Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет «Первое сентября»

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Курс ведет Вадим Альбертович РОДИОНОВ

Лекция № 5

Применение различных методов сопряженного психофизического воздействия на уроках физической культуры

«У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд...
Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости...»
В.И. Лях

Самопознание лежит в основе развития личности. Самопознание через физическую активность обусловлено наличием теснейшей связи между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воз­действие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физи­ческих упражнений изменяется характер деятельности всех органов и сис­тем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.

Таким образом, уже в начальной школе правильная организация физической активности способствует тому, что физические упражнения благоприятно воздействуют на психическое развитие детей. Одним из условий такой организации является то, что дети должны по­лучать начальные знания о механизмах такого воздействия.

Телесно-ориентированные методы воздействия на психическую сферу человека известны давно. Мы уже упоминали такие наиболее древние из них, как хатха-йога или у-шу. Следует отметить, что большинство народных подвижных игр имеют выраженный игротерапевтический характер. В модельных условиях они способствуют формированию и развитию социальных и, в первую очередь, коммуникативных навыков. Вместе с тем, на современном этапе специалисты переносят из психологии в область спорта методы кинезиологии, биоэнергетики, нейролингвистического программирования.

Основными средствами физического воспитания в данной программе явля­ются следующие:

– статические упражнения (позы);
– физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряженное развитие не только физических, но и психических качеств;
– физические упражнения творческого характера, в которых учащиеся создают новые сочетания элементов двигательной активности;
– мимические упражнения;
– дыхательные упражнения;
– упражнения на напряжение и расслабление мышц;
– ритмические упражнения и танцы;
– этюды с использованием как внешних признаков изображаемого, так и их моторного содержания;
– игры (творческие, подвижные, спортивные).

Следует иметь в виду, что некоторые из описываемых ниже упражнений могут относиться к различным категориям (этюды в виде поз, упражнения на релаксацию в виде этюдов и т.д.).

Рассмотрим эти средства более подробно.

Позы

Позы применяются как общеизвестные статические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений типа асан, заимствованных из тысячелетней древнеиндийской системы хатха-йога, а также статических поз, заимствованных из древнекитайской системы цигун.

«Скульптор» (развивает образные представления и двигательную память). Водящий изображает скульптора, а остальные участники игры – глину. Скульптор выводит одного из учащихся на середину зала и показывает ему, как тот должен встать, какое сделать лицо, чтобы походить на изображаемую фигуру, например, злого волка, хитрую лису или трусливого зайца.

«Скульптурная группа» (развивает образные представления, двигательную память и коммуникативные способности). Аналогично игре «Скульптор», но в роли «глины» – двое или больше ребят, объединенных сюжетной игрой, например – волк го­нится за зайцем. Когда скульптор отдыхает и отворачивается, группа мо­жет ожить, но при первом движении скульптора снова замирает в прежней позе. Скульптор должен исправить позы, если они неправильны. Остальные учащиеся могут его поправлять.

Упражнения «Асаны»
Первая асана

  1. Встать (тело расслаблено, спина прямая, руки опущены вдоль тела, ноги вместе) – плавно поднять руки, согнуть в локтях, обратной стороной ладони упереться в грудь ладонью наружу.
  2. Медленно вытянуть руки вперед на уровне плеч, руки напрягаются (ладони вперед).
  3. Медленно отвести руки назад и держать их на уровне плеч. Плечи напряжены. Немного опустить руки и переплести пальцы.
  4. Медленно и плавно прогнуться назад. Руки высоко подняты, смотреть вверх (держать 10 сек.).
  5. Медленно и плавно прогнуться вперед, отвести руки назад и высоко поднять. Мышцы шеи расслаблены, подбородок упереть в грудь (дер­жать 10 сек.).

Вторая асана

Поза «лотос» (сед, колени раздвинуты, ступни касаются друг друга, руки на бедрах, спина прямая).

  1. Медленно поднять руки до уровня плеч, плавно поднять над голо­вой, прогнуться назад.
  2. Медленно и плавно нагнуться вперед, руки при этом вытянуты вверх.
  3. Руки вытянуты вперед, мышцы шеи расслаблены.
  4. Наклониться вперед, упереться подбородком в колени (держать 10 сек.).
  5. Медленно выпрямиться.

Третья асана – «кобра»

  1. Лечь на мат на живот, руки вперед, все мышцы расслаблены.
  2. Лбом упереться в пол, плавно согнуть руки в локтях и положить под себя на уровне плеч, пальцы вместе и обращены друг к другу.
  3. Медленно запрокинуть голову, упираясь руками в пол. Поднимать туловище, спина изо­гнута. Держать это положение 10 сек.
  4. Медленно опускать туловище и голову, вернуться в положение 1.
  5. Медленно вернуться в положение 1, все мышцы расслаблены.

Физические упражнения сопряженного характера

«Бабочки и стрекозы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Ко­манды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты, столько получают очков. Из игры никто не выбы­вает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает коман­да, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.

Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях.

«Бег с флажками» (развивает быстроту реакции и сочетание зрительной и моторной памяти).

Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с флажком соседа из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, держит флажки всех цветов. Подняв флажок определенного цвета, он дает сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих – добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него флажок, вернуться на свое место.

«Пропускаем старших» (развивает ловкость, коммуникативные навыки).

Учащиеся делятся на две команды, в каждой из которых часть детей назначаются «старшими» (они двигаются с поднятой правой рукой). 6 сто­ек устанавливаются в две параллельные линии по 3 стойки в каждой. Игра проводится в форме встречной эстафеты с заданием обегать стойки «змей­кой». В случае если пути движения пересекаются, «младший» должен про­пустить «старшего» из команды соперников.

Физические упражнения творческого характера

«Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Дети стоят в шеренгу и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети должны выполнять их:

Зайчики! – Дети прыгают, имитируя движение зайцев.

Лошадки! – Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь бьет копытом.

Раки! – Дети пятятся назад, как раки.

Птицы! – Бегают, раскинув руки, или (стоя на месте) машут руками.

Аист! – Прыжки на месте на одной ноге.

Лягушка! – Присесть и скакать вприсядку.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягу­шек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «ля­гушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

«Слушай мелодию» (развивает образные и двигательные представления, двигательную память и чувство ритма).

Учащимся демонстрируют четыре музыкальных фрагмента, каждому из которых со­ответствует образ дерева или животного: медленная, грустная музыка – осеннее дерево (голова опущена, опущенные руки слегка раскачиваются «от ветра»); маршевая, бодрая – дерево весной тянется к солнцу (руки и го­лова подняты вверх, смотреть «на солнце»); медленная, преимущественно на низких тонах – медведь в лесу (ходьба на месте с ноги на ногу, кор­пус раскачивается, руки слегка расставлены и согнуты в локтях); весе­лая, легкая музыка – зайчик на поляне (руки перед грудью, ноги слегка согнуты, легкие прыжки вперед, назад, в стороны).

Мимические упражнения

«Возьми и передай» (выразительность жеста).

Учащиеся сидят или стоят в кругу и передают друг другу какой-ни­будь воображаемый предмет (различных размеров и формы. Со стороны должно казаться, что дети передают реальный предмет. Этюд может выполняться под музыку.

«Круглые глаза» (выражение удивления).

Первоклассник увидел бегающую в подъезде тряпку, приподнял ее и увидел под ней котенка. Ведущий предлагает показать, какие круглые глаза были у первоклассника, когда он увидел «живую» тряпку.

«Удивление».

Мимический этюд: ребенок увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и за­крыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови подняты и т.д.

Дыхательные упражнения

Комплекс 1. На 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»).

Комплекс 2. На 2 счета – глубокий вдох, на 2 – глубокий выдох; на 2 счета – ­глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 4 – медленный выдох; на 4 – глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 2 – резкий выдох («живо­том»); произвольное глубокое дыхание через полуоткрытый рот («со свис­том»).

Комплекс 3. Выполняются на 6 тактов, си­дя, скрестив ноги (любым удобным способом):

1. Медленно выдохнуть воздух через нос, одновременно как можно больше втянуть живот.
2. Медленно произвести вдох (через нос), одновременно полностью расслабить мышцы живота.
3. Продолжать медленный вдох, немного втянуть живот и распрямить грудную клетку.
4. Продолжать медленный вдох, одновременно как можно медленнее поднять плечи.
5. Задержать дыхание, плечи подняты.
6. Медленно и спокойно выдохнуть, плечи расслабить, живот втянуть.

Цикл повторить 5–6 раз.

Стоя:

1. Произвести выдох и втянуть живот (одновременно расслабить мыш­цы, чтобы тело «обмякло»).
2. Произвести глубокий вдох (мышцы живота растягиваются), однов­ременно поднять руки ладонями вверх.
3. Продолжать глубокий вдох, грудная клетка расширяется, руки со­единить вместе над головой, одновременно подняться на носках.
4–5. Оставаться в таком положении, стараясь сохранить равновесие.
6. Произвести глубокий выдох, руки свободно «падают» вниз.

Цикл повторить 5–6 раз.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

«Качели». Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения.

1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тя­жесть тела с одной ноги на другую.
2. Выдвинуть одну ногу вперед, пе­ренести на нее тяжесть тела, покачивать вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд может сопровождаться песней «Крылатые качели» из кинофильма «Приклю­чения Электроника».

«Насос и мяч». Первый из участников изображает большой надувной мяч, второй надувает его насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, голова слегка опущена. «Насос» накачивает «мяч», сопровождая движения рук звуком «с-с-с». С каж­дой подачей воздуха «мяч» начинает надуваться: постепенно распрямляет туловище, поднимает голову, приподнимает руки, надувает щеки. Когда «мяч» надут, из него выдергивают шланг, и воздух выходит. Со звуком «ш-ш-ш» мяч снова сдувается и обмякает.

«Пылесос и пылинки». Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, опускаются на пол. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот отходит в сторону. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняет­ся, он весь как бы обмякает.«Тряпичная кукла». Учащихся знакомят (показывая или рассказывая) с тряпичной куклой. Затем предлагается лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо смог расслабиться ребенок, следует сначала приподнять и опустить его руку (насколько она расслаблена), а затем (при необходимости) не­сильно потрясти его за руку. При правильном расслаблении пассивное движение ребенка переходит с руки на плечевой пояс, шею и голову, ко­торая начинает покачиваться как у тряпичной куклы.

«Факир». Дети садятся на маты (коврики), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, голова опущена, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Пока звучит расслабляю­щая музыка, дети отдыхают.

«Штанга». Ребенок «поднимает» тяжелую штангу, потом бросает ее и отдыхает.

Ритмические упражнения

«Барабан» (развивает мышцы и связки голеностопного сустава, развивает чувство ритма и двигательную память).

Учащиеся сидят на скамейке, стопы параллельно, пятки прижаты к полу. Учитель, сидящий напротив, отбивает определенный ритм носком одной ноги, другой ноги, двумя носками одновременно. Дети повторяют движения.

«Канон» (развивает произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память).

Под музыку с четко выделенным ритмом дети двигаются друг за другом. На первый такт правую руку под­нимает первый ребенок, на второй такт – второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети после­довательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

«Слушай хлопки» (развивает быстроту реакции и координационные способности).

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети принимают позу «аиста» (встают на одну ногу, руки в сто­роны), на два хлопка – принимают позу «лягушки», на три хлопка – во­зобновляется ходьба по кругу.

Этюды

Для подготовки к выполнению различных этюдов предлагаются несложные упражнения: например, изобразить без предмета:

1) вдеть нитку в иголку;
2) пришить пуговицу;
3) подбросить и поймать мяч;
4) заточить карандаш;
5) перелистать книгу с тонкими и альбом с толстыми страницами;
6) плеснуть в кого-либо водой из стакана и увернуться от того, чтобы облили тебя;
7) разрезать на ломти арбуз и один ломоть съесть.

Усложняя, можно предложить выполнить следующие задания, изображая горящую свечу, мигающую лампочку, тупые ножницы, горячий утюг, велоси­пед с «восьмеркой».

В ходе занятий можно использовать следующие этюды:

«Возьми и передай» (этюды на выразительность жеста). Учащиеся сидят или стоят в кругу и передают друг другу какой-ни­будь воображаемый предмет различных размеров и формы. Со стороны должно казаться, что дети передают реальный предмет. Этюд может выполняться под музыку.

«Два сердитых мальчика». Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга. При проведении этюда следует предупредить детей, что они не должны ничего говорить и касаться друг друга.

«Добрый мальчик» (этюд на отображение положительных черт характера). Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.

«Игры в воде» (этюд на выражение удовольствия и радости). Лето. Река или пруд. Ребята веселой гурьбой бегут к речке и с разбега плюхаются в воду, молотят по воде руками и ногами. Один мальчик нырнул, присел на дне, зажал нос и уши пальцами и сидит, за­держав дыхание, а потом как выскочит из воды, набрал побольше воздуха и снова под воду. Тут и остальные ребята подплыли к нему, соревнуются, кто дольше пробудет под водой. Хорошо в воде. Весело. Можно брызгать друг на друга руками, а можно и ногами, если шлепать по мелководью. А какое это удовольствие – ходить по дну руками! И нет лучшего наслажде­ния, как выйти, накупавшись, из воды и растянуться на теплом песке.

«Сосредоточенность». Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага. Выразительные движе­ния: левая рука опирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец двигается по карте. Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

Игры

Ведущим средством физического воспитания в программе является игра, поэтому на ней остановимся подробнее. В данном случае понятие «игра» рассматривается расши­ренно: сюда включаются имитационные ситуации, ролевые игры, игровая форма упражнений.

Игра позволяет с большой эффективностью реализовать принцип сопряженного воздействия, формировать практический интеллект, разви­вать коммуникативное поведение ребенка и благодаря сильному эмоцио­нальному воздействию способствует «снятию» неблагоприятных психичес­ких состояний. Процесс воспитания осуществляется более успешно, если проходит в обстановке эмоционального благополучия. Во время занятий физической культурой такую обстановку особенно легко создать в ходе игры. Однако следует учитывать, что уровень эмоционального благополучия зависит не только от содержания и продолжительности игры, но и от пола, возраста, физического состояния игроков. Так, по данным Д.Л. Беленова и О.В. Козыревой (2004), дошкольники наибольшее удовольствие получают при кратковременной игре продолжительностью не более 20 минут. При проведении несоревновательных игр их продолжительность может возрастать1.

Активное участие ребенка в разных видах игровой деятельности значительно развивает его способность к произвольному регулированию своего поведения. Переход к новому этапу жизни – началу школьного периода – связан у ребенка с овладением более сложными движениями. Повышение культуры движений, выработка новых сочетаний ранее известных и приобретаемых произвольных действий достигается в этом возрасте преимущественно в игровых ситуациях.

В комплексной программе физического воспитания детей младшего школьного возраста много учебного времени отводится подвижным играм. Предпочтительное использование игрового метода проведения занятий по физкультуре определяется неустойчивым вниманием детей, быстрой потерей интереса к выполнению отдельных частей сложных по координации движений, не дающих незамедлительно полезного результата. Целостные, хорошо осознаваемые и эмоционально окрашенные двигательные действия (например, в сюжетных подвижных играх) усваиваются детьми без труда, легко запоминаются и служат прекрасным средством воспитания физических качеств.

В движениях, которые требуют строгой дифференцировки мышечных усилий и точности в положении отдельных частей тела, интерес школьников поддерживается умелым поощрением достигнутых успехов, введением элементов соревнования в учебный процесс. Игра в этом случае может служить средством закрепления разученных движений, а также мерой поощрения за правильное, точное выполнение предлагаемых заданий. Игры в младшем возрасте являются и основным содержанием специализированных занятий спортом. Это вытекает не столько из потребностей спортивной специализации, сколько из психофизиологических предпосылок развития детей. Дети 6–7 лет быстро утрачивают интерес к специфическим средствам тренировки. Поэтому даже в таких далеких от игры видах спорта, как плавание, лыжный спорт, на этапе начальных занятий используется преимущественно игровой метод. На уроках физической культуры в начальной школе он дает возможность в доступной, эмоциональной форме научить бегу, прыжкам, метанию, т. е. элементарным жизненно необходимым навыкам.

В процессе сопряженного воздействия, в частности, развития коммуникативных навыков, возможно применение любых доступных детям по сложности игр, но с фиксированным соблюдением игрового амплуа. Так, защитники в футболе, баскетболе не могут выполнять функции нападающих и наоборот. Возможен вариант «все работают на капитана», когда удар по воротам, бросок в кольцо или через сетку может выполнить только капитан. Амплуа периодически меняются.

Вместе с тем, сопряженным воздействием на психическую и физическую сферы отличаются многие известные подвижные игры. Описание некоторых из них приводится ниже.

«Стрелок» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания).

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок (стрелок) стоит с мячом в кругу. Играющие перебегают от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный стрелком, это не считается попаданием. В качестве первого стрелка выбирается тот, кто по команде «Сесть!» выполнил ее последним.

«Штандр» (Мяч кверху) (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания).

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга и бросает мяч со словами: «Мяч кверху». Играющие в это же время должны как можно дальше отбежать в сторону. Поймав мяч, водящий кричит: «Штандр!» («Стой!»). Все должны остановиться, и водящий старается попасть мячом в стоящего ближе всех. «Запятнанный» становится водящим, если водящий промахивается, то он возвращается в круг и игра возобновляется. Мяч следует бросать как можно выше. Разрешается ловить мяч с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после команды «Стой!» продолжил движение, водящий перед броском имеет право сделать три шага.

Эстафеты:

а) пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю;
б) пробежать по узкой дорожке между двух линий, перепрыгнуть че­рез ручеек (40–50 см);
в) прыгнуть из лежащего обруча в другой, пробежать 5 м, снова прыгнуть из обруча в обруч;
г) пройти по гимнастической скамейке, обежать змейкой кегли или мячи;
д) подлезть под веревку (рейку);
е) провести «дриблингом» (ударами об пол) мяч по прямому направ­лению и огибая предметы;
ж) пролезть в обруч, прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

Эстафета «Болото». Участники команды делятся на пары: один переходит через «болото», наступая в лежащий на полу обруч, второй перекладывает обручи, прокла­дывая «дорогу через болото». При возвращении к месту старта участники меняются ролями.

Эстафета «Карета». Каждая команда делится на две части, стоящие в противоположных концах зала. Два участника (руки перекрещены и взяты в замок) сажают третьего в «карету» и везут его партнерам в другом конце зала. Там третий участник пересаживается в другую «карету» и возвращается обратно. При передвижении сидящий в «карете» не должен касаться ногами пола; пересаживаться мож­но только за стартовой чертой.

Особенности распределения нагрузки в уроке

Величина нагрузки на организм, или напряженность физиологических функций, на уроке физической культуры определяется типом урока, основными его задачами и может быть чрезвычайно вариабельной. При изучении нового материала высокие требования предъявляют к двигательному аппарату и аналитико-синтетической функции мозга, от которой зависят согласованные координированные движения. Степень воздействия таких уроков на вегетативные функции относительно невелика. При совершенствовании и закреплении изученного материала создаются условия для повышения физической нагрузки. На уроках общей физической подготовки и занятиях спортивных секций нагрузки увеличиваются и достигают величин, близких к тренировочным.

Характеристики нагрузочных объемов имеют разное выражение:

– количество повторений при выполнении большинства общеразвивающих и специальных упражнений;
– время выполнения упражнений при проведении этюдов, ролевых, творческих, подвижных и спортивных игр;
– пройденное расстояние при выполнении беговых и прыжковых упражнений, а также эстафет и полосы препятствий.

Характеристики объемов меняются не только от возраста к возрасту (от класса к классу), но и в связи с влиянием таких факторов, как:

– степень усвоения двигательных структур того или иного упражнения;
– степень переносимости воздействия психических и физических нагрузок, присущих каждому упражнению, в зависимости от состояния здоровья и уровня физического и психического здоровья конкретных групп детей; – место конкретного упражнения в уроке;
– место урока физической культуры в расписании занятий.

Важным, если не основным, фактором распределения объема и интенсивности упражнений являются индивидуальные особенности детей, главным образом по свойствам психодинамики:

– сравнительно монотонные циклические упражнения должны быть уменьшены в объеме для детей с «взрывным», неуравновешенным темпераментом;
– упражнения скоростно-силового характера и со сложной двигательной координацией должны быть уменьшены для детей со слабой нервной системой, меланхоличным темпераментом.

Несмотря на это, имеются общие закономерности в объемах выполнения отдельных групп упражнений для детей различного возраста:

– ходьба и равномерный бег выполняются от 2 минут в первом классе до 5 минут – в четвертом;
– общеразвивающие упражнения повторяются от 5–6 раз в первом классе до 10–12 раз – в четвертом;
– упражнения силового характера (с преодолением собственного веса, с предметами, в парах) повторяются от 4–5 раз в первом классе до 8–10 – в четвертом;
– скоростно-силовые упражнения (ускорения, прыжковые упражнения) выполняются в форме 3–4 отрезков по 20 м в первом классе, 5–6 отрезков по 30 метров – в четвертом;
– этюды и статические упражнения составляют 25–30 сек. в первом классе, до одной минуты – в четвертом;
– полоса препятствий – от 20 сек. в первом классе до одной минуты – в четвертом;
– творческие и ролевые игры – от 3 минут в первом классе до 6–8 минут – в четвертом;
– подвижные и спортивные игры – от 3–4 мин. в первом классе до 10–12 мин. – в четвертом (после каждой трети игры рекомендуется делать перерыв 30–60 сек. с обязательным анализом хода игры).

Контрольные вопросы и задания

  1. Опишите упражнения, выполняемые в виде статических поз, упражнения творческого характера.
  2. Приведите примеры мимических, дыхательных упражнений.
  3. Как игры могут быть использованы для развития коммуникативных навыков?
  4. Какое выражение могут иметь характеристики нагрузочных объемов?

Рекомендуемая литература

  1. Азбука здоровья. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта (1–4-е классы). – С.-Петербург, 1994.
  2. Анисимов В.В. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников детских дошкольных учреждений (в помощь учителям физической культуры и воспитателям дошкольных учреждений). – М., 1993.
  3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносли­вость. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1981.
  4. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. – Минск, 1994.
  5. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. – М., 1990.
  6. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М., 2000.
  7. Маслов А.А. Гимнастика Цигун. – М., 1992.
  8. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
  9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1995.
  10. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993.

_________________________________
1 Материалы Международной научной конференции психологов спорта и физической культуры «Рудиковские чтения». – Москва, 21–22 января 2004 года.

Рейтинг@Mail.ru