Спартакиада: экзамен спортивной юности
Вторая зимняя Спартакиада учащихся России – уже история: в фотографиях, отчетах, цифрах. Цифр, пожалуй, больше всего, и некоторые впечатляют:
- 2,8 млн. учащихся вышли на старты первого этапа спартакиады, т.е. соревнований, проводившихся в учебных заведениях, городах, районах;
- из них 1,8 млн. человек стали участниками именно лыжных (беговых) состязаний;
- в финальных стартах IV этапа Спартакиады, проводившегося по 17 видам спорта в Пермской и Свердловской областях, приняли участие около 3 тыс. человек;
- для проведения первых двух этапов – от соревнований в учебных заведениях до областных и республиканских – органами управления образованием и физической культурой и спортом был выделен 31 млн. рублей;
- на приобретение оборудования для проведения соревнований было потрачено более 17,5 млн. рублей.
Но, хотя статистика – наука точная, отразить в полном объеме итоги таких соревнований, как Всероссийская спартакиада учащихся, не под силу даже ей. Остановимся на некоторых, озвученных непосредственными организаторами спартакиады на итоговой встрече.
Открывая встречу, руководитель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов, в частности, сказал, что ни в одной другой стране нет соревнований, подобных нашей спартакиаде. Это правда. Но что за этим следует?
Не в обиду всем нам будет сказано, но спортивность и здоровье нашего юного поколения даже таким масштабным мероприятием, как спартакиада, не определяется. Можно привести в пример не одну страну, где дети и взрослые просто не понимают, как можно в выходные дни не вставать на лыжи или не бегать по утрам, где программа по физической культуре в школах построена таким образом, что дети не желают оставаться от спорта в стороне.
Так что же все-таки сегодня стоит за словом «спартакиада»?
Во-первых, возвращение традиций. Десятилетие спартакиадного небытия тоже легло тяжелым грузом на чашу развала детского спорта. Сохранившиеся в полном объеме школьные спартакиады сегодня скорее исключение; как правило, проводятся соревнования окружные или городские. На школьном же уровне «посланцев» на районные состязания зачастую определяют на уроках физкультуры во время сдачи нормативов.
И вот на этом – начальном этапе у спартакиадного движения огромный резерв. Тех, кто уже выбрал спорт увлечением или профессиональной работой, агитировать за него не надо. По итогам второй зимней спартакиады это более 1000 спортсменов спортивных и массовых разрядов, принявших участие в финальных стартах. Убеждение и наглядный пример нужен самым юным, кто только начинает поиск интересных и полезных занятий. Для них спортивные соревнования на уровне школ, районов, которые проводились бы ярко, красочно, не от случая к случаю, могли бы стать путевкой в здоровую, активную жизнь. Именно на этом этапе сегодня школам надо хотя бы немного помочь с финансированием, а не отделываться символическими грамотами, которые довозят в школы задним числом. Если уж решили вернуть традиции, начинать надо с начала.
Во-вторых, оценка спартакиады, особенно на двух заключительных этапах, как возможность просмотра нашего ближайшего спортивного резерва – это сегодня, видимо, то главное, что хотелось получить в итоге. Как к этому относиться? Одно можно сказать точно: слава богу, что руководители спортивных федераций и тренеры российских сборных вновь могут собраться вместе, на одних соревнованиях и в полном сборе увидеть спортивный резерв страны. А он, судя по всему, неплохой: на заключительном этапе соревнований среди учащихся выступали 43 мастера спорта и 593 кандидата в мастера спорта.
В связи с этим нельзя не согласиться с министром физической культуры, спорта и туризма Свердловской области Владимиром Альбертовичем Вагенлейтнером, который сказал, что большинство депутатов, исходя, в частности, из этих показателей, относятся к спартакиаде как к спорту высоких достижений, а не как к спортивному движению или самому массовому мероприятию, что, конечно же, неправильно. Он также заметил, что помочь изменить эту ситуацию могли бы средства массовой информации. К сожалению, спартакиада в период проведения не стала основным спортивным событием в стране, а, наверное, должна была стать. И, скорее всего, с того самого момента, когда в учебные заведения направлялось положение об этих соревнованиях. Оно должно быть своевременным, широко обсуждаемым на всех уровнях, чтобы не сковывать инициативу организаторов на местах.
А в том, что инициатива будет развиваться и поддерживаться, сомнений нет. Как отметила в своем выступлении начальник управления Министерства образования и науки Российской Федерации Валентина Александровна Березина, сейчас совместно с Федеральным агентством по физкультуре, спорту и туризму разрабатывается новая программа, направленная на дальнейшее развитие физической культуры и спорта учащихся.
Еще одна хорошая традиция прошлых лет, по мнению Валентины Александровны, заслуживающая внимания, – проведение финалов, например, летних спартакиад учащихся на базе лагеря «Орленок».
Усилия придется объединять на всех направлениях, в организационном и в финансовом плане, если мы хотим, чтобы в конечном итоге выиграл наш детский спорт.
Восстанавливать разрушенное трудно. Но когда в этом есть смысл, когда ясна цель, определены пути ее достижения, когда первые результаты говорят о правильности принятого решения, тогда трудности преодолимы, а победы не могут не радовать. И те, кто добился их в честной спортивной борьбе, заслуживают уважения.
По итогам финальных соревнований II зимней Спартакиады учащихся России первое место среди федеральных округов заняла сборная команда Москвы, второе – команда Приволжского федерального округа, третье – Уральского федерального округа.
Среди субъектов Российской Федерации первой стала команда Свердловской области, второй – Челябинской области, третьей – Республики Башкортостан.
Юные спортсмены Уральского федерального округа завоевали наибольшее количество медалей (124) и призовых мест.
Валентина РЕПИНА
|