Техника выполнения
упражнений
Шаг на месте. Иногда по ходу сюжета
персонажу бывает необходимо совершить
длительный переход. Как же создать иллюзию
преодоления большого расстояния? Театральные
режиссеры помещают актера на вращающийся круг.
Шагая навстречу движению круга, а фактически
оставаясь на месте, актер создает впечатление,
будто он прошел большое расстояние. Мим может
добиться такой же иллюзии иными средствами – с
помощью особого приема «шаг на месте». Прием
несложный, но требует точного знания техники его
исполнения.
Итак, начнем ходьбу, допустим, с правой
ноги. Выносим ее вперед, помня, что правильный,
красивый шаг всегда достигается движением ноги
от бедра. Момент, когда стопа ноги касается пола,
в пластической анатомии называется
приземлением. Будем и мы пользоваться этим
термином.
Приземления в обычном шаге и в «шаге на
месте» отличаются друг от друга.
Как обычно происходит приземление
ступни? Сначала ногу ставят на пятку, потом
ступня как бы перекатывается на носок и затем
отталкивается носком от земли. При «шаге на
месте» не происходит перенесения тяжести тела на
приземленную ступню, а следовательно,
«перекатывания».
В тот самый момент, когда ступня правой
ноги касается пола, от него отрывается пятка
левой ноги. Важно помнить, что на левой же ноге в
это время находится и центр тяжести. Это первая
фаза «шага на месте».
Далее начинается энергичное
подтягивание правой ноги в исходное положение,
не сгибая колена. Подтягивание должно
производиться плавно, без рывков, так, чтобы
ступня скользила по полу, как бы утюжа его.
А в каком положении находится в это
время левая нога? У нее своя функция.
Одновременно с подтягиванием правой ноги левая,
с приподнятой пяткой, начинает сгибаться в
колене. Весь упор сосредоточивается на
«подушечке» ступни: приняв на себя тяжесть тела,
она как бы с силой упирается в пол, позволяя тем
самым произвести подтягивание правой ноги.
Итак, подтягивание правой ноги и
сгибание левой производятся строго
одновременно. В точном соблюдении этих
требований и заключен секрет «шага на месте».
Для знакомства с полным циклом
движений осталось немногое. Как только правая
нога пришла в исходное положение, на нее тотчас
переносится центр тяжести. Левая нога,
«освободившаяся» от тяжести, выносится вперед и
опускается на пол. Затем весь цикл движений
повторяется.
Тренировать «шаг на месте» следует в
легких спортивных туфлях и непременно на
кожаной, а не на резиновой подошве. Встав между
двумя стульями и опираясь руками на их спинки,
необходимо сначала все движения проделать
медленно, по фазам, как указано на рисунках. Когда
появится достаточная легкость, непроизвольность
всех движений шага, следует включить в действие
руки и корпус. В выполнении «шага на месте» их
роль значительна.
Движения рук и ног во время обычной
ходьбы называются «перекрестной координацией».
Происходит как бы перекрещивание движений: когда
впереди правая нога, то вперед активно выносится
левая рука вместе с плечом. Это врожденное
движение во время ходьбы не дает телу
«закручиваться»: перекрестная координация как
бы выполняет роль «балансера»,
уравновешивающего вращательное движение.
Вполне возможно, что вначале (после
того как вы «оторветесь» от стульев)
перекрестная координация не будет у вас
получаться. Не стоит придавать значения первым
неудачам. Многократные повторы принесут полный
успех. В дальнейшем хорошо освоенный «шаг на
месте» может применяться мимом при создании
различных образов. «Шаг на месте», кстати
сказать, наиболее сценичен, когда исполнитель
стоит в профиль к зрителям
Бег на месте. К выразительным
средствам относится и «бег на месте». Это
динамичное действие часто бывает необходимо в
пантомимических спектаклях.
Существует несколько способов
стилизованного пантомимического бега. Первый,
самый несложный, – это видоизмененный
спортивный бег на месте. Мимы, пользуясь им,
заметно «реконструируют» спортивный бег.
Тренируя бег, необходимо помнить о следующем:
– ноги, согнутые в коленях,
поочередно энергично откидываются назад как
можно выше; касаясь пола, нога как бы подбивает
воображаемый мяч, приземление происходит на
«подушечки» ступней;
– корпус, насколько возможно, должен быть
склонен вперед;
– темп – предельно быстрый. Нужно добиваться,
чтобы какую-то долю секунды обе ноги были в
воздухе. Лишь соблюдение этих условий придает
«спортивному бегу» сценичность.
А вот еще одна форма бега на месте,
успешно применяемая при комедийных ситуациях.
Корпус отклоняется назад до возможного предела.
Если в первом случае ноги были согнуты в коленях,
то теперь необходимо держать их прямыми при
активном и высоком выбрасывании вперед.
Осваивать этот прием лучше всего вдвоем,
поочередно. Один из партнеров является
помощником: он должен, стоя сзади, подставить
свои руки под голову и спину бегущего на месте,
поддерживая его.
Чем больше отклонен корпус, чем
активнее и выше выбрасываются ноги, тем этот вид
бега выразительнее. Когда оба вида бега хорошо
отработаны, их можно объединять, комбинируя, и,
чередуя приемы, переходить от одного к другому,
не делая при этом пауз.
Расскажем еще об одном виде «бега на
месте». Чтобы лучше освоить технику этого
эффектного бега, расчленим его на отдельные
элементы. У каждой ноги здесь свои движения. Одна
нога, поднимаясь высоко на носок, делает
небольшой подскок вперед, после чего энергично
подтягивается назад в исходное положение.
Действие второй ноги необходимо
тренировать отдельно. Сначала отработайте
простейшие «махи» за счет движения в
тазобедренном суставе. Такое движение будет
напоминать качание маятника часов. Теперь
продолжайте то же движение, но согнув ногу в
колене (колено старайтесь поднимать как можно
выше). Темп «маха» имеет большое значение. Он
должен быть доведен до предельно быстрого.
Когда движения каждой ноги будут
выполняться автоматически, нужно слить эти
действия воедино, производя их одновременно.
Уточняем: в момент подскока та нога, что
раскачивается наподобие маятника, обязательно
должна быть отведена назад и согнута в колене. В
следующий момент она резко выносится вперед,
одновременно с этим нога, которая делала подскок,
возвращается в исходное положение.
Итак, подскок – вторая нога сзади;
опускание на всю ступню с возвратным
скольжением – нога-«маятник» выносится
вперед. После 12–15-ти таких маятниковых «махов» и
подскоков следует, не останавливаясь, быстро
переменить движения ног (одной ногой вместо
подскока делать маятниковые «махи», другой
вместо «махов» делать подскоки). Такие перемены
по ходу бега можно выполнять несколько раз. В
этом приеме выразительны оба ракурса –
«профиль» и «фас». Следует их чередовать. Корпус
надо стараться сильно наклонять вперед.
Движения рук во всех приемах бега на
месте точно такие же, как и при настоящем беге, то
есть по перекрестной координации.
«Тянем – потянем». В известной
детской сказке «Репка» дед вытаскивает из земли
репку. Тянет – потянет, а вытащить не может.
Значит, мышцы могут напрягаться не только при
поднимании тяжелых предметов с земли. В практике
актера пантомимы действия, подобные вытягиванию
репки, – обычная вещь. Миму случается
перетягивать канат, тащить упрямого осла,
затягивать узлы, бороться с воображаемым удавом.
Кроме того, существуют варианты
подобного действия: актер вытягивает из воды
якорь, передвигает шкаф, навалившись на него или
толкая руками, откупоривает бутылку, вонзает меч,
разламывает о колено планку.
Все эти действия требуют некоторой
протяженности во времени и потому могут быть
охарактеризованы как действия с продолжительным
мышечным усилием. Для того чтобы выполнить их
верно и выразительно, нужно передать в каждый
данный момент, какие именно мышцы напряжены,
какова сила затрачиваемой энергии.
Потренируйтесь (сначала с подлинным
партнером) в упражнении «соревнование в силе».
Для этого поставьте локти на стол, соедините
ладони и стремитесь пригнуть руку противника к
столу. Тут особое внимание надо обращать на те
моменты, когда рука партнера пригибается, но он
еще не сдается. Полезны и такие упражнения:
растягивание тугой спортивной резины (на груди и
за спиной), накачивание автомобильной
(велосипедной) шины. Тщательно проследите и точно
воспроизведите те фазы накачивания, когда
поршень насоса начинает идти с трудом, требуя все
нарастающего усилия.
Соперничество с «дверью». Один
человек стремится открыть дверь, второй держит
ее. У первого задача – войти, у второго – не
пропустить. Борьба идет с переменным успехом. В
какой-то момент дверь приоткрывается, и первый
протискивается в освобожденное им пространство
(или пытается это сделать). При тренировке с
настоящей дверью во избежание травм требуется
известная осторожность. Когда это тренировочное
упражнение точно выполняется, оно производит
большое впечатление и включается иногда в
программу выступления мимов.
Возьмем в руки канат. Тренировка с
канатом состоит из нескольких упражнений. Начнем
с наиболее легкого, называемого «бечева» и
подсказанного знаменитой картиной «Бурлаки на
Волге». Помните, как они тянут канат, по цепочке
перебросив его через плечо, характерно склонив
тела? Это упражнение (как и все остальные данного
цикла) следует выполнять с настоящей толстой
веревкой. Один конец ее либо привязывают, либо
держат партнеры. Необходимо изучить мускульное
напряжение ног: именно в этом – основа действия.
Прием «бечева» часто применяется
мимами: например, исполнитель в роли хозяина
«тянет» заартачившегося упрямого осла, а в роли
объездчика лошадей – удерживает норовистого
коня.
В этюде «Объездчик лошадей» можно
применить и другие силовые движения, которые
весьма полезно освоить миму. Содержание этюда
сводится к тому, что человек, набросив лассо, с
трудом удерживает дикую, необъезженную лошадь,
стремительно бегущую по кругу. Вот это круговое
движение и следует воспроизвести. Делается это
так. Двое помощников бегут по кругу, сильно
натянув веревку, конец которой удерживает
мим-«объездчик». Обратите внимание на то, как
само собой ваше тело, во-первых, разворачивается
на месте, а, во-вторых, отклоняется назад для
противовеса. Проделывать упражнение следует
много раз, только тогда оно может быть освоено и
передано беспредметно. Еще один этюд – лошадь,
которую объездчик удерживает за узду, внезапно
взвилась на дыбы, потянув его за собой. Это
эффектное движение тренируется следующим
образом: двое сильных помощников встают на стол и
резким рывком тянут вашу правую руку вверх.
Многократно повторяя упражнение, запомните
мышечную нагрузку и точно воспроизведите ее,
когда приступите к действиям с воображаемой
лошадью.
Звоним в колокол. Один конец
толстой веревки крепко держит ваш партнер,
стоящий на столе: он – «колокол», вы – «звонарь».
Широким движением постарайтесь качнуть
«колокол». Не следует выбирать партнера слабее
себя, иначе вы сдернете его со стола. После
тренировок с партнером то же самое нужно
проделывать беспредметно. Получается интересное
упражнение, когда его проделывают одновременно
трое «звонарей» с «колоколами» разной величины,
сопровождаемое звуком, записанным на
магнитофонной ленте. Звук – дополнительная
трудность, требующая соразмерных амплитуд
движений.
«Перетягивание каната». Лучше
всего тренировать его вдвоем или коллективно,
разделившись на две группы. Следует досконально
запоминать все ощущения, нагрузку на отдельные
группы мышц, тщательно отработать все движения
«к себе», в том числе и подтягивающее перебирание
каната. Наиболее трудны движения «от себя»,
особенно моменты рывков, когда центр тяжести
тела перемещается на одну ногу, а вторая резко
откидывается в сторону для сохранения
равновесия. При этом нога, которая приняла на
себя тяжесть тела, делает серию подскоков, так
как вы хотите удержаться, не сдавать свою
позицию.
Следует учитывать важное
обстоятельство: в тот момент, когда ваша рука и
плечо передают рывок, скажем, вправо, голова
отклоняется в противоположную сторону.
Борьба с противником продолжается.
Резкие рывки следуют один за другим или
чередуются с подтягиванием к себе, когда вам
удается пересилить партнера. Заканчивается
упражнение полным перетягиванием противника
или, наоборот, вашим поражением.
Придумайте и проделайте упражнения
на следующие действия (по три-пять на каждое):
ввинчивать, откупоривать, надавливать, крутить,
разрывать, натягивать, оттягивать, пригибать,
растягивать, распяливать, отталкивать, вонзать,
подтягивать, вышибать, крутить, наваливаться,
гнуть, бороться, накачивать.
Николай ЯНКОВСКИЙ,
учитель физической культуры |