Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
 

Спортивные желания и школьные возможности

Направляясь на педагогический марафон в этом году, я очень надеялся услышать представителей Федерального агентства по физической культуре и спорту по проблемам дальнейшего развития физической культуры в школе. Ведь весь последний год мои коллеги только и говорят, что о замене учителей физкультуры в школах на тренеров по отдельным видам спорта. Что это – веяние времени или очередной эксперимент чиновников образования? К чему готовиться учителю в ближайшее время: к переквалификации в тренера или к поиску новой работы? А может, все останется неизменным? Ответы на эти вопросы я рассчитывал получить на Дне учителя физкультуры в рамках IV Педагогического марафона школьных предметов, проводимом издательством «Первое сентября».

Однако в программе произошли изменения, и вместо предполагаемых гостей из Федерального агентства на пленарном заседании выступил профессор Вадим Константинович Бальсевич. Меня не очень расстроила подобная замена. Я читал много публикаций профессора, но никогда не видел и не слышал его публичных сообщений. Тем более что тема спортивно-направленного воспитания мне небезразлична, так как наша школа в прошлом году приступила к работе именно в этом направлении. Правильно ли мы ведем работу, так ли понимаем идею автора – все это можно было узнать из выступления профессора.

К сожалению, выступление Вадима Константиновича Бальсевича сразу вызвало недовольство многих коллег, присутствовавших в зале.

Рассказывая о своем первом опыте спортивно-ориентированного образования в городе Омске, Вадим Константинович сообщил, что из 100 учеников, обучавшихся по его программам, 15 стали мастерами спорта международного класса. По аудитории сразу пошел шум. Из переговоров коллег можно было сделать вывод, что подобное вряд ли возможно. 15 спортсменов высочайшего уровня, все одногодки и все из Омска? Жаль, что профессор не сообщил имен спортсменов и виды спорта, в которых они отличились. Может быть, тогда напряжение в зале бы спало.

Целью спортивно-ориентированного воспитания, по словам Бальсевича, является «использование ценностей спортивной тренировки». И действительно, во время школьного урока этого сделать невозможно. Но сама предложенная организация процесса вызывает определенные опасения.

Во-первых. Почему уроки физической культуры должны переноситься во вторую половину дня? Предмет «физическая культура» является такой же составляющей базисного учебного плана, как и все остальные. Тогда по какому праву этот предмет оттесняется во вторую половину дня, когда утомление детей достигает своей высшей фазы? При подобной постановке вопроса мы сразу столкнемся с проблемой посещаемости детей. Учащиеся младших и средних классов школы занимаются помимо школы во многих кружках и секциях, причем необязательно спортивных. Вы думаете, родители этих детей променяют эти занятия на спортивно-ориентированную физкультуру? Нет. Освобожденные от определенных нагрузок дети бросятся заниматься спортом? Отнюдь. Они тотчас же воспользуются своим освобождением от физкультуры и по окончании основных уроков будут уходить из школы. А это в очередной раз подчеркнет грань между основными и второстепенными предметами школьной программы. Спросите у любого учителя физкультуры, много ли учеников, особенно старшеклассников, ходит на спаренные уроки по лыжной подготовке, если они стоят в расписании последними, скажем, на 7–8-м уроках? И совсем другая картина посещаемости, если уроки стоят в расписании в середине дня. Кроме того, ни для кого не секрет: уроки физкультуры несут и физическую, и эмоциональную разгрузку. Без уроков физкультуры в течение дня детям учиться будет не легче, а, наоборот, тяжелее.

Во-вторых. Выбор вида спорта осуществляется по желанию детей. Но мы прекрасно понимаем, что наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. В основе своей спортивно-ориентированное воспитание зависит от материальной базы школы. Если в школе всего один зал, то о каком таком выборе видов спорта может идти речь? Да еще 6 часов в неделю с каждой параллелью классов. Давайте посчитаем. 11 классов по 6 часов = 66 часов в неделю. Большинство школ у нас на пятидневной учебной неделе. Хотя есть и школы, где шестидневная рабочая неделя. Для удобства рассмотрим вариант шестидневки. Разделив на шесть дней, мы получим 11 часов ежедневных занятий. Занятия будут начинаться, скажем, с 14 часов, а заканчиваться ...на следующие сутки? И это при том, что в первой половине дня зал будет попросту простаивать.

В-третьих. Профессор Бальсевич сообщил, что «в основе системы спортивно-ориентированного воспитания лежит принцип гармоничности развития ребенка». Это тоже спорный вопрос. Переходить ребенку из группы в группу или нет, решать ему. И если ученик оставляет за собой право совершенствоваться в каком-то одном виде спорта, то никто ему не вправе в этом отказать. И тогда мы можем столкнуться с таким понятием, как «узкая специализация». К сожалению, далеко не все виды спорта способствуют полному и гармоничному развитию человека. Именно поэтому арсенал видов спорта, изучаемых на уроках физкультуры, всегда большой и разнообразный.

Все же остальные принципы, на которых зиждется спортивно-ориентированное воспитание (принцип конверсии, активного формирования, развития социальной активности и толерантности, функциональной подготовки), могут успешно использоваться и на уроках физкультуры (за исключением принципа свободы выбора учащимся вида спорта).

Нет, я не против спортивного образования. Более того, в нашей школе мы успешно внедряем эту новую технологию образования. Видимо, Вадим Константинович не нашел нужных слов, чтобы заинтересовать аудиторию.

Прежде всего, если школа хочет перейти на спортивно-ориентированное воспитание, необходимо иметь (или нужно создать!) хорошую спортивную базу. Для этого понадобится как минимум два, а лучше три зала. Второе условие – наличие достаточного количества тренеров-преподавателей. Даже при хорошем оснащении спортивной базы школы в одиночку проводить занятия по разным видам спорта нереально.

В-третьих, что касается выбора учащимися определенных видов спорта. Ведь понятно, чтобы выбрать тот или иной вид физических упражнений, нужно сначала иметь о них какое-то представление. Поэтому в задачи работы школьного учителя физкультуры как раз и входит ознакомление учащихся с различными видами спорта. Если ученик не освоил элементарных двигательных навыков, то как он сможет сделать вывод о том, какой вид спорта ему лучше подходит? Путем постоянных проб и ошибок? А не отобьет ли это у него охоту к занятиям физическими упражнениями и спортом вообще? На мой взгляд, переход на спортивно-ориентированное образование можно осуществлять лишь после того, как ребенок овладеет основными знаниями, умениями и навыками, – скажем, с 9 класса. Именно в этом возрасте интерес к обычным школьным урокам физкультуры падает, а желание реализовать себя в каком-то отдельно взятом виде спорта возрастает.

И, наконец, в-четвертых. Нельзя забывать и о том, что в каждой школе, в каждой параллели классов обязательно найдутся дети, которым будет неинтересно реализовывать свои физические возможности в одном виде спорта. Для таких детей всегда должна оставаться альтернатива – типовые, разноплановые уроки физкультуры, строящиеся на основе нескольких видов спорта. Не каждый может стать чемпионом, да и не каждый этого хочет, а помочь стать ребенку здоровым, грамотным в вопросах физической культуры – наша святая обязанность.

Алексей МАШКОВЦЕВ
Москва

Рейтинг@Mail.ru