих там факторов.
– Понятно, что заниматься спортом
можно и на улице. Но как же быть, если в школе
работает только один учитель физкультуры? О
каком выборе при этом может идти речь?
– Выбор можно организовывать
по-разному. Во-первых, один учитель-профессионал
может достать нужную литературу, вести разные
секции. Тем более что в этих школах и детей не так
много, вполне можно справиться. Можно заниматься
с детьми различными видами спорта, но при этом
нельзя забывать, что дети действительно научатся
только в одном случае: если то, что они делают
(даже по указанию педагога), им нравится. При этом
внутренний мир ребенка мобилизуется на
стремление к совершенствованию.
– Что Вы хотели бы сказать в
заключение преподавателям физической культуры,
нашим читателям?
– Формула простая: человек
свободен. Он за все платит сам. За веру, за неверие
– за все. Нельзя заставить ни взрослого, ни
ребенка делать то, чего он делать не желает.
Вопросы, появившиеся после доклада
Вадима Константиновича БАЛЬСЕВИЧА,
задавала Ольга ЛЕОНТЬЕВА |