О чем пишут в журналах?
Подготовила Ирина Богданова
Физическая подготовленность детей 3–9 лет в условиях прогимназии
Проводился эксперимент с целью изучения особенностей динамики физической подготовленности детей 3–9 лет. В эксперименте приняли участие 617 детей.
Уровень физической подготовленности определялся по результатам контрольных упражнений в прыжках в длину и высоту, метании набивного мяча весом 1 кг из-за головы, челночном беге 3-10, наклонах вперед из положения стоя.
На основании экспериментальных данных автором определено, что наибольший прирост высоты прыжка отмечается в период от 4 до 5 лет, быстроты бега – от 3 до 4 лет у мальчиков и от 5 до 6 лет у девочек, дальности прыжка от 6 до 7 лет – у мальчиков и соответственно в более поздние сроки – от 7 до 8 лет – у девочек.
Двигательные способности детей в прыжках, беге интенсивно развиваются преимущественно в дошкольном возрасте. Этот период наиболее продуктивного приобретения двигательного опыта. При этом девочки в большей мере, чем мальчики, нуждаются в охвате их организационными формами физического воспитания. Половые отличия в показателях выполнения контрольных упражнений проявляются в 7 лет. Это согласуется с данными других исследований.
Автор статьи рекомендует в дошкольном возрасте шире использовать упражнения на развитие гибкости в процессе физического воспитания, так как развивать гибкость в дошкольном возрасте значительно легче, чем в более старшем, когда наблюдается низкое тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил. Развитие двигательной функции ребенка зависит от постановки процесса физического воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Е.В. ДЕМИДОВА, к.б.н.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 4, 2003.
Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей
дошкольного возраста
На базе детских садов № 293 и № 350 г. Челябинска проводился исследовательский эксперимент с участием 100 детей 4–7 лет. Авторы статьи использовали средства художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений. Были отобраны общеразвивающие упражнения, выполняемые в соответствии со спецификой художественной гимнастики, стилизованные виды передвижений и их сочетания, упражнения без предметов (волны, равновесия, повороты, прыжки), с предметами (мячом, обручем, скакалкой), элементы акробатики, хореографии, пантомимы.
Результаты исследований показали, что в процессе занятий художественной гимнастикой произошло снижение простудных заболеваний. У детей, занимающихся художественной гимнастикой, – снижение показателей ЧСС и ЧД в покое, что свидетельствовало о совершенствовании функциональных возможностей организма и экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, занятия художественной гимнастикой позволяют достичь лучших результатов в выполнении упражнений, направленных на формирование навыков правильной осанки и походки, укрепляющих «мышечный корсет», развивающих гибкость, формирующих навык рационального дыхания, способствующих нормализации эмоционального статуса; упражнений на расслабление.
Положительное влияние использование экспериментальной методики оказало и на формирование сводов стоп. Успешным было применение стимулированных разновидностей ходьбы, бега и прыжков, элементов хореографии, включая упражнения партерной хореографии, выполняемых из положений разгрузки стоп, упражнений в равновесии, поворотов. Занятия художественной гимнастикой положительно влияли на уровень освоения двигательных умений.
У детей повысилась концентрация и устойчивость внимания.
Таким образом, авторы статьи констатируют положительное влияние методики художественной гимнастики оздоровительной направленности на динамику показателей здоровья, физического и психического развития, физической подготовленности детей дошкольного возраста.
ШАРМАНОВА С.Б., к.п.н., доц., КАЛУГИНА Г.К.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 2, 2004.
Физкультурная образованность родителей детей дошкольного возраста, имеющих особые
образовательные потребности
Проведенное интервьюирование 476 родителей детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения различных типов, позволило выявить следующие данные: от 42,9% до 61,7% родителей проверяли состояние здоровья детей в текущем году. Уровень физической подготовленности проверяли лишь 3,8%–7,8% родителей.
Минимален процент родителей, считающих занятия физической культурой основным фактором, способствующим улучшению здоровья детей.
Опрос родителей о состоянии здоровья детей выявил следующее: от 17,6% до 25,7% считают, что у детей здоровье хорошее; от 67,6% до 72,4% – удовлетворительное и от 2,9% до 8,8% – плохое.
От 41,3% до 67,3% родителей считают постановку физического воспитания и оздоровительно-коррекционной работы в дошкольном учреждении хорошей; от 30,6% до 70,5% – удовлетворительной и от 2,1% до 2,9% – плохой. При этом только от 14,7% до 48,9% родителей бывали в спортивном зале конкретного учреждения.
Наибольшее предпочтение дети отдают динамическим видам деятельности. Учебные планы дошкольных учреждений составлены таким образом, что в наибольшей степени приветствуются статические формы учебно-воспитательной работы, хотя у самих детей в данном возрасте невелика тяга к статической нагрузке, что можно объяснить биологическими особенностями развития детей данной возрастной группы.
Социологический опрос показал, что только от 6,9% до 17,6% родителей занимаются физической культурой.
Анализ данных свидетельствует о том, что у родителей детей, посещающих различные типы детских садов, не существует системы регулярных или даже нерегулярных занятий физической культурой со своими детьми.
Авторы статьи считают, что уровень физкультурной образованности родителей недостаточно высок. В большей мере на него оказывает влияние самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность. Родители недооценивают роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья детей.
СЫЧЕВ А.В., доц., АНТОНЮК С.Д., доц.,
ГРИДНЕВ В.А., доц., КОРОЛЕВ С.А.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 2, 2004.
Формирование интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурной деятельности
Познавательно-развивающая технология занятий физической культурой, по утверждению автора, в модели развития личности детей дошкольного возраста занимает ключевую практическую позицию. Это и попытался доказать автор в результате проводимого им эксперимента, исходя из набора физических упражнений, основанных на использовании эйдетических (эйдетизм – образ, наружный вид), рефлексо-двигательных, игровых, идеомоторных и музыкально-ритмических методов и разнообразных организационных форм.
Анализ результатов выявил повышение уровня работоспособности у 31,7% детей. Исследование объема внимания показало: 45,3% детей – с высоким уровнем внимания, 45,2% – со средним, 9,5% – с низким. На 16% уменьшилось количество детей с острыми и хроническими заболеваниями.
МОРОЗОВА И.С., к.п.н.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 2, 2004.
Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5–7 лет
Программа «Играйте на здоровье» предусматривает использование игр с элементами спорта для развития двигательных способностей детей. Больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных игр, как городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и другие. Как показало изучение практики физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, элементарных подвижных игр для решения задач (развитие двигательных способностей, умений) явно недостаточно. Высокий интерес к играм, содержащим сложнокоординированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями в развитии организма ребенка.
Использовать подвижные игры с элементами спорта рекомендуется на занятиях физической культуры в детском саду.
ВОЛОШИНА Л.Н., к.п.н.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 4, 2003.
Влияние образно-сюжетных игр на занятиях аэробикой
на двигательные способности детей старшего
дошкольного возраста
Использование аэробики в физическом воспитании дошкольников предлагается на основе образно-сюжетных игр. Занятия должны создавать благоприятные условия для всестороннего развития детей, включать игры, упражнения для координации движений в виде игры. Автор рекомендует строить занятия с учетом ведущей роли игротерапии. Подбор средств, методов, форм педагогической работы должен быть пронизан игровой деятельностью.
РАЗЕЕВА М.В.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 4, 2003.
Развитие познавательных процессов
у старших дошкольников
средствами физического воспитания
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников средствами физического воспитания – одна из задач, стоящих перед преподавателями физкультуры дошкольных учреждений. Педагог должен использовать следующие организационно-методические приемы: сюжетная форма занятий, в которой средства физического воспитания подчинены определенной тематике; народные подвижные игры на основе художественного поэтического текста с произнесением игровых речитативов, стихов, диалогов; упражнения дыхательной гимнастики по методике О. Лобановой – Е. Лукьяновой – Е. Поповой с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе, которые выполняются в покое и в сочетании с движениями; упражнения, направленные на развитие дифференцированных движений и мелкой моторики пальцев рук; использование в процессе сюжетных занятий загадок; музыкальное оформление занятий; введение заданий, требующих сочетания двигательной и умственной деятельности; оформление мест проведения занятий в соответствии с тематикой; привлечение к выполнению этих заданий самих детей и их родителей; использование разнообразного, красочно оформленного физкультурного оборудования и инвентаря.
СЕЛИВЕРСТОВА И.Н.,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 2, 2003.
Спортивно-оздоровительная тренировка
старших дошкольников: проблемы и решения
Обсуждается эффективность применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста коротких тренировочных программ – по 10–15 занятий для развития отдельных физических качеств ребенка. Авторы статьи считают, что основой содержания физкультурной тренировки дошкольников следует считать:
а) традиционные средства и методики физического воспитания дошкольников (комплексы общеразвивающих упражнений, их комбинации и связки, основные виды движений, их условные варианты);
б) современные инновационные средства и методы физического воспитания дошкольников (круговая тренировка, средства и методы ритмической гимнастики, освоение базовых элементов спортивных упражнений);
в) компоненты технологии спортивной тренировки (этапы общей, специальной и соревновательно-игровой физической подготовки, рекреационные средства и методы).
Основными задачами физкультурной тренировки дошкольников являются:
- Стимулируемое развитие кинезиологического потенциала дошкольника в онтогенезе.
- Формирование у ребенка знаний, умений и навыков в области технологий сохранения, поддержания и укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
- Повышение функциональных возможностей основных систем организма для предстоящего обучения в школе.
Основной формой процесса физкультурного воспитания дошкольников рекомендуется считать физкультурные занятия по типу тренировки.
СТРЕЛЬЦОВ В.П., БАННИКОВА Т.А.,
«Физическая культура:
воспитание, образование,
тренировка», № 3, 2003.
|