Найти выход из тупика
Сразу отмечу, что в похожих ситуациях
бывают не только учителя физкультуры, ее
возникновение тесно связано с личностными
характеристиками самого учителя. Дело в том, что
пренебрежительное отношение к этому предмету со
стороны учеников, их родителей, преподавателей
других учебных предметов часто провоцирует у
преподавателей физической культуры
недовольство, даже скрытую агрессию, которую
можно выразить словами: «Я все равно заставлю
всех считаться с моим предметом». Такой подход
мешает учителю отнестись к ученику как к
индивидуальности, учитывать его физические
возможности и психологические комплексы,
которые стремительно развиваются к
подростковому возрасту.
Можно предположить, что учитель,
требующий от Ларисы выполнения «канатной» нормы,
не увидел, что девочка не готова к этому
физически. Индивидуальный подход к ребенку
позволил бы найти наиболее оптимальный вариант,
например, ей можно было предложить забраться на
более низкую высоту.
В связи с этим хочется обратить
внимание на проблему информированности
участников учебного процесса. Для Ларисиной мамы
важно, чтобы дочь не получала даже малейшей
физической травмы, так как она платит большие
деньги за занятия в секции. Именно на уроке
физкультуры дети часто падают, получают ссадины
и ушибы. Конечно, мы не можем все предусмотреть,
но надо принять то, что жизнь непредсказуема,
другие люди далеко не всегда отвечают нашим
ожиданиям и не обладают телепатическими
способностями. Поэтому для предотвращения
подобных ситуаций классный руководитель после
индивидуальной работы с родителями своих
учеников должен был вовремя проинформировать
преподавателя физкультуры об особенностях
каждого ребенка.
Ситуация с Витей очень сложная, причем
она может сильно повлиять на его дальнейшую
жизнь. Чтобы минимизировать психологическую
травму для ребенка, нужно, прежде всего, учесть
особенности его психики, понять, насколько он
ранимый и восприимчивый, развито ли у него умение
постоять за себя и осмыслить произошедшую
ситуацию. Дочь сказала мне, что такие случаи не
редкость на физкультуре. У них нечто подобное
произошло в лагере, и так называемый
«пострадавший» сам рассмеялся, а на насмешки
других ответил, что в строении половых органов ни
у кого особых отличий нет. Этим все и закончилось.
Однако далеко не все дети могут так
отнестись к ситуации. Наиболее важными
психологическими факторами, влияющими на
состояние и поведение ребенка, особенно в
младшем школьном возрасте, являются
эмоциональная реакция и поведение взрослых –
учителя, родителей. И здесь хочется провести
четкое разграничение между понятиями «реакция
человека» и «осознанное поведение».
Реакция – это, прежде всего, результат
бессознательного, эмоционального реагирования,
которое можно выразить словами: «Это ужасно, я не
переживу такого позора!» Только сознательный
ответ, а не спонтанная реакция делает человека
по-настоящему независимым и свободным. Осознавая
особенности ситуации, особенности возраста
детей, прогнозируя последствия, мы можем
рационально принять ситуацию и поступить
наиболее адекватно. Тогда на смену эмоциональной
реакции приходит рациональный поступок: «Это
неприятно, но я с этим справлюсь с помощью…». А
вот с какой и с чьей помощью – это каждый
выбирает сам. Ребенок из детского лагеря
справился сам. Вите помогли родители, переведя
его в другую школу. Это их выбор, они лучше знают
своего ребенка. В этом выборе, как и в любом
другом, есть свои минусы и плюсы. Явный плюс –
ребенок ушел из травматической ситуации,
которая, так или иначе, проявлялась бы и дальше: в
виде воспоминаний при общении с одноклассниками,
в виде насмешек. Явный минус – обозначился опыт
решения сложных жизненных проблем с помощью
тактики ухода.
Какой бы вариант ни выбрали родители,
важно, чтобы они помогли ребенку снизить для него
значимость подобной ситуации. С одной стороны –
не отрицать его негативные эмоции («Глупость, не
переживай, перестань»). Гораздо лучше поддержать
ребенка в его переживании («Я понимаю тебя») и
одновременно постараться снизить значимость
самого происшествия, рассказав о подобных
случаях с долей юмора. А можно и перевести
разговор на философский уровень. В любом случае
необходимо дать понять ребенку, что произошедшее
с ним не является (и не будет являться!) для других
людей ведущей темой для разговоров: «Конечно, все
только и будут говорить о твоей попе, забросят
все свои дела и проблемы и т.д.». Этот эпизод может
остаться для ребенка лишь эпизодом в его жизни,
чему-то его научившим (как пережить, как
справиться), а может дать начало развитию
травматической личности ребенка.
Поэтому хочется сказать: чем более
разумно и мудро будут поступать (именно
поступать, а не эмоционально реагировать)
взрослые, тем более психологически здоровым и
успешным вырастет ребенок.
Алла ФОМИНОВА,
канд. психол. наук
|