Классные разборки
С классом работают все учителя: и
историки, и математики, и физкультурники. Как же
иначе, если у тебя – урок, а не индивидуальное
занятие? Сначала материал объяснять нужно всем
сразу. Потом – сделать так, чтобы дети его
«усвоили», проделав ряд «типичных» упражнений. И,
конечно же, проверить качество «усвоения»,
поставить отметки…
Увлекаясь программой и требованиями к
уроку, учитель часто забывает, что на самом деле
класс – это вовсе не однородная масса, внимающая
инструкциям и указаниям. Петя не выспался и
слушает невнимательно; Таня мечтает о встрече с
мальчиком; Колина мама заболела… Сколько детей
– столько судеб, проблем.
Кроме того, класс живет своей жизнью:
кто-то поссорился, кто-то кому-то завидует,
кого-то сделали изгоем, этот – неформальный
лидер, того учителя выбрали в любимчики. Как
правило, учитель-предметник об этом ничего (или
почти ничего) не знает. Его дело – дать урок, а не
вникать в классную жизнь.
Мы все становимся очень ранимыми, если
речь заходит о нашей внешности, о физических
качествах. На занятиях физической культурой
внимание всех обращено именно на те или иные
физические качества, характеристики. Если в
классе сложились теплые взаимоотношения между
учениками, дети никогда не будут оскорблять друг
друга, смеяться над чужим неумением или над
недостатками. Напротив, они всегда помогут друг
другу, постараются поддержать в трудную минуту:
«Давай, Серега, прыгай, ты сможешь, мы за тебя
болеем!» – кричат однокласснику в таком
коллективе.
Если же в пришедшей на занятие группе
детей существуют конфликты, фраза может быть и
такой: «Ну, посмотрим, толстячок, сможешь ли ты
прыгнуть! Ну, давай, не запыхайся… Вот, умора,
посмотрите, как смешно он бежит!»
Учитель физической культуры часто
попадает в сложные ситуации, которые, на самом
деле, вызваны не тем, как он подготовлен к уроку и
как организует пространство на занятии. Эти
ситуации часто вызваны общей психологической
атмосферой в классе, и разрешать их можно (и
нужно!) вне урочного пространства, прибегая к
помощи классного руководителя, школьного
психолога, родителей.
Тренер, ведущий спортивную секцию,
всегда особое внимание уделяет взаимоотношениям
своих воспитанников. Учитель физкультуры,
ежедневно работая с большим (а порой просто
огромным) количеством детей, как правило, не
имеет возможности этим заниматься.
Но если на уроке математики учитель, в
худшем случае, может не заметить, как кто-то у
кого-то списал или, напротив, стараясь навредить,
нарисовал чертика в тетради, урок физкультуры
грозит вылиться в куда более опасные ситуации. На
этом уроке нет такого жесткого ограничителя, как
парты, стулья, тетради, учебники. Дети находятся в
постоянном движении, ощущая большую свободу. В
результате их межличностные отношения могут
выплеснуться в самых разных, порой очень грубых
формах. Опасность травматизма знает каждый
преподаватель физической культуры и делает все
возможное, чтобы его избежать.
Но есть ситуации, которые могут
вызвать не только физические, но и тяжелейшие
психологические травмы, изменить всю будущую
жизнь растущего человека. Руки заживут, кости
срастутся, а душа останется покореженной на всю
жизнь.
Если учитель словесности или химии (да
и любого другого общеобразовательного предмета)
перестанет замечать в учениках отдельных людей,
не будет вникать в их проблемы, ничего страшного
не произойдет: ну, кто-то контрольную не напишет
или тетрадку порвет… Ссора будет, конечно, но вне
стен школы или в коридоре, уж точно не во время
урока.
Если учитель физкультуры не будет
замечать, что происходит с его учениками: кто
оказался изгоем, кого в классе презирают, а кого,
напротив, уважают и любят, все может быть гораздо
страшнее: рано или поздно кто-то кому-то спустит
штаны, унизит, покалечит.
Я не знаю, как достойно может вести
себя педагог, у которого на уроке творится то, что
описано в письме. Но я точно знаю, что может
сделать учитель, чтобы такой ситуации у него на
уроке никогда не случилось.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
к.п.н.
|