Спортивная смута
Спорт высших достижений в Перми на грани исчезновения, так как городские власти игнорируют проблемы спортивных школ.
В чем задачи детских спортивных школ? Почему не могут договориться чиновники и тренеры? В чем проблемы финансирования? О проблемах спортивных школ в Перми рассказывается в статье Ю. ПОПОВОЙ.
В отличие от председателя комитета по образованию и науке Николая КАРПУШИНА, директора спортивных учреждений считают, что положение спортивных школ катастрофическое: если ситуация не изменится, спортсменов высокого класса в Перми может стать намного меньше. Об этом они заявили еще на апрельской конференции «Физкультура и спорт в Перми». Причин тому несколько.
«По-душное»
финансирование
С тех пор, как школы перешли на новую систему финансирования, они буквально задыхаются. Система учитывает расходы лишь на коммунальные услуги и работу педагогического состава. Школы не получают деньги ни на капитальный, ни на текущий ремонт здания, ни на зарплату обслуживающего персонала, ни на оборудование, ни на соревнования. Система не предусматривает расходы на содержание школ в зависимости от их специализации.
Кроме того, директора считают, что неверно установлены нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей, готовящих высококвалифицированных спортсменов.
При обращении к органам образования за дополнительной финансовой поддержкой был получен отказ, который объясняется тем, что «выделенные бюджетные средства предназначены для других образовательных нужд». Фактически, попав в подчинение комитета по образованию и науке, спортивные школы стали финансироваться по остаточному принципу. И помощи им ждать неоткуда, поскольку в этом году спортивные школы, как учреждения дополнительного образования, были исключены из росписи городского бюджета.
Заработать не дают!
Введение системы казначейства позволило контролировать использование школами бюджетных средств и гарантировало финансирование школ. С другой стороны, система сильно тормозит организацию образовательного процесса. Работники школ сетуют на бумажную волокиту и медлительность системы в целом. Они не согласны с некоторыми действиями казначейства, например, с тем, что средства на приобретение инвентаря выделяются только при предъявлении накладной на отпуск товара, которая выдается магазинами после его покупки.
Но главное – казначейство контролирует доходы школ от предоставления платных услуг. Отныне школа может потратить ровно столько, сколько она указала в своем бюджете в начале года. Если школа заработает больше указанной суммы, ее счет будет заморожен. В этом случае получить деньги она сможет только с разрешения городской Думы. Если школа заработает меньше, она будет наказана: на будущий год казначейство урежет доходную часть бюджета.
Кроме того, комитет по образованию и науке сократил финансирование школ, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Директора надеются, что с выходом Положения о предоставлении образовательными учреждениями услуг (которого они ждут уже не первый год) ситуация изменится.
Сдавать помещения в аренду спортивным учреждениям тоже невыгодно: средства идут в департамент имущественных отношений города. На помощь спонсоров надеяться не приходится: школы для них непривлекательны из-за незначительности налоговых льгот.
Полная финансовая зависимость от местных органов власти в условиях рынка ставит учреждения на грань выживания, так как средств, выделенных органами образования, катастрофически не хватает, а заработать самим школам не дают.
Но, похоже, это еще полбеды. Другая проблема, по мнению директоров, заключается в неоправданном расширении функций учреждений.
Все начинается
со школы
На конференции «Физкультура и спорт в Перми» шел спор с чиновниками о том, в чем основная задача спортивных организаций. Тренеры-преподаватели видят задачу в подготовке спортсменов высокого класса, органы образования – в проведении спортивно-массовых мероприятий для детей и подростков во внеучебное время. Не станет ли при таком подходе спортсменов высокого класса в Перми еще меньше? Ведь из 150 учащихся спортивных школ лишь один достигает этапа высшего спортивного мастерства (52% выполняют нормативы кандидатов в мастера спорта, 1,3% – нормативы мастера спорта России, уровню международных требований соответствует 0,2% учащихся спортивных школ).
Несмотря на такую безвыходную, казалось бы, ситуацию, спорт высших достижений Прикамья еще можно спасти, если власти признают его значимость, позволят спортивным школам зарабатывать или хотя бы увеличат их бюджетное финансирование.
Юлия ПОПОВА,
корреспондент газеты
«Пермский обозреватель»
|