В следующем учебном году продолжится Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». За 2004–2005 учебный год на него было прислано более четырех с половиной тысяч разработок уроков и внеклассных мероприятий, из них 120 работ по теме «Спорт в школе и здоровье детей». Все материалы опубликованы на сайте «www.1september.ru».
К сожалению, мы не можем в одном номере опубликовать все разработки: каждая из них увлекательна по-своему и может заинтересовать других учителей физической культуры. Мы отобрали лишь небольшую часть материалов, показавшихся нам наиболее оригинальными, и еще раз благодарим всех педагогов, которые поделились своим опытом, приняв участие в фестивале.
Предваряя публикацию этой выборки, хочется сказать несколько слов об уроках, ставших, пожалуй, отличительной чертой последнего времени. Я имею в виду так называемые «интегрированные» уроки. Мы намеренно привели здесь только один такой урок, потому что предполагаем в следующем году выпустить целый номер, посвященный этой теме, и приглашаем принять в нем участие всех желающих.
Идея объединения в одном учебном пространстве разных образовательных сфер – то старое, которое долгое время было незаслуженно забыто, но теперь вновь вернулось в школьную жизнь. В самом деле, кто решил, что образование должно быть раздроблено на отдельные учебные предметы? Четыреста лет назад существовала натурфилософия, теперь раздробившаяся на физику, химию, биологию, географию и бесчисленное множество их ответвлений. Во все века люди понимали необходимость заниматься культурой собственного тела, физической культурой, странным образом трансформировавшейся в набор видов спорта.
Можно ли заниматься физической культурой без понимания закономерностей биологии, истории, физики? Стоит ли вводить в общеобразовательной школе углубленный курс анатомии и физиологии человека, не опираясь на понимание детьми собственного организма и закономерностей его развития, закаливания, тренировки?
Похоже, многие педагоги однозначно отвечают на эти вопросы: нет, нельзя, нет в таком «прохождении» материала никакого смысла. И объединяют собственные усилия с опытом и знаниями своих коллег: биологов, историков, физиков.
Часть уроков была прислана на... иностранных языках. Действительно, почему бы не использовать учебное пространство в спортивном зале для закрепления навыков понимания, общения на английском, французском, немецком языках?
Итак, мы предлагаем вашему вниманию ряд разработок, присланных на Фестиваль педагогических идей. И ждем новых материалов, которыми Вы хотели бы поделиться со своими коллегами.
Фестиваль продолжается!
|