Спортивно-ориентированное
образование в школе «Премьер»
Когда речь идет об укреплении здоровья
школьников, то мы сразу вспоминаем об уроках
физкультуры. Как же проходят эти уроки в нашей
школе и с какими проблемами сталкиваются учителя
физкультуры? Остановимся на двух из них.
Посещаемость
Физкультура, пожалуй, единственный
предмет из школьной программы, от которого
ученик может получить освобождение. Освободить
от урока могут врачи, а могут об этом попросить и
родители. Кроме того, к занятиям по предмету
ученик может быть попросту не готов (например,
забыв форму для занятий). Следовательно,
появляется проблема посещаемости уроков
физкультуры. Я в последнее время работаю с
учащимися 5–11-х классов, поэтому анализировать
буду эти возрастные группы.
Динамика посещаемости уроков
физкультуры от класса к классу имеет тенденцию к
уменьшению. Если в 5-м классе на уроках
физкультуры присутствует практически 100%
учеников, то к выпускному классу – чуть более 60%.
Интересна нам будет подобная динамика по
отдельности среди мальчиков и девочек. У
мальчиков посещаемость уроков физкультуры
практически стабильна на протяжении всего
обучения. И даже в выпускном классе уроки
физкультуры посещают 85–90% ребят. Освобождение
старшеклассников от уроков связано в основном с
увеличением числа заболеваний от младших
классов к старшим. А у девочек картина более
страшная. Начиная с 7-го класса (начало
пубертатного периода) наблюдается снижение
посещаемости уроков, которое год от года только
увеличивается, и к 11-му классу на уроках
физкультуры присутствует около половины девушек
класса, а то и меньше.
Уровень физической подготовленности
детей
Опираясь на данные тестов по
физической подготовке, можно наблюдать
следующую динамику. Учитывая рост детского
организма, укрепление физического здоровья
средствами физической культуры, мы должны видеть
улучшение уровня физической подготовленности
детей от года к году. Что же происходит на самом
деле?
Если взять результаты мальчиков, то их
улучшение наблюдается с каждым годом, и к 11-му
классу (окончанию пубертатного периода)
наблюдается некоторая стабилизация. У девочек же
положительная динамика наблюдается лишь до 8-го
класса. Дальше результаты девочек практически не
растут. Более того, иногда даже отмечается
отрицательная динамика уровня физической
подготовленности.
То, что посещаемость уроков и
физическая подготовленность детей неразрывно
связаны между собой, – неоспоримо.
С другой стороны, среди посетителей
современных фитнес-клубов, оздоровительных
центров можно увидеть все больше и больше
старшеклассников, особенно девушек. Кстати,
многие из них как раз те, которые пропускают
уроки физкультуры, а необходимую молодому
организму физическую нагрузку получают в
фитнес-клубах. Что же заставляет детей менять
школьную физкультуру на платные занятия?
Причин много. Это и современный
уровень оснащения, и индивидуальный подход, а
самое главное, совершенно новые формы
оздоровительных систем и упражнений. Все это,
безусловно, интересно молодому поколению, и
этого, к сожалению, нет в школе.
Судите сами. Даже школьная программа
по физическому воспитанию в старших классах не
особенно отличается от 9-го класса к 11-му. Арсенал
базовых видов спорта, на которые опирается
учитель физкультуры, сравнительно невелик и к
старшим классам детям становится совершенно
неинтересным. Поэтому у них появляется
стремление реализовать себя еще где-нибудь.
Можно ли как-то изменить ситуацию в
школе? Можно. Мы в своей школе пошли по другому
пути.
До 8-го класса (когда проблема
посещаемости и увлеченности физическими
упражнениями еще не стоит так остро) дети
занимаются на уроках физкультуры по
традиционной системе (два урока в неделю по
базовой программе). Начиная с 9-го класса учащиеся
переходят на спортивно-ориентированное
образование, т. е. получают возможность выбора,
какому виду спорта отдать предпочтение: наша
материальная база позволяет это сделать. Занятия
в объединенной параллели классов проводятся
одновременно по:
– общей физической подготовке;
– плаванию;
– атлетической гимнастике;
– аэробике;
– лечебной физкультуре (где, кстати, решается
вопрос с освобожденными от большой физической
нагрузки детьми).
Ученик может поменять выбранный вид
спорта и перейти в другую группу по окончании
учебного периода (четверти или полугодия).
Конечно, для такой организации работы
необходимо иметь хорошую базу и достаточное
количество учителей, которые выступают уже в
качестве тренеров.
Мы проработали в этой системе один год,
и определенные выводы уже можно сделать.
Во-первых, интерес старшеклассников к
урокам не уменьшился, а, наоборот, вырос.
Во-вторых, подобная система позволяет
использовать время уроков для подготовки детей к
различным соревнованиям, а их у старшеклассников
достаточно много. Если вы посмотрите любой
календарь школьных соревнований, то обнаружите,
что в большей своей массе это соревнования для
старшеклассников. В подростковом возрасте это
необходимо.
В-третьих, каждый ученик имеет право
выбора и, как правило, находит то, что ему больше
по душе.
В-четвертых, новизна предлагаемой
системы также дает свой результат. То, что у нас
уроки физкультуры проходят не так, как у других, в
глазах подростков нашло понимание и одобрение.
Улучшилась ли физическая
подготовленность детей с введением
спортивно-ориентированного образования, мы
сможем узнать через некоторое время, но даже
положительные моменты, заметные уже сейчас,
позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее.
Главное, чего удалось нам добиться, – дети
по-прежнему любят уроки физкультуры. Неважно, в
какой форме они проходят и каким видам спорта их
обучает учитель. Главное – это та радость
движения, которую дают нам физические
упражнения.
Алексей МАШКОВЦЕВ |