В честь Дня Победы
Многие учителя и родители еще помнят содержательные и знаменательные игры типа «Зарница» и «Орленок». Они в свое время были как нравственные витамины, без которых редела и засыхала душа.
А как хотелось участвовать в этих играх нам, ученикам младших классов! Но об этом можно было только мечтать.
Мы решили пойти навстречу малышам и разработали игру под названием «Зарничка», в которой используется много элементов военно-спортивных игр «Зарничка» и «Орленок».
Для подготовки и проведения игры «Зарничка» создали организационный совет. В него вошли:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- медицинский работник;
- учителя физической культуры, работающие с учащимися 1–4-х классов;
- учитель ОБЖ;
- ученики 9–10-х классов, члены школьной организации «Орлята России».
На первом заседании совета решили провести игру «Зарничка» в преддверии праздника «День Победы» 6 мая в три этапа:
- 1-й этап. Смотр строя и песни.
- 2-й этап. Полоса препятствий.
- 3-й этап. Подвижные игры с воинским сюжетом.
Перед 6 мая, на очередном заседании организационного совета, утвердили примерный ход игры.
8.45–8.55 – приход учителей и учащихся в школу.
За 10 минут им следовало подобрать головной убор рода войск или воинского подразделения, который выбрали, повторить строевые приемы и песню.
9.00 – подается сигнал «Тревога!».
Пять звонков подряд. Такие сигналы тревоги подаются в нашей школе 2–3 раза в учебном году, поэтому учащиеся с учителями быстро эвакуируются из здания. Выстраиваются в одну шеренгу на ранее указанных местах. Порядок построения: первый справа – ученик из школьной организации «Орлята России» в камуфляжной форме, далее командир отряда (класса).
В игре «Зарница» или «Орленок» участники игр строятся «коробками», и мы прекрасно об этом знаем, но учитываем любопытство малышей, которые все хотят видеть и слышать. Строим учащихся в одну шеренгу, иначе «красивого» построения не получилось бы.
Чем еще отличается наша разработка от военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок»?
Например, во время прохождения отрядами торжественным маршем команду «Отряд, смирно! Равнение направо!» подает не командир отряда, а первый линейный, стоящий за 10–15 шагов до командующего игрой. Команду «Отряд, вольно!» подает второй линейный, стоящий за 10–15 шагов от командующего.
9.40 – полоса препятствий. В нее вошли известные препятствия: «мышеловка», метание в цель, бег по «бревну», бег по «кочкам», преодоление заграждения.
Организовали и проводили полосу препятствий ученики 10-го класса, не задействованные в смотре строя и песни. Они готовили препятствия с 8.00.
«Мышеловка». Проползание под натянутыми веревками по покрышке борцовского ковра, сложенного пополам.
Метание сшитого в домашних условиях мяча (размером с теннисный) в вертикальную цель.
Бег по «бревну». Мы имитировали бревно двумя веревками.
Бег по «кочкам». (Пять разрезанных пополам списанных баскетбольных мячей.)
Заграждение. Преодоление восьми поролоновых гимнастических матов, уложенных в стопку.
Полоса препятствий является единой для учащихся 1–4-х классов. Правила преодоления того или иного препятствия учителя физической культуры разучивали на уроках.
Ни время преодоления учащимися и отрядом полосы препятствий, ни точность метания в цель, ни другие показатели мы не учитывали. У детей от этого не пропало желание все преодолевать быстро и точно.
Подвижные игры
на военную тематику
Учащиеся первого класса участвовали в подвижной игре «Снайпер», второго – «Быстро по местам!», третьего – «У ребят порядок строгий», в четвертом – «Слушай командира!».
В связи с тем, что у нас в школе только один первый класс, то вначале соревновались девочки, а потом мальчики. Награждался лучший «снайпер» среди девочек и мальчиков.
Учащиеся 2–4-х классов соревновались внутри параллелей. Вначале соревнуются девочки. Если в одном из классов девочек оказалось меньше, чем в параллельном, то девочки двух классов распределяются на две примерно равные команды.
При счете 1:1 проводится третья партия.
После этого в соревнования вступают мальчики.
Непосредственное судейство обеспечивают учащиеся 9–10-х классов в камуфляжной форме.
10.40 – закрытие игры «Зарничка».
Свободное построение участников между двумя площадками для подвижной игры.
Выступление командующего игрой.
Награждение лучших в подвижных играх.
Организованный переход учащихся с учителями и прикрепленными учащимися в классные комнаты.
В «Дне здоровья» приняли участие все семь классов начальной школы – это более 80 учеников из 120.
На следующей учебной неделе ученики ответили на вопросы: понравилась или не понравилась им игра «Зарничка»? Почему?
Вот как мы распределили ответы:
- общие;
- смотр строя и песни;
- полоса препятствий;
- подвижные игры с воинским сюжетом;
- ответы не пришедших на игру.
Общие ответы отдельных учеников об игре «Зарничка» звучали так:
- Мне понравилось все.
- Все было весело и интересно.
- Ничего не понравилось, потому что все надо было делать быстро. И вообще эта игра для мальчиков.
Смотр строя и песни
Многим понравилось прохождение с песней, объезд командующего игрой на машине, прохождение торжественным маршем под музыкальное сопровождение (которое обеспечивала учитель музыки), приветствие, весь смотр. Два ученика (один – из 1-го класса, другой – из 4-го «Б») высказаться не смогли.
На вопрос: «Почему понравилось» приводим высказывания отдельных учеников:
- Потому что делали, как солдаты.
- Как на параде.
- Все очень красиво и интересно.
- Мы так еще ни разу не делали.
Не понравилось:
- Саша наступал на пятки. (Ученик 1-го класса.)
- Ничего не понравилось, потому что многие в нашем отряде шли не в ногу. (Ученик 4-го «Б» класса.)
- Потому что Р. спутал песню. (Ученик 4-го «Б» класса.)
- Скучно. (Ученица 3-го «А» класса.)
Полоса препятствий
Больше всего из препятствий детям понравилось преодолевать «заграждение», далее – проползание под «колючкой», метание в цель, семерым – бег по «бревну», троим – бег по «кочкам», одному – преодолевать все препятствия.
Ответы отдельных учащихся на вопрос: «Почему понравилось?»:
- Нужно все преодолевать бегом.
- Как на военном полигоне. (Папа военный.)
- Надо было все делать быстро.
- Никогда не ползал на животе.
- Увлекательно.
- Соревноваться с соперником.
- Все понравилось, кроме метания в цель. (Потому что не попал в цель.)
Не понравилось:
- Не понравилось, потому что во время ползания было больно локтям и жестко. (Одно высказывание.)
Подвижные игры
на военную тематику
Большинству учеников игра показалась веселой и интересной. Четыре ученика ответить не смогли: понравилась им подвижная игра или нет.
Шестерым ученикам игра «Снайпер» не понравилась, потому что надо было метко бросать мяч.
Ответы учеников, не пришедших на игру:
- Приболела.
- Даже рано встал, но мама не пустила.
- Ходили с мамой в поликлинику сдавать анализы.
- Не сшил мяч.
- Будильник поздно прозвенел.
- Ходил в кино.
- Уехал с родителями в деревню.
- Уехали в гости.
- Меня некому было забрать из школы.
Галина ВЕРХЛИНА,
Виктор ВЕРХЛИН,
учителя физкультуры,
школа № 415
г. Москва
|