Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2005

ИГРЫ. ЭСТАФЕТЫ. КОНКУРСЫ
 

Соревнования, на которых весело

«Веселые старты» включают различные упражнения и разнообразные двигательные задачи, которые должны решаться командой. Это позволяет одновременно задействовать большие группы детей. Физические требования к каждой задаче не должны быть слишком высокими. Упражнения должны быть легкими для усвоения и быстрыми в выполнении. По сравнению со стандартными детскими соревнованиями, в которых основное предпочтение отдавалось более способным детям, командный принцип позволяет принять участие каждому ребенку, делая соревнование непредсказуемым и поэтому интересным до конца.
Работа в команде – это основной принцип. Результат во всех технических видах (прыжках и метании) определяется как общее достижение
усилий всей команды. Один человек от команды должен быть запасным на случай, если кто-то из постоянного состава команды получит травму. Вот как мы проводим такие соревнования.

Кодекс поведения на «Веселых стартах»

Еще до начала состязаний мы вместе с ребятами принимаем кодекс поведения на «Веселых стартах»:

  1. Поддерживать радостное настроение.
  2. Не употреблять ругательств, сексуальных намеков и жестов.
  3. Уважать других, быть вежливым.
  4. Не причинять боль, неудобства другому.
  5. Уметь слушать, не кричать, не выставлять себя напоказ.
  6. Не обвинять, не осуждать.
  7. Высказывать свое мнение.
  8. Быть ответственным, не лгать.
  9. Следовать общей цели.
  10. Помогать друг другу.

Организаторы
(сотрудники и помощники)

Как и на обычных соревнованиях, в «Веселых стартах» требуются помощники, ассистенты, судьи, которые должны обеспечивать проведение соревнования в соответствии с определенными правилами и процедурами.

Для выполнения этой роли можно привлечь учителей или учащихся старших классов, способных дать детям положительный настрой, точно показать упражнения и способствовать поддержанию командного духа. Также старшеклассники могут быть привлечены для таких задач, как создание, демонтаж и смена инвентаря.

1. Комбинированная эстафета,
состоящая из спринта и барьерного бега

Для каждой команды необходимы две дорожки: одна дорожка – с барьерами, другая – без барьеров.

Первый участник команды (1) бежит, преодолевая барьеры, до стойки и, сделав поворот вокруг нее, возвращается обратно по гладкой дорожке. В конце дистанции участник номер 1, обежав всю команду, передает эстафету (мягкое кольцо) ожидающему его товарищу (номеру 2). Этот участник бежит по дистанции в обратном порядке, сначала по гладкой дорожке, а после поворота – преодолевая барьеры. Передача эстафеты происходит точно так же, как между двумя первыми бегунами. Следующий член команды (номер 3) бежит, преодолевая барьеры, до стойки, а обратно – по гладкой дорожке и передает эстафету спортсмену номер 4, который должен пробежать по гладкой дорожке, а после поворота – по дорожке с барьерами, и т.д.

Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не пробежит один раз свой этап.

Мягкое кольцо (эстафетная палочка) находится в правой руке и передается каждый раз в правую руку принимающего бегуна.

Для каждой дорожки нужен следующий инвентарь:

  • 1 секундомер;
  • 1 протокол соревнования;
  • 4 барьера (набивных мяча), расположенных на расстоянии 2 м друг от друга;
  • 2 стойки;
  • 1 мягкое кольцо (эстафетная палочка).

2. Комбинированная эстафета,
состоящая из спринта и слалома

Для каждой команды нужно две дорожки (см. п. 1): одна дорожка гладкая, другая – с палками для слалома.

Первый участник команды (1) бежит по дистанции, пролезая через обручи до стойки, и, сделав поворот вокруг нее, возвращается по гладкой дорожке. В конце дистанции участник номер 1, обежав всю команду, передает эстафету (мягкое кольцо) ожидающему его товарищу по команде (номеру 2). Этот участник начинает бег по гладкой дорожке, а после поворота по дистанции – пролезая через обручи. Передача эстафеты происходит точно так же, как между двумя первыми бегунами. Следующий член команды (номер 3) бежит по дорожке с палками, пролезая через обручи, а возвращается по гладкой дорожке и передает кольцо спортсмену номер 4, который должен, в свою очередь, пробежать по гладкой дорожке, а после поворота по дистанции пролезать через обручи, и т.д.

Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не пробежит по одному разу свой этап. Мягкое кольцо (эстафетная палочка) находится в левой руке, и ее каждый раз передают в левую руку принимающего бегуна.

Для каждой дорожки требуется следующий инвентарь:

  • 1 секундомер;
  • 1 протокол соревнования;
  • 4 обруча на колодках;
  • 2 стойки;
  • 1 мягкое кольцо (эстафетная палочка).

3. Комбинированная эстафета,
состоящая из бега с ведением баскетбольного мяча и слалома

Для каждой команды нужно две дорожки (см. п. 1): одна дорожка гладкая, другая – с палками для слалома.

Первый участник команды (1) бежит по дистанции, пролезая через обручи, с баскетбольным мячом в руках до стойки и, сделав поворот вокруг нее, возвращается по гладкой дорожке, ведя баскетбольный мяч одной рукой. В конце дистанции участник номер 1 передает эстафету (баскетбольный мяч) ожидающему его товарищу по команде (номеру 2). Этот участник начинает бег по гладкой дорожке, ведя баскетбольный мяч одной рукой, а после поворота пролезает через обручи с баскетбольным мячом в руках. Передача эстафеты происходит точно так же, как между двумя первыми бегунами. Следующий член команды (номер 3) бежит, пролезая через обручи, с баскетбольным мячом в руках, а возвращается по гладкой дорожке, ведя мяч одной рукой. Мяч передается спортсмену номер 4, который должен, в свою очередь, пробежать по гладкой дорожке, ведя мяч одной рукой, а после поворота по дистанции, пролезая через обручи с баскетбольным мячом в руках, и т.д.

Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не пробежит по одному разу свой этап.

Для соревнования на одну команду требуется следующий инвентарь:

  • 1 секундомер;
  • 1 протокол соревнования;
  • 4 обруча на колодках;
  • 1 стойка;
  • 1 баскетбольный мяч (эстафетная палочка).

4. Эстафета «Краб» с баскетбольным мячом

Первый участник команды (1) передвигается по дистанции в положении упора на руках и ногах с баскетбольным мячом, лежащим на животе, до стойки; сделав поворот вокруг нее, возвращается бегом, держа баскетбольный мяч в руках. В конце дистанции участник номер 1, обежав всю команду, передает эстафету (баскетбольный мяч) ожидающему его товарищу (номеру 2), положив мяч ему на живот. Этот участник начинает также передвигаться по дистанции в положении упора на руках и ногах с баскетбольным мячом, лежащим на животе, до стойки; сделав поворот вокруг нее, возвращается бегом, держа баскетбольный мяч в руках. Передача эстафеты происходит точно так же, как между двумя первыми участниками, и т.д.

Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не пробежит по одному разу свой этап.

Для соревнования на одну команду требуется следующий инвентарь:

  • 1 баскетбольный мяч;
  • 2 стойки;
  • 2 пары защитных перчаток;
  • 1 секундомер.


5. Эстафета «Огород»

Для каждой команды нужно заранее подготовить мешок «огородника».

Первый участник команды (1) бежит с мешком в руках до стойки, затем поочередно вы­кладывает все предметы из мешка в обруч на полу таким образом, чтобы все предметы оказались в обруче, потом возвращается обратно. В конце дистанции участник номер 1, обежав всю команду, передает эстафету (мешок) ожидающему его товарищу (номеру 2). Этот участник бежит с мешком в руках до стойки, затем поочередно складывает все предметы из обруча в мешок и бегом возвращается обратно, неся мешок в руках. Передача эстафеты происходит точно так же, как между двумя первыми бегунами. Следующий член команды (номер 3) бежит с мешком в руках до стойки, затем поочередно выкладывает все предметы из мешка в обруч на полу таким образом, чтобы все предметы оказались в обруче, потом возвращается обратно и передает эстафету. Спортсмен номер 4 бежит с мешком в руках до стойки, затем поочередно складывает все предметы из обруча в мешок и бегом возвращается обратно, и т.д.

Эстафета продолжается до тех пор, пока каждый участник не пробежит один раз свой этап.

Для каждой команды требуется следующий инвентарь:

  • 1 секундомер;
  • 1 мешок (в нем баскетбольный мяч, волейбольный мяч, теннисный мяч, кубик и скакалка);
  • 2 стойки;
  • 1 обруч.

6. Прыжки на двух ногах вперед в приседе

От линии старта участники по очереди выполняют «лягушку» прыжок на двух ногах в приседе). Первый участник команды встает на носки на линии старта. Затем он/она приседает и прыгает вперед как можно дальше, приземляясь на обе ноги. Помощник отмечает точку приземления, ближайшую к линии старта (положение пяток). Если участник падает назад, отмечается точка касания земли рукой. В свою очередь, эта точка приземления становится линией старта для второго прыгуна команды, который выполняет прыжок «лягушкой» с этого места. Третий член команды прыгает от точки приземления второго прыгуна, и так далее.

Соревнование завершается, когда последний член команды закончил прыжок и его точка приземления отмечена.

Для каждой команды требуется следующий инвентарь:

  • 1 рулетка;
  • 1 маркер (мел).

7. Метание одной рукой

Метание в цель производится из 5-метровой зоны разбега. На высоте приблизительно 2,5–3 м устанавливается мишень для метания. Определенный предмет бросается в цель. Участник бросает предмет с определенного расстояния. Поражение цели или, по крайней мере, ее края, считается успешной попыткой. Очки засчитываются за каждый бросок (броски с попаданием в середину = 3 очка, в край = 2 очка). Если предмет переброшен через мишень, присуждается одно очко. Каждому участнику дается одна попытка, сумма всех попыток участников засчитывается как общий результат команды.

Меры безопасности: мяч никогда нельзя бросать в ту сторону, где находятся участники или зрители.

Для этого соревнования каждой команде нужен следующий инвентарь:

  • 1 мишень;
  • теннисные мячи для метания.

8. Конкурс капитанов (для мальчиков)

Участники встают на линию старта. У каждого в ногах зажат баскетбольный мяч. По команде судьи на старте участники начинают движение вперед любым способом, при этом мяч должен оставаться зажатым в ногах. Достигнув стойки, нужно положить мяч в корзину и, обежав стойку, как можно быстрее вернуться назад.

Для этого соревнования требуются помощники для каждого капитана. Эти помощники выполняют следующие обязанности:

Для каждого капитана нужен следующий инвентарь:

  • 1 баскетбольный мяч;
  • 1 корзина;
  • 1 стойка;
  • 1 секундомер.

9. Конкурс капитанов (для девочек)

Участники становятся на линию старта. У каждой в руках гимнастическая палка и воздушный шар. По команде судьи на старте участницы подбрасывают воздушный шар вверх и с помощью гимнастической палки стараются привести его по воздуху как можно быстрее к стойке с корзиной. Достигнув стойки, нужно палкой опустить шар в корзину. Касаться шара руками нельзя.

Для каждого капитана нужен следующий инвентарь:

  • 1 воздушный шар;
  • 1 гимнастическая палка;
  • 1 стойка;
  • 1 корзина;
  • 1 секундомер.

Зачет

  1. Максимальный зачет зависит от количества команд, участвующих в соревнованиях. Например, при участии 5 команд лучшая из них получает 5 очков, вторая команда – 4 очка, третья – 3 очка и так далее до тех пор, пока послед­няя команда не получит одно очко.
  2. Если у двух или нескольких команд равный результат, все команды получают количество очков, соответствующее их месту.
  3. Победителем соревнования является команда, набравшая наибольшее количество очков по итогам всех конкурсов.

Церемония награждения

Церемония награждения проводится сразу после соревнований. Каждая команда, каждый ребенок должны знать общий результат и понимать, каким образом усилия отдельных спортсменов способствовали достижению общего результата.

Ольга ОКУНЕВА,
учитель физкультуры гимназии № 498

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Фото Н. ЖУРАВКА

 

Рейтинг@Mail.ru