По принципам
олимпизма?
В последнее время мы все чаще говорим о
том, что физкультура как школьный урок должна
быть праздником, чтобы дети приходили на него с
удовольствием. Какому учителю под силу
ежедневный урок-праздник? Наверное, только тому,
который не перестает радоваться работе с детьми;
профессионалу, чей опыт, знания, мудрость и
личный пример, что совсем немаловажно, помогают
обрести этот праздник и душе, и телу. Но если
такую стимулирующую роль мы отводим уроку
физической культуры и учителю, то на какую роль
претендуют тогда детские спортивные
соревнования и их организаторы?
Только уточним: не те соревнования, в
которых школьникам надо участвовать в течение
учебного года ради получения зачета в актив
школы или управы, а те, которые дети выбирают по
своему желанию, ради которых тренируются,
отказываются от вредных привычек, жертвуют
другими интересами. Как надо относиться к
организации и проведению таких соревнований,
являющихся неотъемлемой частью развития
отечественного детского спорта, а если уж быть до
конца откровенным, – обязательным условием его
возрождения?
Ответов много, но один очень простой и
точный: по принципам олимпизма.
«О спорт! Ты – радость!
Ты устраиваешь праздники для тех, кто
жаждет борьбы, и для тех, кто жаждет этой борьбой
насладиться...»
К празднику всегда хочется
присоединиться. К спортивному или какому-то
другому – дело вкуса. Но не почувствовать
праздник невозможно. Он или есть, или его нет.
Мероприятие может пройти, а праздник – не
состояться.
...В Петровском парке на пути к
футбольному манежу ни разу не попалась на глаза
афиша о проведении открытого первенства Москвы
среди школ-интернатов для детей с нарушением
слуха и речи. Ожидание увидеть с десяток
автобусов, привезших юных футболистов и не
только из московских школ-интернатов, также не
оправдалось. Правда, оставалась еще надежда на
то, что юных футболистов будут поддерживать
болельщики.
Но в закрытом манеже с искусственным
покрытием, кроме игроков и представителей трех
команд в лице учителей, нескольких членов
федерации, – никого. Насладиться предстоящей
борьбой было некому. Ни одного зрителя. Пусто. И
грустно. Учителю физкультуры единственной
команды-гостьи из Костромы представитель охраны
даже не позволил подойти к кромке поля ...без
сменной обуви. На представителей федерации и
московских команд это правило не
распространялось.
Объединенные стоячими зрительскими
местами за пределами поля, за сеткой,
перекрывавшей манеж сверху донизу по всей длине
мини-футбольного газона, учитель физкультуры из
Костромы Анатолий Яковлевич Колодяжный и его
коллега, тренер-общественник по футболу Владимир
Александрович Разгуляев наблюдали за разминкой.
На половине костромских мальчишек было тихо,
хотя они бодро разминались, забивали мячи в
ворота, заставляли работать своего вратаря. Но
при этом они не слышали ни ударов по мячу, ни
шелеста искусственного покрытия.
На стороне соперников – команды 101-го
столичного интерната – также царило боевое
настроение. Физически москвичи были мощнее своих
соперников. И хотя мальчишкам по 12–13 лет, и те, и
другие вполне осознавали свои возможности.
Был дан свисток, и началась борьба:
по-детски азартная, по-настоящему спортивная и
бескомпромиссная. Хозяева атаковали больше, но
г ости в первом тайме, хотя и с трудом, но
выстояли, а во втором забили гол...
«О спорт! Ты – справедливость!..
Ты – беспристрастен.
Ты учишь, что правила соревнований – закон...»
С той самой минуты, как мяч влетел в
сетку ворот москвичей, сразу заметно изменился
характер работы судей, которые попросту
перестали замечать нарушения, допускавшиеся
московской командой. Самих ребят нельзя было
упрекнуть в чрезмерной грубости. К слову сказать,
все команды играли достаточно корректно. Просто
судьи, говоря языком болельщика, судили в одну
сторону.
В такой ситуации особенно хотелось
поддержать костромских мальчишек. Сделать это
мог только их учитель физкультуры, который
всякий раз, как только чей-то мальчишеский взор
обращался к нему с немым вопросом, жестами
показывал, что они – молодцы, и надо дотерпеть. А
судьи тем временем добавляли лишние минуты,
откровенно желая помочь своим. Однако юным
футболистам из Костромы удалось сохранить
победный счет: справедливость восторжествовала.
Но, как оказалось, ненадолго.
По правилам проведения спортивных
соревнований, если в однодневном розыгрыше
участвуют три команды, то пару во второй игре не
игравшей команде составляет команда,
проигравшая в первой встрече. Почему на этом
месте оказался победитель первой игры – совсем
не загадка. Практически без отдыха и не имея в
запасе игроков, костромичи вышли на поле...
– Нас пригласили за две недели, –
сказал Анатолий Яковлевич. – Радости мальчишек
не было предела, и мы понимали, что сама поездка в
Москву для них праздник. Но мы-то готовили
команду другого возраста, что задолго до этого
обговаривалось. И, конечно, рассчитывали на
большее число команд, все-таки первенство
открытое.
Во второй игре – 30-ому московскому
интернату – гости уступили: слишком много сил
было отдано в первой встрече. И как только
арбитры поняли, что дело сделано и гостям матч не
выиграть, стали активно награждать их мячом за
нарушения правил соперником, которые порой даже
не просматривались.
Неужели даже детским соревнованиям
нельзя обеспечить благородную и честную борьбу?
«О спорт! Ты – плодотворность!
Ты преградой встаешь на пути пагубных
недугов, извечно угрожающих людям...
Ты утверждаешь: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Для детей, имеющих серьезные
отклонения от норм здоровья, занятия спортом –
это в полном смысле окно в мир. Законы спорта,
если им обучать с детства и по Кубертену, дают
шанс найти свое достойное место в жизни и тем, у
кого возможностей для этого в сотни раз меньше,
чем у других. Те, кто помогает детям-инвалидам
открывать окно в жизнь, в первую очередь
заслуживают достойной оплаты, хороших
спортивных площадок, инвентаря. И уж, конечно, не
одного подарочного мяча на всю команду, тем
более, что и команд было всего три!
– У меня взрослый сын занимается с
детства легкой атлетикой. Сам я играл в
футбол, – рассказывает Владимир
Александрович Разгуляев. – И вдруг наступило
опустошение детского спорта. А в итоге: легко
разрушенное опять начинаем восстанавливать, но с
огромным трудом. Взять хотя бы спартакиады. Не
так это просто – любить спорт. Это ежедневный
труд, это отказ, например, для моих мальчишек от
курения, потому что они понимают, что к здоровью и
спорту оно не имеет никакого отношения. В
интернате работаю на общественных началах.
Стараемся участвовать во всех соревнованиях,
ведь для наших ребят это опыт не только
спортивный. Общение – для них самая большая
радость. А для него, конечно, нужны поездки,
встречи. Руководство города понимает это и
помогает.
И здесь нельзя не сказать еще и о том,
что организационные моменты, например,
приветствие команд, награждение лучших игроков
турнира, предусматривали (как это всегда бывает
на подобных соревнованиях) речевое обращение
участников, что является чуть ли не самым
трудным.
Любой урок в школе для ребенка
неслышащего и неговорящего, а физкультура и
занятия в спортивной секции особенно, важны не
только с точки зрения освоения учебной
программы, но и потому, что каждый раз – это шанс
научить его произносить новое слово.
– Это совсем другой, по-своему
трудный, детский мир, – говорит Анатолий
Яковлевич Колодяжный, который в этом «мире»
ведет физкультуру уже 35 лет. – Но надежда и мечта
у детей должны быть, а мы стараемся им помочь их
сохранить, как и здоровье.
«О спорт!.. Ты – согласие.
Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь
уважать друг друга...»
Три игры пролетели быстро. Каждая
команда одержала по одной победе, по разнице
забитых и пропущенных мячей ребятам из Костромы
отдали второе место, и они сегодня же
отправляются на своем автобусе домой. На
знакомство с Москвой как с культурным центром
поездка не рассчитана. И, несмотря на то, что
обратный путь пройдет мимо Выставочного центра,
они смогут увидеть из окна автобуса только
главный вход. А что-то по-настоящему главное
теряется, когда соревнования организовываются
не как праздник, а как отчетное мероприятие.
Организаторы, например, наверняка знали, что в
оставшейся пятерке подобных московских
школ-интернатов футбольных команд, да еще
конкретного возраста, просто нет: за несколько
минут общения с директорами это становилось
ясно. Но рядом – Московская область, и затраты –
не как до Костромы. И если уж арендуется такой
дорогой манеж, то это должно быть оправдано.
К определенному часу мероприятие
завершилось, потому что холл манежа уже
заполнили юные футболисты динамовской школы,
пришедшие на тренировку. Почему бы не пригласить
их было часа на два пораньше? И кто знает:
посмотри они, как играют их сверстники с
ограниченными возможностями, может, и открылось
бы у кого «второе» дыхание на всю спортивную
жизнь!
Вдруг представилось: открытый стадион,
заполненные трибуны, команды из школ-интернатов
разных городов, сменяющие на поле друг друга.
Зрители – футболисты детских спортивных и
общеобразовательных школ – горячо поддерживают
своих коллег по ремеслу, которые их не слышат, но
не видеть и не чувствовать не могут. В течение
нескольких дней, пока идет турнир, хозяева
московских интернатов показывают гостям свой
город, а вечерами устраивают чаепития.
В обычных школах, чьи учащиеся
побывали зрителями на подобном турнире, он не
обойден вниманием, потому что у детей во всех
случаях бывает много вопросов.
Организаторы и почетные гости прибыли
не только к награждению, но и приняли участие в
торжественном открытии и рады были с трибуны
поболеть за юных спортсменов...
Пусть так и будет. Только такие
соревнования объединяют, воспитывают уважение
друг к другу, вселяют надежду на будущее.
Валентина РЕПИНА |