Травма на уроке
Две истории, которые мы публикуем сегодня, были
присланы в газету молодой мамой: она искренне
рассказала о том, что случилось в школе, в которой
учится ее ребенок.
«Случилось – и случилось. В школе чего только не
бывает!» – скажет скептик.
Да, в школе может произойти всякое. Но такого в
школе не должно происходить никогда, ни при каких
условиях.
Так в чем же дело? Почему мы, взрослые, допускаем
подобные ситуации? Из-за своего бессилия? По
причине низкого профессионализма? А может,
просто мы иногда забываем, что на уроке нет
«класса», а есть учитель и пришедшие к нему люди?
И каждый из них – со своим прошлым, настоящим и
будущим. И каждый по-своему доверчив, раним,
беззащитен.
Именно поэтому в фокусе педагогического зрения
всегда должны быть не «дети» как общая
обезличенная масса, а каждый конкретный Ученик в
отдельности.
Не секрет, что урок физкультуры – это
урок повышенной опасности. Очевидно: травму
гораздо легче получить именно в спортзале (не на
математике же?).
Может быть, такие травмы на физкультуре –
неизбежность? И от чего зависит безопасность на
уроке? Для размышления предлагаем две реальные
истории.
Маленькая Лариса
занимается теннисом. Ее мама платит за одно
занятие 50 долларов и мечтает, что когда-нибудь
дочка покорит Уимблдон. Покорять школьный канат
в мамины планы не входило, но учитель физкультуры
потребовал сдать зачет по этой «жизненно важной»
дисциплине. На канат девочка забралась, а вот
спуститься вниз не хватило силенок. Она
буквально сожгла себе руки, и ей пришлось
пропустить две тренировки. В секции, где
занималась Лариса, «отыгровки» не
предусматривались, и мама понесла материальные
убытки в размере 100 долларов. После этого случая
Лариса на уроки физкультуры больше не ходила:
мама сделала ей «липовое» освобождение по
состоянию здоровья.
В другой школе «физрук» дал детям еще
более изощренное задание. Нужно было подтянуться
на перекладине и в таком положении провисеть 20
секунд. И это первоклашке! Мальчик Витя встал на
стул, подтянулся и... повис. Он был очень
старательным учеником и решил получить
«пятерку», чего бы ему это ни стоило. Но вместо
«пятерки» он получил сломанную челюсть и трещину
лодыжки. А дело было так: когда Витя замер на
перекладине, про себя отсчитывая заветные
двадцать секунд, другой мальчик подошел и снял с
него шорты вместе с трусами. От стыда и ужаса
Витя, не сгруппировавшись, рухнул на стоящий под
ним стул. Где в этот момент находился учитель,
история умалчивает. Ясно одно: там, где он был
нужен, его не было. И, тем не менее, он продолжает
преподавать, а вот Витю родители были вынуждены
перевести в другую школу. Задразнили! |
Комментарий психолога:
За что отвечают родители?
Оба этих случая – истории о
некомпетентности учителя. Некомпетентности,
прежде всего, как педагога. Учет индивидуальных
особенностей ребенка в процессе обучения –
краеугольный камень современного
гуманистического образования. А на уроке
физкультуры этот тезис приобретает особый
оттенок, поскольку его игнорирование может
привести к тяжелым последствиям не только для
психики, но и для физического здоровья ученика.
Некомпетентность преподавателя в этой области
представляет реальную угрозу для жизни детей. И
таким случаям нет оправдания. И все-таки, я думаю,
кроме самого учителя и школьной администрации,
допустившей его к работе, ответственность за
такой травматизм (в первом из приведенных
случаев) лежит и на родителях. Фраза «Покорять
школьный канат в мамины планы не входило»
характеризует пренебрежительное отношение
части родителей к урокам физкультуры. Это
отношение воспринимают и дети, в результате
начиная относиться к этому предмету (на мой
взгляд, чрезвычайно важному и необходимому для
развития полноценной личности) как к чему-то
необязательному, а к требованиям учителя – «с
прохладцей». И здесь возникает очень тонкая
грань между «Я не могу» и «Я не хочу». Известно,
что желание приводит к мобилизации внутренних
ресурсов человеческого организма, в то же время,
его отсутствие, напротив, блокирует часть
жизненных сил, препятствуя мышечной мобилизации.
Вместо того, чтобы задействовать весь организм,
человек пытается решить задачу усилиями
отдельно взятых рук или ног. И это тоже может
привести к печальным последствиям.
Конечно, научить ребенка использовать
при физических упражнениях ресурсы всего
организма – задача учителя. Но если ребенок не
хочет этому учиться и в этом его поддерживают
родители, – можно ли его научить? И чего это будет
стоить учителю?
Учитель физкультуры, как и любой
другой учитель, нуждается в сотрудничестве с
родителями. И в уважении, как любой человек. Если
же он переступает допустимые границы – мы имеем
право бороться с этим и спрашивать с
администрации. К сожалению, родители чаще
предпочитают отмалчиваться. Не потому ли, что
где-то чувствуют и долю своей вины?
Александр ШАДУРА
|