Тема: "Физкультура: в
поисках содержания образвоания"
Мечты и реальность
Васильев Всеволод Петрович
Работал учителем физической культуры в г.
Путивле (Украина), в Красноярском крае и г.
Красноярске, директором техникума физической
культуры.
С 1996 по 1999 годы – начальник отдела учебных
заведений краевого спорткомитета.
В настоящее время – зав. отделом физического
воспитания краевой детско-юношеской спортивной
школы олимпийского резерва.
Принимал участие в подготовке и проведении V и VI
зимних Спартакиад народов СССР, чемпионата мира
по вольной борьбе.
Отличник физической культуры и спорта.
Опубликованные в № 14
газеты «Спорт в школе» статья именитого и
уважаемого специалиста – профессора РГУФК
Вадима Константиновича Бальсевича
«Спортивно-ориентированное физическое
воспитание в общеобразовательной школе» и его
интервью вызвали у меня, учителя физической
культуры, определенную тревогу.
Да, действительно, наболевшие проблемы
школьного физического воспитания видны
невооруженным глазом, и они хорошо изложены в
указанных публикациях. Обобщенно их можно
выразить тремя тезисами: крайне
неудовлетворительная материально-техническая
база, кадровый голод и отсутствие четкой
государственной позиции по отношению к
воспитанию физической культуры у детей и
юношества. То, что предлагает автор, – замена
урочной системы физического воспитания
спортивно-ориентированным физическим
воспитанием, – вызывает большие сомнения, в
частности:
1. Реальный педагогический процесс
интенсивного освоения ценностей физической
культуры в настоящее время осуществлять некому:
специалисты, которым сейчас за 50, постепенно
сходят с арены, а молодые выпускники
всевозможных факультетов физической культуры
этому обучены слабо и в школу не идут. По крайней
мере, только считанные проценты выпускников
педагогических учреждений высшего образования
задерживаются в школе более чем на год. Анализ
ситуации за последние годы показывает, что
основные причины – неудовлетворительные
условия труда и низкая заработная плата.
2. На мой взгляд, разработка стратегии и
механизмов реализации процесса функциональной
интеграции ведомств в области физического
воспитания подрастающего поколения должна
осуществляться не столько на нищенском
муниципальном уровне, сколько на уровне
государства, Правительства Российской
Федерации.
3. Настораживает категорическое
утверждение автора, что занятия физической
культурой в школе с периодичностью менее трех
раз в неделю по 90 минут – бессмысленны. С этим
можно согласиться, если ставить во главу угла
только достижение тренировочного эффекта.
Думается, что эта задача в общеобразовательной
школе не должна стоять на первом месте.
4. Что касается предложений автора о
предоставлении права выбора вида спорта по
желанию детей, то я согласен с возражениями
А.Машковцева («Спорт в школе», № 14, «Спортивные
желания и школьные возможности»). Могу добавить,
что, по моему глубокому убеждению, именно через
академический образовательный урок физической
культуры ученик должен ощутить прелесть той
самой сеченовской «мышечной радости» и получить
первые представления о видах спорта – некоторые
из них впоследствии могут стать любимыми.
5. Не могу согласиться с поразительно
легким отношением автора к детям с медицинскими
ограничениями в занятиях на уроках физической
культуры. Учитель физической культуры или
тренер-преподаватель не должен забывать золотое
правило врача – «не навреди». Ни один учитель
физической культуры не имеет права брать на себя
смелость определять самостоятельно оптимум
физических нагрузок для детей с отклонениями в
состоянии здоровья.
6. Складывается впечатление, что весь
настрой интервью сводится к одному: надежда – в
основном, только на учителей-энтузиастов,
одержимых. Но, как и в других школьных
дисциплинах, таких учителей меньшинство. Мне
представляется, что в отношении к учителям
физической культуры мы слишком часто
злоупотребляем их самоотверженностью и
одержимостью. Рассказ автора статьи о том, как в
1954 году он на общественных началах построил
школьный стадион, на мой взгляд, не совсем
корректен – другое время, другая политическая и
экономическая формация, другие требования… А, с
другой стороны, этот пример подтверждает, что еще
в те далекие времена не все было благополучно с
отношением к школьной физической культуре.
Когда-то я сам немало времени и здоровья потратил
на всевозможные ремонты, переоборудование
спортзалов, «изобретение» не всегда надежного и
безопасного «нестандартного оборудования» и т.д.
Сейчас убежден, что полезнее потратить это время
на совершенствование качества системы
собственной педагогической деятельности. Вся
наша «строительно-ремонтная самодеятельность»
– от недостаточного внимания руководителей
образования и государства к предмету
«физическая культура» и, соответственно, позорно
низкого уровня материальной обеспеченности
педагогического процесса.
7. Как большинство учителей физической
культуры, я не испытываю удовлетворения от
нынешнего состояния школьной физической
культуры. И я не против
спортивно-ориентированного физического
воспитания. Однако удручает, что в последнее
время все больше голосов призывают к фактической
ликвидации школьного урока физической культуры
и замене его другими формами: аэробикой,
ритмикой, футболом, восточными единоборствами и
прочими. Откуда такое пренебрежение к бегу,
прыжкам, метаниям, основной гимнастике, играм?
Кстати, первые шаги к ликвидации урока
физической культуры в школах уже сделаны: это
отмена пятибалльной оценки по предмету и
повсеместный тихий переход на 35-минутные
уроки. Непонятно, почему нельзя оставить в покое
обязательные уроки физической культуры,
направленные на достижение образовательного,
воспитательного, познавательного эффекта,
внесенные в расписание занятий и проводимые по
научно обоснованной программе, в соответствии с
образовательными стандартами, возрастными и
сенситивными возможностями ученика? Тем более
что далеко не исчерпан резерв средств
дополнительного физического воспитания через
систему школьных спортивно-оздоровительных
клубов. Вполне приемлем надежный симбиоз трех
обязательных 45-минутных уроков физической
культуры в рамках первой половины дня и трех
90-минутных спортивно-ориентированных занятий во
второй половине дня по выбору учеников при
условии достаточной учебно-спортивной и
кадровой базы. Плюс ДЮСШ для особо одаренных,
плюс более энергичное внедрение в практику
воспитания физической культуры резервов
олимпийского воспитания и образования в школе.
И последнее.
Все попытки снизить непосильный
физический, психологический и моральный пресс
учебного плана на ученика в последние годы
наталкиваются на скрытое сопротивление
учительского корпуса, напрямую зависимого от
системы почасовой оплаты труда. Почему-то ни у
кого не возникает предложение взять и вывести за
расписание уроки физики или, допустим, ОБЖ.
Возможно, развернутая кампания против
урока физической культуры – попытка убедить
общественность в том, что это и есть способ
разгрузки ученика?
Всеволод ВАСИЛЬЕВ
г. Красноярск
|