10 уроков
для не умеющих плавать
Урок № 1
На первом уроке учитель знакомится с подготовкой класса, выясняет, кто умеет и кто не умеет плавать. Однако к устным ответам не следует относиться слишком доверчиво. Проверяя подготовку класса, нужно пускать в воду одновременно не более двух человек и входить в воду по лестнице спиной вперед.
На первом занятии необходимо рассказать детям о технике безопасности и правилах поведения в бассейне. После проверки умения плавать проводится занятие в воде, в которое включаются простейшие упражнения для освоения в воде, не требующие предварительного выполнения на суше.
Упражнения выполняются на глубине бассейна по грудь.
- Держась за руки в парах, перейти бассейн туда и обратно, сначала шагом, потом бегом.
- «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх.
- Сделать вдох и погрузиться с головой под воду.
- Стоя на месте, ноги на ширине плеч, выполнять движения руками в различных направлениях (напряженными и расслабленными).
- «Кто больше проплывет?» Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).
- «Кто быстрее?» Поставить группу ребят на одну линию и по команде начать бег в воде к намеченному финишу. Объявить победителей и призеров.
Урок № 2
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Движения ног кролем под счет учителя. Упражнение выполняется в быстром темпе, с небольшим размахом между стопами. Ноги высоко не поднимать.
В воде:
- Ходьба и бег по дну, держась за руки, в парах и поодиночке. Выпрыгивание из воды.
- Погружение в воду с головой.
- Выдох в воду:
а) дуть в воду, как на горячий чай;
б) то же опустив рот в воду;
в) «умывание» – побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
- Взяться за бортик, поднять к поверхности воды таз и пятки, носки оттянуть. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем. Обязательно дать указание брызгаться. Движения выполняются в быстром темпе, чтобы ребята не успевали широко работать ногами и сгибать колени.
- То же, но в положении на спине. Выше поднять живот, не сидеть, а лежать на воде. Дать указание брызгаться. При правильном выполнении упражнения должен быть фонтанчик от стопы. Колени не сгибать и не высовывать из воды.
- Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз; то же с выдохом в воду.
- «Кто быстрее спрячется?» По команде сделать вдох и присесть под воду.
- «Кто быстрее?» По сигналу ребята бегут по дну, помогая себе гребками рук, до условной финишной черты.
- «У кого больше пузырей?» Погрузиться под воду и сделать продолжительный выдох (10–15 раз).
Домашнее задание: движения ног кролем.
Урок № 3
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Ознакомиться с упражнением «поплавок».
В воде:
- Сесть на бортик бассейна и опустить ноги в воду. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем.
- Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями рук. Прыжки из воды и погружения в воду.
- Выдохи в воду (5–15 раз).
- Движения ног кролем на груди.
- Движения ног кролем на спине.
- «Полоскание белья». Принять устойчивое положение на дне и делать движения обеими руками вправо-влево, вперед-назад, напряженными и расслабленными. Сказать ребятам, что только напряженная кисть руки позволяет опереться о воду.
- Погрузиться в воду и просчитать до 10–15.
- Выполнить упражнение «Поплавок».
- Открывание глаз в воде. Встать в пары, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера.
- Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Сосчитать до 5, 10,
- То же с выдохом в воду.
- Игры «Хоровод» и «У кого больше пузырей?».
- «Кто больше проплывет?» Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).
Урок № 4
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Движение ног кролем.
- «Скольжение» выполнить у стены.
- Наклоны вперед (ноги на ширине плеч, руки упираются в колени, голова в положении вдоха; сделать вдох, повернуть лицо вниз – выдох).
В воде:
- Ходьба, бег, прыжки, погружения и другие активные движения в воде, помогающие проявлению самостоятельности детей и играющие роль разминки.
- «Поплавок».
- Движения ног кролем на груди и на спине.
- Выдохи в воду. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, руки на коленях, лицо щекой лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох. Повторить 10 раз.
- Скольжение на груди. Встать спиной к бортику, одной ногой упереться о бортик, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на воду. Повторить несколько раз.
- Скольжение на спине. Встать лицом к бортику, руками взяться за бортик, колени подтянуть к груди, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на спину. Сразу поднять выше живот и прижать подбородок к груди. Не садиться.
- Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем.
- Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
- Игра «Мяч по кругу».
Урок № 5
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Движения рук, как при плавании кролем. Ноги на ширине плеч.
В воде:
- Ходьба, бег, прыжки, погружения, выдохи в воду.
- Скольжение на груди и на спине (до 10 раз).
- Движения ног кролем на груди и на спине.
- Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10–15 раз).
- Движения рук кролем. Ноги на ширине плеч, плечи на воду, подбородок на воду. Не торопиться.
- Скольжение на груди и на спине с движением рук кролем. Повторить 4–6 раз.
- Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10–15 раз).
- Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
- Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
- Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
- Войти в воду по грудь. Согнутыми в локтях руками (поочередно левой и правой) делать частые гребки перед грудью сверху вниз, опираясь ладонями о воду. Одновременно согнуть ноги и подтянуть колени к груди. Повторить 3–5 раз.
- Игра «Плавучие стрелы».
Урок № 6
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Выполнить движения рук кролем.
- Согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
- Согласование движений рук кролем с дыханием.
В воде:
- Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
- Движения ног кролем на груди и на спине, упираясь руками в бортик.
- Выдохи в воду с движением одной рукой кролем.
- Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха.
- Согласование движений рук кролем с дыханием, стоя в воде. Выполнять 2–3 мин.
- Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
- Движения рук кролем, стоя и передвигаясь по дну. Смотреть вперед, плечи и подбородок опустить на воду.
- Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем. Повторить не менее 10–12 раз.
- Плавание кролем на спине с помощью одних ног (кто больше проплывет).
- Дать несколько попыток проплыть самостоятельно возможно большее расстояние. Не настаивать на выборе способа – каждый плавает как хочет.
Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений одной и двух рук кролем с дыханием.
Урок №7
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Движения рук кролем на груди.
- Движение одной руки кролем с дыханием.
- Движения рук кролем с дыханием.
В воде:
- Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем. Повторить до 15 раз.
- Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (не менее 20 раз).
- Выдохи в воду с движением одной рукой кролем. Повторить каждой рукой до 1–2 мин.
- Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием (до 2 мин).
- Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем (до 10 раз) с попыткой повернуть голову и сделать вдох.
- Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до 10 раз).
- Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2-25 м.
- Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2-25 м.
Урок № 8
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
- Упражнения для согласования движений при плавании кролем.
В воде:
- Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем (до 10 раз).
- Выдохи в воду с движением одной рукой кролем (до 20 раз каждой рукой).
- Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием.
- Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову и сделать вдох сначала один раз на несколько гребков, затем чаще (до 6 раз).
- Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до 10 раз).
- Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2-25 м.
- Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2-25 м.
- Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
- Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
- Игра «Рыбы и сети».
Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений рук и дыхания, а также упражнения на согласование движений рук и ног.
Урок № 9
На суше:
- Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10–15 раз).
- Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
- Упражнения на согласование движений рук и ног под счет «раз, два, три» и т.д., добавить поворот головы и вдох.
В воде:
- Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
- Проплыть кролем на спине с задержкой дыхания (до 10 раз), добиваясь непрерывных круговых движений плечами и руками.
- Движения рук кролем на груди с дыханием на месте и в передвижении по дну (до 20 раз).
- Плавание кролем на груди с дыханием через несколько гребков (до 5 раз); то же на спине.
- Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 25 м.
- Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
- Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 25 м.
- Проплыть возможно большее расстояние кролем на груди.
- Падение в воду из положения сидя на бортике.
- Соскок в воду вниз ногами.
Урок № 10
Проводится текущий зачет по пройденному учебному материалу. Учитель оценивает выполнение следующих упражнений.
На суше:
- Комплекс ОРУ, СРУ.
В воде:
Упражнение «Поплавок».
Скольжение на груди.
Скольжение на спине.
Скольжение на груди с движениями ног кролем.
Скольжение на спине с движениями ног кролем.
Проплыть кролем с доской с помощью одних ног.
Плавание кролем на груди.
Плавание кролем на спине.
Все упражнения оцениваются с учетом техники выполнения и проплываемого при этом расстояния. После занятия обязательно нужно объяснить ребятам полученные ими оценки за выполнение каждого упражнения и вывести общий суммарный балл за 10 уроков в целом.
Отдельные упражнения и технику плавания лучших пловцов показать всему классу.
Елена ГЕРАСИМОВА,
учитель физкультуры МОУ СОШ № 1
Фото Л. ЛАРИОНОВОЙ
г. НЕРЮНГРИ
|