Тема: "Физкультура: в
поисках содержания образвоания"
Тренер или учитель?
Мы хотим включиться в обсуждение ваших
публикаций, посвященных реорганизации
преподавания физической культуры в школе.
Работаем в сельской ДЮСШ. И нам обидно, что
детского тренера представляют каким-то монстром
по выжиманию рекордов. Нам вообще непонятно это
противопоставление: учитель физкультуры –
тренер-преподаватель. И проблема нам видится
несколько иначе. Не столь важно, как назвать
педагога, занимающегося физическим воспитанием
детей, гораздо важнее его профессиональная
компетентность, любовь к детям,
заинтересованность в результатах своего труда.
Детский тренер строит долгосрочную
подготовку юного спортсмена, базируясь на
развитии разносторонних физических
способностей. Невозможно представить ребенка
роботом, выполняющим серию однообразных заданий.
Сегодня, да и всегда, чтобы заинтересовать,
увлечь детей, приходящих в ДЮСШ, тренеру
необходимо владеть целым комплексом средств и
методов, нетрадиционных, незаезженных,
незамусоленных на школьных уроках. Ведь ребенок,
однажды пришедший на стадион, в любое время может
уйти, так как занятия в ДЮСШ не обязательны, это –
лишь желание, интерес самого ребенка.
Соревнования, конечно же, являются
мощным стимулом для занятий спортом. Но ведь
необходимо пройти большой путь к своим первым
успехам. Это каждодневный труд ребенка и тренера,
который старается сделать процесс подготовки
интересным, разнообразным. Всем известно, что без
базовой разносторонней гармоничной физической
подготовки невозможно воспитать спортсмена в
любом виде спорта. И перед тем как выбрать
какую-либо специализацию, детский тренер даст
попробовать себя в различных видах физических
упражнений. Невозможно представить себе
спортивную тренировку без спортивных игр, без
гимнастики, легкой атлетики. Так что разговор об
узкоспециализированной подготовке тренерами
безоснователен.
Неверно, если спорт преподносится
только как участие в соревнованиях, победа над
соперниками. Мы видим спорт, особенно детский,
как соревнование с самим собой, со своими
слабостями, ленью, как преодоление трудностей,
жизненных неприятностей, становление социально
активной личности.
И если ребенок постоянно
совершенствуется, улучшая личные достижения, то
он, безусловно, занимается спортом, даже не
принимая участия в официальных соревнованиях.
Физическая культура – более широкое
понятие.
Мы против вынесения урока физической
культуры за сетку занятий, отмены оценок по
физической культуре. В наш рациональный век все,
что выпадает из системы, моментально забывается,
отметается, становится ненужным. Такое может
случиться и с уроками физической культуры. С
таким же успехом можно отменить оценки по
математике для детей, способных к гуманитарным
предметам, а детям с математическими
способностями отменить оценки по русскому языку.
В № 9 нашей газеты рассказывается об
опыте работы в Новгородской области. Речь идет о
тестировании учащихся.
Оценивать таким образом работу
образовательного учреждения по физическому
воспитанию – это интересная идея. Но вот
достоверность тестирования, привязанного к не
очень высокой заработной плате учителя, вызывает
много вопросов.
В нашем районе мы проводим
соревнования по итогам тестирования,
разработанного В.А.Лепешкиным. Первый этап
проходит внутри школ, определяется лучший класс,
причем при подведении итогов учитываются
результаты всех учащихся данного класса, включая
освобожденных (они в тестировании не принимают
участия). Получается, чем меньше освобожденных от
занятий, тем выше средний бал класса. Протоколы
сдаются в оргкомитет, который, выезжая по селам
района, проверяет достоверность результатов,
внесенных в протокол. И каждый год выявляются
приписки результатов тестирования. Эти классы
снимаются с соревнований. Классу-победителю
вручается денежная премия на покупку
спортивного инвентаря.
Мы сравнивали результаты тестирования
детей в 1990-х годах и сегодняшние. В тестировании
принимали участие учащиеся МОУ «Лиманская
общеобразовательная средняя школа № 2» с 1-го по
11-й класс. В данной статье мы приводим результаты
тестирования учащихся 5-х классов. 10–11-летние
дети отличаются высокой двигательной
активностью, но и в этой возрастной группе
наблюдается снижение уровня развития основных
физических качеств.
В результате анализа результатов
тестирования детей с 1-го по 11-й класс выявилась
устойчивая тенденция снижения уровня
физического развития учеников. В школах работают
те же учителя, только дети стали слабее. К концу
года ребята улучшают свои показатели, но они все
равно остаются ниже показателей 90-х годов. Так
что привязывать заработную плату учителей к
абсолютным величинам физической
подготовленности учащихся считаем некорректным.
Думаем, что лучше оценивать результаты работы
учителя и ученика по проценту прироста основных
показателей физического развития учащихся.
В.И. Усаковым для оценки темпов
прироста физических качеств детей дошкольного
возраста была предложена шкала оценки, где темпы
прироста рекомендуется определять по формуле:
где W – прирост показателей темпов, %
V1 – исходный уровень;
V2 – конечный уровень.
По В.И. Усакову, до 8% прироста считается
неудовлетворительным;
8–10% – удовлетворительно;
10–15% – хорошо;
свыше 15% – отлично.
Легкая атлетика
В нашей школе мы оцениваем результаты
работы преподавателя и ученика несколько иначе,
но принцип оценки конечного результата по
приросту остается. Учащиеся всех групп сдают
контрольные нормативы, предложенные В.А.
Лепешкиным. Все результаты переводятся в баллы,
что позволяет сравнить достижения детей разного
возраста, определить абсолютного чемпиона школы,
регистрировать рекорды. Тестирование проводится
также два раза в году, в сентябре и в мае.
Оценивая физическое развитие учащихся
по 25-балльной системе В.А. Лепешкина, получили
следующие результаты, которые позволяют оценить
работу как тренера, так и всего отделения, школы в
учебном году.
Прирост показателей физического
развития учащихся в 2004–2005 учебном году
Однако нас настораживает, что в
последнее время идет увлечение количественными
показателями оценки труда педагога, выраженными
в диаграммах, таблицах, числах. Но в чем и как
оценить ту работу, которая позволяет
сформировать интерес к физической культуре, к
здоровому образу жизни? Что важнее:
количественные показатели, выраженные сухими
цифрами отчетов, или инициатива детей,
самостоятельно организующих футбольные баталии
рядом со своим домом, строящих простейшие
площадки для спортивных игр? Оканчивая школу, уже
увлеченные спортом родители ведут своих детей на
стадион. И это, наверное, самый важный результат.
Как оценить любовь к физическим упражнениям,
привитую школьным педагогом, в чем ее измерить?
Анализ сдачи контрольных нормативов,
легкая атлетика, 2004–2005 учебный год
Елена МАШИНЦЕВА, Роман ЧЕБОТАРЕВ,
тренеры-преподаватели муниципального
учреждения дополнительного образования
Лиманской детско-юношеской спортивной школы |