Чтобы было
интересней!
Интерес – это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Роль интереса в деятельности любого человека велика. Именно он побуждает личность активно действовать, способен удовлетворить те или иные потребности, выступает в роли постоянного побудительного механизма.
С раннего школьного возраста мне очень нравились уроки физической культуры, а с переходом на новые формы проведения занятий мой интерес к ним усилился. Отразились ли нововведения на интересе моих товарищей, одноклассников и учащихся нашей школы?
Чтобы это выяснить, среди учащихся 5–8-х классов был организован конкурс сочинений на тему: «Что дает мне новый урок физкультуры?». Проанализировав свободные и эмоциональные высказывания детей, мы попытались понять:
- Возрастает ли интерес у учащихся к урокам физической культуры с введением новшеств, предложенных в ходе эксперимента?
- Что привлекает учащихся в новых уроках?
- Как средствами учебно-тренировочных занятий удовлетворяются интересы и развиваются индивидуальные возможности школьников в области физической культуры и спорта?
Ребята с удовольствием откликнулись на наше предложение и, по нашему мнению, достаточно искренне ответили на все эти вопросы.
Как и ожидалось, ответы школьников не были однозначными. Мои сверстники по-разному относятся к урокам физической культуры, а значит, и степень заинтересованности у них различается. Кому-то они очень нравятся, а кто-то при любой возможности старается их пропустить, но все-таки большинство ребят с удовольствием повышают свою физическую подготовленность, совершенствуются в избранном виде спорта, уважают своих тренеров-преподавателей и проявляют интерес к урокам физкультуры.
Ниже приводится ряд фрагментов сочинений, в которых мы определили наиболее значимые моменты отношения учащихся к проходящему в школе эксперименту.
- «В нашей школе проводится эксперимент по физической культуре. Эти уроки проходят вне учебного расписания и в разных спортивных залах. У нас появилась возможность выбора вида спорта по интересам» (из сочинения Фроловой Ксении, 6 «Б» класс).
- «То, что в нашей школе этот предмет разделили на отдельные секции, вызвало интерес к уроку. Мы охотнее тренируемся и добиваемся успехов во многих делах» (Алена Юганова, 5 «Б» класс).
Прежде чем ответить на второй вопрос: «Что привлекает учащихся нашей школы в новых формах урока?» – мы постарались найти ответ на другой вопрос: «При наличии каких условий возникает настоящий интерес?».
Изучив литературу в этой области, выяснили, что для этого необходимо наличие трех основных компонентов:
а) интеллектуальный компонент – это определенные знания, которыми человек обладает в интересующей его области, в нашем случае – в области физической культуры;
б) волевой компонент – наличие практической деятельности в этой сфере;
в) эмоциональный компонент – это эмоциональное удовлетворение, которое испытывает человек в интересующей сфере.
Остановимся на каждом из них при анализе сочинений.
То, что ребята действительно узнают много нового в области избранного ими вида спорта, подтверждается такими строчками из сочинений:
- «На уроках волейбола я узнаю много нового для себя. Тренер нас обучает приемам игры. Анна Юозаповна помогает нам в освоении сложных приемов. Многие из нас мечтают попасть в сборную школы по волейболу» (Фоминых Ксения, 5 «Б» класс).
В такой же степени школьники, включенные в эксперимент, реализуют и потребность в движении, получают удовольствие от процесса активной деятельности:
- «Я юноша, а значит, в скором времени буду служить в армии. Сейчас я готовлю себя к определенным нагрузкам. Физическое состояние моего здоровья должно быть отличным, а этому способствуют занятия спортом» (Саша Деревнин, 7 «А» класс).
- «Если бы не спорт и физкультура, то люди, приходя к себе домой, вели бы неподвижный образ жизни. А ведь многие знают, что из-за этого появляются сердечно-сосудистые заболевания. На уроках физкультуры у нас есть хорошая возможность научиться быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко играть с мячом и скакалкой, а самое главное – быть крепкими и здоровыми» (Петя Дулисов, 6 «А» класс).
Эмоциональная сторона занятий физическими упражнениями наиболее ярко выражена в сочинениях учащихся нашей школы:
- «Мне нравится физкультура. У нас хороший учитель, с которым мы весело проводим время на уроке. Ее зовут Раиса Андреевна. Я с удовольствием хожу в спортивный зал, потому что мой организм становится крепче и сильнее, и очень хочется, чтобы в расписании этот урок был каждый день» (Женя Иванова, 5 «А» класс).
- «Если бы не было урока физкультуры, то моя жизнь была бы скучной и неинтересной. Сейчас я серьезно увлекся легкой атлетикой. В выходные дни я сам с удовольствием катаюсь на коньках, на лыжах, люблю туристические походы» (Костя Гусев, 7 «А» класс).
- «Спорт не только помогает прославиться или иметь хорошее здоровье, но и побеждать плохое настроение» (Валерия Ендальцева, 6 «В» класс).
- Больше всего мне нравится, когда мы ходим на лыжах. Я сам биатлонист, и меня это привлекает больше, чем занятия в спортивном зале. Каждый урок дает мне новый заряд силы, бодрости и хорошего настроения» (Ваня Бурдин, 7 «Б» класс).
Все это говорит о том, что новые уроки не только не снижают интереса учащихся к активным физическим упражнениям и к спортивной деятельности, но и позволяют сделать этот интерес более устойчивым.
При изучении сочинений, наряду с положительными откликами, мы встретили строчки, которые говорят о некотором негативе учащихся (особенно у восьмиклассников) по отношению к эксперименту.
- «Плохо то, что нам приходится сидеть в школе за партой 6 уроков, и если бы физкультура была в школьном расписании, то было бы удобнее» (Алла Гладких, 8 «А» класс).
- «Я не люблю вставать рано, а урок физкультуры проводится в спортивном комплексе, который находится очень далеко от моего дома» (Катя Чечеткина, 8 «А» класс).
- «Уроки физической культуры отнимают у меня много времени во второй половине дня. У меня возникают трудности с учебой в музыкальной школе» (Кристина Коробейникова, 8 «А» класс).
Скорее всего, это связано с тем, что именно они первыми были вовлечены в эксперимент, и организационные проблемы первого года вызвали снижение уровня интереса к активным физическим занятиям у ряда учащихся.
Большинство же учащихся 5–7-х классов с удовольствием занимаются на уроках физической культуры. Нравятся эти уроки и родителям, что подтверждается следующими строчками из сочинений:
- «Новые уроки интереснее, чем обычные. На легкую атлетику приходят ребята из других классов, и мы можем с ними пообщаться. У меня уже есть первые успехи – второе место в соревнованиях среди шестиклассников. Да и болеть я стала намного меньше. Моя мама считает, что проведение занятий по физической культуре по интересам – это очень хорошо» (Ксения Фролова, 6 «Б» класс).
Артур Хазиахметов (5 «А» класс) сумел отразить все самое ценное, что, по нашему мнению, дают новые уроки для школьников.
- «Что мне дает урок физкультуры? В первую очередь, он поднимает настроение. Во-вторых, занимаясь физическими упражнениями, я становлюсь здоровым, сильным и крепким. В-третьих, у нас появилась возможность выбирать любимый вид спорта.
Два вида спорта мне очень нравятся – это плавание и баскетбол. Так как плавания не было в предлагаемом списке, то я, конечно, записался на баскетбол. Наши уроки проходят весело. И тренер наш замечательный. Сначала он проводит разминку, на которой мы учимся управлять мячом, а затем играем в баскетбол по всем правилам.
Я очень надеюсь, что уроки физкультуры не изменятся со временем».
Результаты нашего исследования в области интереса к уроку физической культуры можно продемонстрировать с помощью следующей таблицы.
Конкурс сочинений проведен, наличие интереса к новым урокам и уровень его устойчивости мы постарались выявить и проанализировать. Прекрасно понимаем, что для изучения данного вопроса имеющегося материала недостаточно, нужны дополнительные исследования. Надеемся, что мы помогли увидеть как положительные, так и отрицательные моменты эксперимента глазами его главных участников – детей.
Теперь важнейшей задачей тренеров-преподавателей станет формирование устойчивых познавательных интересов учащихся к своим урокам, к физической культуре.
А.К. СУББОТИН,
С.В. ГИЛЯШОВА
г. ЧАЙКОВСКИЙ
|