Разработка
музыкальных комплексов утренней гимнастики для
младших классов
Школа, в которой не нашлось бы места проектной
деятельности учащихся, сегодня, пожалуй,
редкость. Физкультура как предмет для этой
работы не менее интересна, чем основные учебные
дисциплины. Возможность создания и внедрения
проектных разработок без откладывания в долгий
ящик повышает к ним интерес школьников.
Но детский проект – это, прежде всего,
творчество. Не образец, не норма. Скорее, шаг к
познанию. И, каким бы он ни был по счету, он не
может быть безупречным: дети растут, взгляды и
увлечения меняются, опыт накапливается.
Детский проект – это еще и важная возможность
для ребенка стать увереннее в своих силах.
Поверить в себя с помощью взрослых намного легче,
чем в одиночку.
Учить этой работе надо. Проект создается,
выполняется, оформляется, обсуждается,
«защищается» и… становится началом новой, более
серьезной работы.
Но первый опыт интересен всегда. Вот каким он
получился у старшеклассниц 335-й московской школы.
Нашу группу заинтересовала проблема
вялости, рассеянности внимания,
невнимательности детей на первых уроках в школе.
Мы провели исследование в младших
классах и выяснили, что около 30% детей в начальной
школе чувствуют усталость, недосыпание и не
могут сосредоточиться на уроках.
По этой причине мы решили создать
комплексы упражнений для утренней гимнастики,
рассчитанные на младших школьников. Мы убеждены,
что физические упражнения полезны не только для
здоровья, но и для повышения работоспособности
учеников на уроках, помогут быстрее и лучше
усваивать материал. К сожалению, такая зарядка
проводится очень редко или вообще не проводится.
А еще нам кажется, что малыши будут
только рады покрутиться и помахать руками. У них
появится стимул не опаздывать, ведь зарядка-то
музыкальная. А, кроме того, после зарядки они
будут спокойнее на уроках.
Цель утренней гимнастики –
способствовать организованному началу учебного
дня, улучшению самочувствия и настроения.
Основу гимнастики до занятий
составляют физические упражнения для различных
мышечных групп. В утренний комплекс должны
включаться упражнения для мышц верхнего
плечевого пояса (движения руками и головой), мышц
спины и брюшного пресса (наклоны вперед, назад, в
стороны), мышц нижних конечностей (приседания,
выпады), подскоки. Заканчивать комплекс
необходимо ходьбой на месте.
Для того чтобы гимнастика до учебных
занятий проходила наиболее организованно и
эффективно, необходимо привлекать к ее
проведению физкультурный актив. В каждом классе
(начиная с 4-го) у учителя должны быть 1–2
помощника для демонстрации правильного
выполнения упражнений. Хорошо подготовленным
помощникам можно доверить и проведение
гимнастики. Инструкторы-общественники из числа
старшеклассников проводят гимнастику с
учащимися 1–3-х классов.
Лучше, конечно, проводить гимнастику
на открытом воздухе, а при неблагоприятной
погоде – в проветренных коридорах, классах.
Продолжительность гимнастики не должна
превышать 6–7 минут (в младших классах – не более
5–6 минут). Первое, чему мы как инструкторы должны
научить малышей, – это делать упражнения
правильно. Для этого, особенно в первое время,
надо включать в комплекс наиболее простые
упражнения, не требующие сложной координации, не
дающие силовую нагрузку, исключающие, например,
упоры присев, отжимания и т.д.
Комплексы упражнений могут быть
разучены на уроках физкультуры. Их следует
менять не реже одного раза в месяц (желательно
через каждые две недели). Для каждого комплекса
подбирается 4–6 упражнений. Количество
повторений каждого упражнения – по усмотрению
учителя. Гимнастику желательно выполнять под
музыку.
Для учащихся 1–3-х классов мы составили
следующие комплексы упражнений:
I. Даша
Комплекс № 1
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1. Наклоны головы вперед-назад.
2. Круговые вращения головой вправо-влево.
3. Правую руку поднять вверх, левая рука –
внизу, кисти слегка сжаты в кулаки. Рывки руками
назад со сменой положения рук.
4. Руки в стороны, круговые движения руками
вперед-назад.
Комплекс № 2
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1. Наклоны туловища в стороны.
2. Руки на поясе. Повороты вправо-влево.
3. Приседания, руки вперед.
4. Бег на месте.
5. Ходьба на месте.
II. Настя
Комплекс № 3
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены
вниз.
1. Круговые вращения головой вправо-влево.
2. Руки в стороны, круговые вращения руками
вперед-назад.
3. Руки на поясе, наклоны туловища в стороны.
4. Приседания, руки вперед-вверх.
5. Руки на поясе, прыжки на месте.
Комплекс № 4
И.п.: ноги на ширине плеч.
1. Руки к плечам, круговые движения руками
вперед-назад.
2. Руки слегка согнуты в локтях, легкий бег на
носках на месте.
3. Ходьба на месте с высоким подниманием колена.
III. Карина
Комплекс № 5
И.п.: ноги на ширине плеч, все мышцы
расслаблены.
1. Наклоны головы вперед-назад.
2. Круговые вращения головой влево-вправо.
3. Руки согнуты в локтях, поднимание колена к
локтю.
4. Руки на поясе, прыжки (ноги в стороны – вместе) с
хлопком вверху на каждый второй счет.
5. Ходьба на месте с высоким подниманием колена.
IV. Ира
Комплекс № 6
И.п.: руки на поясе, ноги на ширине плеч.
1. Наклоны головы вправо-влево.
2. Руки на поясе, поднять руки к плечам, вверх,
потянуться.
3. Руки на поясе, повороты туловища вправо-влево.
4. Руки подняты вверх, наклоны с вытянутыми руками
вправо – вперед – влево.
5. Руки на поясе, прыжки на месте с хлопками на
внимание: впереди – вверху – за спиной (с
возвращением рук на пояс на каждый второй счет).
6. Ходьба на месте, колено поднимается до прямого
угла, носок оттянут вниз.
Утренняя гимнастика нацелена на то,
чтобы дети проснулись. Поэтому она должна
заряжать их положительными эмоциями, которые мы
передаем малышам через наше общение с ними. Это
примерно звучит так:
– Доброе утро, ребята!!! Улыбнитесь
друг другу!!!
– Приятного вам дня, ребята!!! Успехов в учебе!!!
Во время гимнастики мы периодически
приободряем их словами: «Молодцы!!! Умники!!!» Ведь
для учеников младших классов так важно, когда их
хвалят! Похвалите, и вы увидите, как улучшится их
настроение.
Вывод
Целую неделю мы проводили гимнастику в
младших классах и, как показал опрос, все без
исключения ученики ответили, что они ждут с
нетерпением начала учебного дня, а именно
веселую зарядку со старшеклассниками. Делая
физические упражнения, они получают массу
положительных эмоций, которые остаются на
протяжении всего дня. Атмосфера в классе
становится добрее.
Проведя интервью с учителем, мы узнали,
что дети стали и заниматься лучше, и активнее
проявлять себя на уроках. Самочувствие ребят
тоже улучшилось.
Это не просто слова, это
доказательство того, насколько полезны и
необходимы в школах утренние, и лучше
музыкальные, разминки! Результат виден уже через
неделю. К тому же у нас, старшеклассников,
появился опыт в разработке комплексов
упражнений.
И если такая гимнастика доставляет
удовольствие, пусть она всегда будет в нашей
школе.
Дария ФИЛАТОВА,
Карина ПОЗДНЯКОВА,
Виктория АБРАМЯН,
Анастасия ЯКОВЛЕВА,
Ирина КАРАПОВА |