Если каждый детский «бунт» обернется новой
педагогической мудростью, то мы с нашими
учениками обязательно научимся понимать друг
друга.
Лыжный бунт
Случай, о котором хочу рассказать,
произошел в далеком 1962 году, когда после
окончания исторического факультета
университета я начал работать в школе родного
села учителем физкультуры.
Посвящается молодым и начинающим
учителям физкультуры сельских школ.
Автор
С того памятного дня прошло немало
времени, но лишь сейчас я решаюсь описать его.
Сразу же скажу: день этот был и остался самым
трудным, самым тяжелым во всей моей
педагогической практике, но, вероятно, и самым
поучительным. Может быть, именно тогда, в тот
печальный февральский день, я и родился как
учитель.
Отчетливо помню его во всех мельчайших
подробностях.
Получился он морозным, солнечным,
ясным – настоящий лыжный денек! Лучшего зимой
для урока физкультуры, кажется, и не придумаешь.
План при такой погодке у любого учителя
известный – именно лыжи.
С такими мыслями вошел я к своим
восьмиклассникам и объявил им об этом. Без
особенного энтузиазма, но и без ропота, как
обычно, восприняли они мое заявление. Две-три
девочки тут же отпросились с занятий, сославшись
на какие-то неопределенные недомогания, о
которых, я знал, не принято допытываться и коими
мои рано созревшие девицы широко пользовались,
причем, как правило, самые ленивые и
малоактивные. Остальные – мальчики поживее,
девочки помедленнее – потянулись на улицу. Они
заходят в холодную, гулкую церковь,
приспособленную под спортивный зал, вернее
сказать, склад, и разбирают лыжи. Я стою тут же и
наблюдаю за ними, покрикивая для порядка,
поторапливаю их.
Порядка, конечно, никакого нет, но и
беспорядка особенного тоже не наблюдается. Все
идет как всегда: лыжи когда-то были закреплены за
каждым учеником, который обязан следить за их
состоянием. Но порядок этот давно сломался (лыж
всем не хватало), и каждая пара принадлежала по
меньшей мере трем ученикам разных классов, по
существу, оставшись беспризорной. Давно ведь
сказано: у семи нянек дитя без глазу. Крепления
давно разболтались и пообрывались. Даже палок и
тех не хватало, несмотря на то, что примерно
десять учащихся живет в лесном поселке Городище.
Из-за этого в начале занятий возникают споры. Кто
побойчее, те захватывают лыжи получше,
поисправнее. Таким же нерасторопным,
равнодушно-сонным девицам, как Рая Ожерельева
или ее подруга Нина Беляева, не говоря уже об Алле
Кравченко, красивой, самолюбивой девчонке,
относившейся к урокам физкультуры, да и к самому
учителю, более чем прохладно, и вовсе доставались
какие-то последыши – без палок и хороших
креплений. К тому же все лыжи имели один дефект:
закладываемые в стенные замки, они слишком были
вогнуты и потому в ходу зарывались в снег и легко
ломались. Впрочем, моих восьмиклассников это
особенно и не огорчало. Лишь для порядка – не
отпустит ли учитель с занятий? – некоторые
пошумели:
– Владимир Федорович, палок нет, мы
не поедем! Крепления порвались и т. д. Но,
наконец, эта сумятица подходит к концу. Кое-как
мое веселое и галдящее недисциплинированное
воинство – двадцать пять девчонок и мальчишек –
экипировалось, надело лыжи и по моей команде
нехотя выстроилось в ряд. Начинается
традиционное: приветствие, перекличка, доклад
дежурного. Все это делается небрежно, несерьезно
как-то, но приходится смириться – некогда. Не
успеваю сказать о «цели и задаче урока»– я
планировал тренироваться на лугу за селом,
готовиться к будущим соревнованиям, как бойкая,
всегда улыбающаяся Валя Проскурякова
бесцеремонно перебивает меня:
– Владимир Федорович, давайте
поедем кататься на Калиновый яр! Денек-то какой
хороший!
– На Калиновый яр, – дружно
вторят ей остальные. Хитрецы, они наперед знают
что я им предложу, и спешат навязать мне свое
мнение. А предложу я им пробежку по огромному
кругу Хабаровского луга. Это, конечно, куда менее
приятное занятие, нежели лихо скатываться с
великолепных холмов Калинового яра, будто самой
природой предназначенных для этой цели.
– Нет, – говорю я, стараясь придать
своему голосу как можно больше металла, –
скоро будут соревнования, и мы должны к ним
подготовиться как следует. Поедем на Хабаровский
луг тренироваться.
И, став во главе колонны, неловко
командую:
– Налево! Следовать за мной!
Лыжи у меня тоже не ахти какие:
маленькие, короткие – маломерки. Их я приобрел на
базаре, когда получил в придачу к урокам химии,
черчения, труда еще и уроки физкультуры. Итак, я
веду лыжников на Хабаровский луг, но чувствую,
что за спиной творится что-то неладное. Да что там
за спиной, когда все слышно, о чем говорят
девочки.
– Не поедем, – шумят в конце
колонны, – пусть он сам бегает, если ему это
нравится. И ничего он нам не сделает.
«Он» – это про меня. Не выдерживаю,
мельком оглядываюсь назад. Лыжники мои
растянулись по всему переулку, и конца и края им
не видно за поворотом. Ближе всех ко мне идут
комсорг Коля Шевченко – тихий и скромный
парнишка, за ним Володя Ковалевский, еще
несколько ребят, затем цепочка прерывается.
Девчонки отстали, они о чем-то оживленно
переговариваются, затем начинают спускаться с
пригорка недалеко от школы, прямо перед окном
директорского кабинета. Я уже довольно далеко от
них, почти на краю хутора, но и сюда отчетливо
доносится их смех и крик. До сих пор не знаю,
нарочитое это было веселье или взаправдашнее...
Продолжаю двигаться дальше, а в груди закипает
обида и бессильная злость. Ощущение такое, будто
ведешь поезд, видишь, что неминуема катастрофа,
которую невозможно предотвратить. А колонна моя
меж тем тает и тает...
Вот остановился и поворотил назад
Валерий Зюбан, его примеру последовал Юрка
Долгополов. Даже толстяк и добродушный увалень в
очках Ваня Стремилов и тот уже разворачивается
назад, к девочкам... Скоро мы останемся втроем – я,
в десяти метрах от меня Коля Шевченко, еще дальше
– Володя Ковалевский. Но тот стоит,
облокотившись на палки, и не двигается с места.
Я медленно выезжаю за околицу и тоже
останавливаюсь. Нехотя, со смущенным видом
подъезжает комсорг Коля Шевченко.
– Ну что, Владимир Федорович, –
спрашивает он, – вдвоем будем бегать? Никого
нет.
– Будем и вдвоем, – безразличным
голосом отвечаю я ему с горькой усмешкой. – А
остальные где?
Спрашиваю, будто ничего не знаю, не
вижу. А у самого на душе «кошки скребут»...
– А они возле школы с бугра
спускаются.
Поедем и мы к ним. Ох, знаю, слышу,
дружок мой Коля, что они катаются, а нам-то что
делать? Может, действительно вернуться назад?
Коле, видимо, неловко стоять со мною, и
он медленно отъезжает на старую лыжню, заносимую
легким снежком.
Я остаюсь один...
Командующий без армии...
Учитель без учеников...
Один на один со своими мыслями на
чистом и снежном поле, резко и сухо сверкающем в
лучах зимнего солнца...
А один в поле не воин, давно заметили
люди.
– Что это? – бьется в сознании, –
бунт? Заговор? Отместка? За что? Почему? Как это
случилось?
На душе пусто. Равнодушие и какая-то
усталость охватывают меня. Потрясение столь
велико, что уже ничто не страшит меня больше: ни
предстоящий разговор с директором, ни встреча с
дерзкими торжествующими «бунтовщиками». Там, на
бугре, они празднуют сейчас свою победу, храбрясь
и подбадривая друг друга. Знают, хитрецы, что
всему классу ничего не будет.
Они катаются на бугре, а я мучительно
размышляю над случившимся: слишком неожиданный и
поэтому особенно больной удар нанесли мне мои
ученики. Но как я дошел до жизни такой? Как могло
случиться, что весь класс вышел из повиновения, а
я остался один, без учеников, – не нужный ни им, ни
себе?
Было над чем подумать. Да, признаться,
есть над чем поразмышлять и сейчас, по прошествии
десятилетий после случившегося, разумеется,
«бунт» этот не был случайным – это я понимал и
тогда. Все накапливалось исподволь, постепенно и,
наконец, вылилось в открытое неповиновение.
Учителем физкультуры, а также труда,
химии и черчения я стал случайно. Историк по
образованию, я легкомысленно взялся не за свое
дело, хотя и по необходимости. Мое положение
осложняло еще и то обстоятельство, что дело
происходило в родном селе и нынешние мои ученики
знали меня не в «чине» учителя, а своим,
обыкновенным пареньком, что имело тоже
немаловажное значение. Работать в родном селе
оказалось необычайно трудно. Но если остальные
уроки проходили более-менее сносно, то с
физкультурой дела с самого начала не заладились.
Те уроки проходили, по крайней мере, в классе. А
физкультура – дело вольное: попробуй на улице
удержать озорников в повиновении, заставить их
делать что-то серьезное при отсутствии уважения,
интереса, дисциплины, страха, наконец? А чем я мог
заслужить любовь и уважение ребят?
С физкультурой я вообще был не дружен.
Правда, в детстве я неплохо бегал и дальше всех
нырял в речке, но для учителя физкультуры этого
было явно недостаточно. Да к тому же я за эти годы
окончательно отяжелел, носил очки, так что о
спортивной форме говорить не приходилось. К
своему несчастью, и в армии, где можно было бы
научиться строю, командам, пройти спортивную
закалку и т. д., служить не пришлось. В детстве
же я вечно путал строй, тянул ногу и очень страдал
от этого. В общем, сугубо штатский, цивильный
человек взялся за дело явно не по своим
возможностям.
Осенью в ясную сухую погоду заниматься
физкультурой было легко, даже интересно: кроссы,
соревнования, футбол нравились ребятам, и они
готовы были бегать целые дни. Но это получилось
без моего активного участия, как бы само собой. Но
пришли непогода и холода, они загнали нас в клуб,
а там при наличии одного тюфяка, скамеек и
десятка палок придумать, как интересно строить
занятия, стало труднее. Здесь и начались
конфликты, падение дисциплины, отлынивание от
уроков и т.д.
Я понимал, конечно, что ребятам скучно
заниматься два часа гимнастическими
упражнениями, кувыркаться и прыгать на
тюфяке-мате, терпеливо дожидаться при этом
очереди, но ничего не мог придумать. Слишком
ничтожны были возможности школы, да и мои – как
учителя. К тому же многопредметность приводила к
тому, что трудности, обиды и конфликты имели
место и на других уроках, «накладывались» на
другие, и это тоже осложняло уроки физкультуры.
Ведь не секрет, что на уроках физкультуры есть
больше возможностей нарушить дисциплину,
досадить учителю и т. д. Поэтому я и сейчас,
вспоминая свою неудавшуюся карьеру сельского
учителя физкультуры, с глубоким уважением
отношусь к трудной и временами неблагодарной
неустроенной судьбе своих бывших коллег, которые
продолжают и в этих условиях воспитывать крепкое
и здоровое поколение сельских ребятишек.
Но я отвлекся. За этими заботами и
треволнениями незаметно прошла осень,
подкралась зима. Но и она не принесла мне ни
радости, ни облегчения. Правда, мы прикупили
два-три десятка лыж и тем несколько уменьшили
напряженность, но и то сказать, разве можно всю
зиму пробавляться одними лыжами? К тому же очень
скоро выяснилось, что ребятня сплошь и рядом
владела лыжами лучше меня. А это приводило иной
раз к трагикомическим ситуациям. Особенно хорошо
запомнилась одна из них. Случилась она на
каникулах. Согласно каникулярному плану («ученик
– отдыхает, учитель – работает»), – каникулы
не для учителей, и я должен был организовать
вылазку учеников в лес или на окрестные холмы.
...Организовал. Выехали на пригорок, что
выше магазина. Мальчики-чертенята тут же начали
«гасать» с этого довольно крутого холмика. Для
человека, не особенно твердо стоящего на лыжах,
он представлял немалую опасность. А они
дополнительно соорудили трамплин и птицами
взлетали над ним, впрочем, не все. Я не торопясь
съехал несколько раз по безопасной лыжне, но
ребята, особенно беспокойный мой племяш Петро
Ковалевский, все время подзуживали:
– Владимир Федорович, трамплины
попробуйте! Или боитесь, что упадете?
И так он меня, шельмец, подзадорил, что
я принял вызов. «В самом деле, – успокаивал я
себя, – разве я не ездил в детстве и не с таких
горок? Бывало, прямо с погреба, что возле бабы
Коринчиной, съезжали – и ничего! Только валенки
от напряжения ломались сзади и спереди. А тут
какой-то бугорок угрожает моему авторитету...». К
тому же ребята так легко и непринужденно
преодолевали этот бугорок, что я решился...
Но лучше бы я этого не делал, не
решался. Я это понял сразу, как только низринулся
в эту «маракотову бездну». Ветер зверски
засвистел в ушах, мороз бросил мое стесненное
дыхание на очки, и они мигом заиндевели. Я ничего
не видел и не слышал, пока не почувствовал, как
проклятый трамплин поднял меня в воздух, а затем
бросил в снег.
– Все, – подумал я, зарываясь носом
в сугроб, – накрылись мои лыжи. Поломал! Так думал
я, потому что при падении услышал характерный,
знакомый еще с детства хруст: крак! Так могут
ломаться только носки лыж. Вдобавок к этому очки
отлетели куда-то в сторону, и неизвестно, целы ли
они. Проклиная лукавого племяша Петьку, сгорая от
стыда и неловкости, я выкарабкиваюсь из сугроба,
а мой насмешник и искуситель Петро стоит надо
мной и говорит притворно-сочувствующие слова.
«Поломал, поломал, – кричит моя душа, –
и очки, наверное, разбил тоже. А других, запасных,
– нет…»
Кто-то из ребят извлекает из снежной
массы очки, которые, к счастью, не разбились.
Относительно же лыж оправдались мои самые худшие
предположения. Когда их извлекли из сугроба, то
оба носка были аккуратно свернуты, словно
головки у гусят.
Я весь в снегу, стою, окруженный
ребятней, и сгораю от стыда и неловкости, а они
меня утешают...
– Ничего, Владимир Федорович, –
кричит Петька, – идите в школу, берите вторую
пару, так, может, и те поломаете. Поедем на Калинов
яр, там и их поломаете точно.
А что было делать? Не срывать же
мероприятие? И я вскинул поломанные лыжи на
плечи, печально побрел в школу, взял вторую пару и
вернулся к ребятам. Правда, в тот день я уже не шел
ни на какие рискованные розыгрыши и на
провокации лукавого Петьки не поддавался.
Думаю, что казус этот не остался
неизвестным для тех, кто не участвовал в вылазке.
И слух о нем отнюдь не способствовал укреплению
моего физкультурного авторитета.
Но, может быть, дело было даже и не в
моей спортивной квалификации, а в неопытности
как учителя, в моей общей учительской позиции и
имени? Неумение ведь можно было компенсировать
чем-то другим: правильной организацией урока,
выдумкой, справедливостью или строгостью...
Но и этого, видимо, у меня тогда не было.
Особенно я чувствовал это, входя в 8-й класс. У
меня с девчонками этого класса шла затяжная
«холодная война». Было такое ощущение, будто я
хожу по канату, а ученики ожидают, когда я сорвусь
с него...
И вот сорвался...
...Медленно, неохотно, безотчетно
стараясь оттянуть время, я подъехал к школе,
сбросил свои «именные», купленные за свой счет
коротенькие, почти детские лыжи, поставил их в
церковь и как на заклание поплелся в учительскую.
Директор, Николай Филиппович Грищенко, был у
себя, в своем крохотном кабинете, внутри нашей
тоже крохотной учительской.
– Все, Николай Филиппович, – сказал
я ему отрешенно, – ищите другого учителя
физкультуры. А с меня хватит. Меня они не
признают...
И рассказал директору все, что
произошло. Я говорил, а в окно было видно, как
проезжали нестройными группами мои
«бунтовщики». Они ехали, неловко размахивая
руками (многие без палок, с плохими креплениями),
смеялись, казалось, совсем забыли обо мне и о
конфликте, который поверг меня в смятение...
– Откуда это у них? – подумалось
мне. – Эта бессердечность, эта выдержка и
безмятежность? Неужели их ни капельки не волнует
ни происшедшее, ни возможное наказание?
Постепенно – и мы с директором это тоже видели и
слышали – восьмиклассники собрались в классе,
хотя до конца занятий оставалось порядочно
времени.
Директор сказал: «Я поговорю с
классом», – и вышел. Вскоре из восьмого класса
послышались голоса: горячие – учеников и
успокаивающий, рассудительный – директорский.
«Переговоры» шли, а я сидел в
учительской, размышлял о случившемся, о
неудачной учительской карьере, и было мне тяжело
и стыдно. И так хотелось бросить все и заняться
другим, более спокойным и надежным делом. Не знаю,
как говорил директор с восьмиклассниками, но,
возвратившись в учительскую, сказал, что
конфликт урегулирован, что «бунтовщики» обещали
впредь вести себя благоразумнее, не допускать
подобных эксцессов и т. д.
Видя мое моральное состояние, Николай
Филиппович не стал выговаривать и читать мне
нотацию, а отпустил домой, за что я ему был очень
благодарен, ибо я сам себя в душе давно наказал
самой лютой и суровой карой – совестью... А она
беспощадно ударяла по самолюбию, в самое больное
место – в сердце.
Скрепя сердце я продолжал
«физкультурить» и дальше. А что было делать? В
середине года другого выхода и не могло быть. Но к
восьмиклассникам я ходил на уроки всегда
неохотно, с тайным опасением, что они могут
выкинуть еще какую-нибудь штуку, вроде «лыжного
бунта». К счастью, все обошлось без происшествий,
хотя и возникали, конечно, мелкие стычки и
конфликты. Смешно признаться, но я бывал почти
счастлив, когда весной перед экзаменами мои
уроки «брали» учителя русского языка и
математики, вечно не укладывающиеся в программу
и готовившие восьмиклассников к экзаменам.
– Берите, милые, – мысленно
благодарил я их, – у меня-то времени хватает с
лихвой. Хоть все уроки возьмите – только рад
буду...
С огромным напряжением нравственных
сил закончил я этот учебный год, твердо решив не
пытать судьбу и больше не иметь дело с
физкультурой. К счастью, в соседнем селе из
средней школы уходил учитель истории, и я
договорился с тем директором, что он возьмет меня
на это место в следующем учебном году. Не
хотелось уезжать из родного села, снимать
квартиру, но я пошел на это – только бы не
встречаться больше с физкультурой и другими
предметами, которые принесли мне столько
неприятностей и разочарований... Другого выхода в
своем положении я не видел.
Спустя годы, задумав этот очерк, я
письмом попросил одну из главных зачинщиц
лыжного «бунта» Аллу Кравченко
прокомментировать тот давний случай. К этому
времени она успела окончить сельхозтехникум,
работала агрономом в одном из курских колхозов и
пробовала свои силы в журналистике. В своем
письме, как всегда, прямом и откровенном, что так
характерно для нее, она писала: «Может быть,
что-то из написанного Вам не понравится, но я
пишу, как было тогда. И "лыжный бунт", и
другие не очень-то умные выходки – это следствие
того, что Вы у нас не пользовались авторитетом, мы
как-то не принимали Вас всерьез. Помню, лишь
однажды на уроке физкультуры у нас проявились
проблески сознания, и все девочки пришли в
спортивной форме и все выполняли, но мальчики
весь день потом ругались с нами. Уже после
окончания школы Нина Проскурякова однажды мне
сказала, что в Мухо-Удеревской школе Вас очень
любили, и, знаете, я вначале очень удивилась, но
Нина объяснила, что там Вы преподавали историю, и
я стала понимать, почему наш класс, Вы извините,
попросту смеялся над Вами. Ведь нам Вы
преподавали химию, а знания в ней дальше
школьного учебника, как мы заметили, у Вас не
простирались. Так что, согласитесь, никакого
уважения, а тем более любви, Вы у нас вызвать не
могли. Да Вам и самому, я думаю, неинтересно было
преподавать эту химию. А молодой преподаватель
всегда может увлечь класс, стать его кумиром лишь
при блестящем знании предмета, собственной
увлеченности им.
В отрочестве ведь очень категорично
судишь о людях. И на физкультуре мы решили, что Вы
не очень уверенно чувствуете себя при спуске с
горок, предпочитаете описывать круги на равнине,
поэтому мы и воспротивились следовать за Вами.
Но это все было в школе. Потом,
встречаясь с бывшими одноклассниками, мы все
приходили к выводу, что у нас могли бы быть совсем
другие отношения, веди Вы у нас историю, а не
химию. Вы только не обижайтесь, я бы этого не
написала, если бы Вы не попросили».
Разумеется, читать такое письмо
неприятно и тяжело, но поучительно и полезно. Увы,
во многом моя бывшая ученица, правдивая до
жестокости, права. Ибо, как сказано: беда, коль
сапоги начнет тачать пирожник, а пироги – печь
сапожник.
Я пишу эти строки, имея более чем
сорокалетний стаж преподавания в школе и вузе, с
единственной целью. Если вам придется испытать
нечто подобное, не падайте духом. Это не
смертельно. В молодости все проходят сквозь
«огонь, воду и медные трубы» своей профессии.
Если любите ее – все пройдет. Это я говорю исходя
из собственного опыта, с «высоты» почти
полувекового педагогического стажа. Только не за
свое дело не беритесь. Это, как говорится, чревато
большими неприятностями и разочарованиями.
Владимир БАХМУТ,
преподаватель КГМУ
г. Курск
Комментарий психолога
Очень честное и искреннее письмо,
правда, сама описанная в нем ситуация довольно
банальна. Думаю, половина практикующих педагогов
могли бы рассказать нечто подобное из
собственного профессионального опыта, вспомнить
нечто подобное из своих школьных лет. И про себя я
могу рассказать кое-что.
Если же оставить в стороне эмоции
(переживать такое очень тяжело), думаю, стоит
остановиться на двух важных моментах рассказа и
дать методический комментарий.
Момент первый. Школьники, особенно
подростки, очень чувствительны к
профессионализму педагогов. Высокие слова о том,
что учитель – культурный образец, эталон для
своих учеников, хотя и поистерлись от
употребления, но остались правдой. Учитель, чей
профессиональный кругозор ограничивается
учебником, единственной методичкой, учитель,
который не способен гибко приспособить
преподавание своего предмета к ситуации – снег
ли пошел, пробки ли в школе выбило, девочки с
мальчиками поссорились, – очень быстро теряет
авторитет. Причем, чем старше ученики, тем важнее
для них «экспертный авторитет» педагога. Это
малышей можно удержать от бунта собственной
энергией, внутренней силой и нормативными
высказываниями. Подростки на такое реагируют
очень слабо. Нужно либо безостановочно
наращивать силу репрессивного воздействия, либо
переходить на иные отношения, построенные на
авторитете знания и личности.
С авторитетом личности и связан второй
момент. Одно из самых важных
профессионально-личностных достоинств педагога
– умение признавать свои ошибки и делать это так,
чтобы сама ситуация признания их становилась для
детей воспитывающей. Педагог, до последнего
держащий свое «лицо» в ситуации, когда его
несостоятельность, некомпетентность,
ошибочность принятого решения очевидна, смешон и
не заслуживает детского уважения. Для настоящего
учителя очень важно уметь ошибаться. Он должен
много знать, серьезно думать над своими словами и
поступками, выбирать наилучшие альтернативы в
сложных ситуациях. Это обеспечивает ему
авторитет Взрослого, позволяет воспитанникам
быть уверенными в своем Учителе, чувствовать
себя защищенными его силой и мудростью. А
ошибаться открыто, когда ошибки избежать не
удалось, еще важнее.
Так случилось, что в истории,
рассказанной нашим коллегой, «сошлись» оба
обсуждаемых момента. И получился педагогический
конфуз. Профессиональное и личностное поражение.
На таких поражениях мы и растем, превращаясь в
Педагогов.
Марина БИТЯНОВА, к.п.н.
|