Тема: Физкультура: в
поисках содержания образования
Соревнование с самим собой
Смысл физической культуры в том, чтобы
привить ребенку культуру сознательного и
грамотного отношения к своему телу, к своему
здоровью. При этом решаются конкретные
задачи – формирование:
– интереса к занятиям физкультурой
и спортом;
– знаний, умений и навыков, необходимых
ребенку для самостоятельного использования
средств физической культуры в процессе
самосовершенствования;
– понимания смысла деятельности, которая
выполняется на занятиях физкультурой.
И главное, что для этого нужно, –
хорошая мотивация.
Пути мотивации деятельности учащихся
на уроках физкультуры:
– от принуждения – к желанию
заниматься;
– убеждение учащихся в необходимости
самостоятельно заниматься физкультурой и
спортом;
– развитие способности ученика к рефлексии.
При этом важно понимать, что каждый
школьник должен быть подготовлен согласно своим
кондициям. И тогда каждый начинает соревноваться
сам с собой. Одновременно соревновательный
момент станет важным для всех. А интересно
соревноваться тогда, когда у тебя есть хоть
какой-то шанс победить. Это стимул для учащихся.
В работе наших учителей физкультуры
внимания заслуживает использование
всевозможных карточек-заданий, пиктограмм,
опорных схем и графических заданий, которые
применяются в индивидуальной работе со слабо
физически подготовленными или имеющими
отклонения в состоянии здоровья учащимися, а
также на уроках круговой тренировки. Работа с
ними учит умению заниматься тогда, когда нет
рядом учителя. Это важно в старших классах,
потому что дети настолько приучаются к оценкам,
что у них появляется привычка заниматься
(учиться!) не ради себя, не ради удовлетворения
собственных интересов, а чтобы получить высокую
отметку, иногда любой ценой. Например, я на своих
уроках с помощью карточек-пособий знакомлю
старшеклассников с приемами оценки и
самоконтроля своего физического здоровья. Так,
контроль за уровнем развития физических качеств
чаще всего учитель физкультуры ведет по
выполнению учебных нормативов, когда критерием
оценки является учебный норматив, или по
выполнению тестового упражнения, где результат
сравнивается с прежним, или по специальной
таблице. Мы же с ребятами выявляем этот уровень
методом сравнительной оценки развития того или
иного качества с помощью «стимулирующего
индекса».
Критерием оценки является разница
между результатами последних и предыдущих
испытаний.
Таблицу используем для сопоставления
уровня физической подготовленности отдельных
двигательных качеств у разных детей (малышей и
старшеклассников, полных и худых, с другими
различиями в антропометрических данных), а также
для самооценки динамики физической
подготовленности.
Чтобы занятия физкультурой приносили
пользу, ученикам важно знать, как правильно
выбирать нагрузку и контролировать ее. В этом и
поможет умение определять свой индивидуальный
тренировочный пульс (ИТП). Согласно
рекомендациям Всемирной организации
здравоохранения, для достижения
оздоровительного эффекта занятия следует
проводить при частоте пульса, составляющей 65–90%
максимально допустимой ЧСС для данного возраста
(это и будет ваш ИТП). Частота сердечных
сокращений (ЧСС) определяется по формуле: 220 минус
ваш возраст. Далее рассчитываются предельно
допустимые границы ЧСС.
Например: 220 – 15 = 205
65% от 205 это 130 уд./мин.
90% от 205 это 180 уд./мин.
ЧСС = 130–180 уд./мин. – ИТП.
Знание учениками ИТП особенно важно на
уроках круговой тренировки, где учащиеся во
время отдыха могут определить пульс и
подкорректировать нагрузку, изменив, например,
количество повторений упражнения или темп его
выполнения.
Каждый учащийся может дать оценку
своему физическому развитию по индексу Кетле,
который определяется по формуле:
Нормы индекса в кг/м кв
6–8 лет |
Обоего пола |
16 кг/м кв. |
9–10 лет |
Обоего пола |
17 кг/м кв. |
11 лет |
Обоего пола |
18 кг/м кв. |
12 лет |
Обоего пола |
19 кг/м кв. |
13 лет и выше |
Обоего пола |
20 кг/м кв. |
Норма индекса свидетельствует
о гармоничности физического развития.
Отклонение на 2 единицы свидетельствует: в
сторону увеличения – об избыточности массы
тела, в сторону уменьшения – о дефиците.
Уровень тренированности
(работоспособности) определяем на наших уроках,
например, с помощью шестимоментной
функциональной пробы. Служит она для оценки
воздействия физических упражнений на состояние
сердечно-сосудистой системы, так как
установлено, что сердце утомляется раньше, чем
скелетная мускулатура.
Техника проведения пробы:
1) после 5 мин. отдыха, лежа,
подсчитать пульс в течение 1 мин.;
2) спокойно подняться, стоять 1 мин., подсчитать
пульс в течение 1 мин.;
3) найти разницу между величинами пульса в
положении стоя и лежа, умножить эту цифру на 10;
4) сделать 20 глубоких приседаний в течение
40 сек., во время приседаний энергично
поднимать руки вперед, а при выпрямлении ног
(вставании) опускать вниз. После нагрузки вновь
подсчитать пульс в течение первой минуты;
5) подсчитать пульс в течение второй минуты
после нагрузки;
6) подсчитать пульс в течение третьей минуты
после нагрузки;
7) итог – сумма всех шести полученных
результатов.
Суммарный показатель
Высокотренированный менее 350 (5 баллов)
Хорошо тренированный 350–400 (4 балла)
Среднетренированный 400–450 (3 балла)
Плохо тренированный 450–500 (2 балла)
Нетренированный более 500 (1 балл)
Чем меньше суммарный показатель, тем
выше уровень тренированности.
Многоплановость уроков физкультуры,
разнообразие учебных заданий, которые связаны
порой с материалом, не входящим в программу,
позволяют сделать занятия интересными и
полезными для здоровья и физического развития
школьника, целенаправленно влиять на каждого
ученика с учетом его индивидуальных кондиций,
возможностей и способностей. Применение таких
творческих и исследовательских заданий на
уроках физкультуры нашло свое отражение и
продолжение во внеурочной деятельности
старшеклассников. Вместе с ребятами анализируем
документацию школьного врача, анкетируем
учащихся и родителей, занимаемся
исследовательской деятельностью, по мере
возможности создаем условия для сохранения и
поддержания здоровья учащихся в режиме учебного
дня.
Ребята пишут рефераты и участвуют в
региональной и краевой научно-практической
конференциях. Тематика работ разнообразна и
актуальна, а главное, результативна. Сами
рефераты, графики, таблицы служат готовым
пособием для бесед как с родителями, так и со
школьниками. Результат этой деятельности
говорят сами за себя. А реализация проекта
«Крепость тела, бодрость духа» при активном
участии старшеклассников, за который на I Ярмарке
социальных проектов был получен грант в размере
15 тыс. руб., позволила создать комфортные условия
для сохранения и поддержания здоровья младших
школьников в режиме учебного дня.
Ольга КОСОВА
г. Железногорск,
Красноярский край
|