Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2005

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

 

Победа!

В Адлере (Сочи) 4 октября закончился VII Всероссийский спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания». В нем приняли участие 53 команды: классы, победившие на региональных состязаниях или отобранные для участия в регионах по другим основаниям. Например, Рязанская область прислала команду школы-интерната, которая выиграла местную спартакиаду школьников, а в некоторых регионах состязания проводились заочно, по результатам тестирования.
На спортивных площадках, расположенных прямо рядом с морем, страсти кипели, словно от результатов зависело все будущее участников фестиваля. Слезы, улыбки, выкрики групп поддержки. Кто же победил на этот раз? Решайте сами. Вниманию наших читателей мы предлагаем репортаж с «Президентских состязаний». Мы будем рады, если вы напишете нам о том, как проходил отбор команд в регионах, поделитесь своими впечатлениями, мыслями, идеями. Эти фестивали проходят весной, и сегодня мы напоминаем: редакция газеты «Спорт в школе» с удовольствием примет участие в региональных фестивалях, если, конечно, нам вовремя о них сообщат... «Какое красочное открытие! – высказал, пожалуй, общее мнение директор школы из Ульяновской области Александр Григорьевич Алмаев. – Ребята, особенно из сельской местности, были удивлены, что такое сделано специально для них». В один голос учителя и дети восхищались праздником, организованным в Адлере. Красочное открытие Фестиваля задало общее настроение: это – праздник.

Ты откуда?

Этот вопрос задавали друг другу во время Фестиваля много, очень много раз. И путались в голове города и регионы: одни – из Амурской области, а другие из города Амурск, Хабаровского края. Кто из них «амурская» команда?

Невольно завидуешь ребятам, для которых в их 12–13 лет карта России вдруг, за 10 дней, приобрела смысл, наполнилась именами сотен мальчишек и девчонок, с которыми успели познакомиться и подружиться.

«С кем вы подружились?» –

«Да со всеми, кто жил на нашем этаже! Мы и на соревнованиях уже друг за друга болеем!»

Типичный разговор с участ­никами спартакиады.

А еще там были уроки... географии. В анкете, которая проводилась организаторами фестиваля, просили в данных о себе указать регион. А дети, растерянно: «А что это такое?» – «Это – откуда ты приехал: Краснодарский край, Иркутская область… Какую команду ты представляешь?» Вот тебе и география!

Мы – из России!

Как ты учишься?

Согласно положению, в состязаниях этого года могли принимать участие только ученики 7-х классов. Чтобы избежать «подстав», в оргкомитет представлялись копии страниц классных журналов (классы не должны быть спортивными), копии свидетельств о рождении всех учеников. К сожалению, этих мер оказалось явно недостаточно. Да, согласно предоставленным документам все правильно. Но было слишком много моментов, которые показывали: в ряде случаев без обмана не обошлось. Так как официального протеста по этому поводу никто не подал, я не буду говорить, за какие команды выступали эти ребята. Детей жалко. Думаю, их «подставили» взрослые, стремящиеся любой ценой добиться высоких результатов. Кстати, эти команды заметны сразу – в них нет того общения, взаимопонимания, которое существует в классе, где ребята учатся вместе уже несколько лет. Этим ребятам было на состязаниях немного скучновато, ведь там собрались дети одного возраста, а они чуть старше (о чем разговаривать с малышней?); и соревноваться интереснее с равными соперниками...

«Как ты учишься?» В ответ: «Где?» Обсуждаем, в каком классе ребенок, а он глаза потупил, покраснел и мямлит: «Ну, вообще-то я, конечно, учусь, но не вместе со всеми...» Дети не умеют лгать, не стоит надеяться, что их можно легко этому научить.

Иду от корпуса, слышу голос учителя: «Нельзя было так ему (мальчику из команды) говорить. Если бы ты училась в его классе, ты бы это знала». Учителя тоже не умеют долго обманывать.

Некоторые ребята признавались другим, что они 1990 или 1991 года рождения. Дети гордятся своей взрослостью и никогда не будут в разговорах с другими ребятами занижать свой возраст.

Подходит учитель: «Посмотрите, вся команда с мышцами легкоатлетов. Этого просто не может быть. Это – команда, тренирующаяся в спортшколе одинаковое количество лет».

Учителя физической культуры, тренеры – это люди, которые постоянно работают с телом и слишком хорошо знают законы его развития. Можно было бы обмануть учителя математики или русского языка, но не спортсмена.

Что нужно сделать, чтобы избежать любых подстав: по возрасту и по подготовленности? Об этом думают организаторы состязаний, об этом переживают почти все учителя. Мы же приглашаем к обсуждению этого вопроса наших читателей.

Но хватит о грустном. Большинство команд были «классными» (из одного класса).

Учителя

Каждое утро, в каждой команде – установка на день. Серьезная, важная работа, без которой нельзя выступить хорошо, слаженно.

Почти все команды до завтрака – на зарядке. Вместе с учителями – утренний кросс: поддерживать спортивную форму нужно постоянно. Причем не только детям, но и взрослым. Да и как научишь ребят, если сам будешь спать до полудня и отлынивать от спортивных упражнений?

Учителя, приехавшего на состязания с классом, сразу заметно. Он – не только взрослый, опекающий свою команду. Он – помощь, поддержка для каждого участника состязаний.

«Так, все сделали улыбочку 9 на 12 и вперед!» – «А как это?» – «Фотографии видели 9 на 12? Вот, чтобы улыбка занимала всю фотографию!» Один из учеников подходит ближе к учительнице: «Ободрите меня, пожалуйста!» Она молча гладит его по голове, обнимает и тихонько шлепает: «Не бойся, все получится!»

После тестов дети выходят с разным настроением. Одни радуются, учительница спрашивает каждого отдельно, каждого хвалит, словно дети сделали ее счастливой на всю оставшуюся жизнь. Другие плачут, но учитель рядом, переживают вместе.

На площадку, где проводились тесты, представителей команд не пускали – чтобы не отвлекали ребят.

Дети есть дети. Они не могут (и не должны!) постоянно быть правильными, сильными, смелыми, ловкими. Они искренне радуются, так же искренне переживают, боятся. Перед повторным тестированием напряжение в командах было настолько велико, что каждый учитель, каждый классный руководитель старался всеми возможными силами разрядить атмосферу.

«Сейчас всех, кто слишком боится, поведут к врачу!» – «Какому?» – «Зубному, потому что у них зубы слишком стучат...» Дети умеют понимать шутки, дружно смеются.

Но вот что интересно: дети на Фестивале были уверены, что и взрослые поймут их юмор. Возле лифта ко мне подошли два пацаненка, в глазах – хитринка: «Посмотрите, какой у нас мобильный! Вот, подержите, на кнопочку нажмите!» Чувствую подвох, держу «аппарат» на вытянутой руке, нажимаю на кнопочку... небольшой электрический разряд. «Ну, вы даете! А если бы мне плохо стало?» – «Не-а, не может быть, все безопасно. Вот жаль, у нас закончились чернила, которые на свету исчезают! Знаете, как девчонки визжали!?» У этих ребят большой кредит доверия к взрослым. Они видели, что я с «Президентских», но не знали, кто я, откуда. Просто были уверены, что их шутка (типичная, надо сказать, для ребят в этом возрасте) не вызовет ничего, кроме смеха. Наверняка взрослые, с которыми они приехали, умеют понимать детский юмор.

Судьи

Судейство – постоянная тема для споров и пересудов на спортивных соревнованиях. То судью «на мыло» хотят отправить, то еще что-нибудь наговорят...

Судьи выжили. И это, надо сказать, их за­слуга. При сдаче «Президентских тестов» разные судейские команды судили по-разному: одни разрешали сгибать ноги при подтягивании и допускать некоторые мелкие нарушения, другие требовали неукоснительного соблюдения всех правил. В результате был подан официальный протест и назначено новое тестирование: отжимание (девочки) и подтягивание (мальчики). На этот раз всех судила одна команда. Перед началом выполнения упражнений – инструктаж для каждой команды.

– Нельзя во время упражнения перехватывать руками вдоль перекладины, нельзя подтягиваться поочередно правой и левой рукой, нельзя делать рывки туловищем и ногами, нельзя скрещивать ноги. Перерывы между подтягиваниями должны быть не более трех секунд. Судья считает, и, если перерыв больше, упражнение останавливается. Фиксируется подтягивание в момент, когда подбородок расположен над перекладиной. Вопросы?

– Напоминаю вам, девочки, основные правила при отжимании. Кстати, откуда вы? Из Амурской области? Вот как хорошо в Амурской области, раз такие девчушки симпатичные! Слушайте меня внимательно. Опускаемся до тех пор, пока не коснемся бутылочки грудью. Поднимаемся до тех пор, пока руки не станут идеально прямыми. Туловище во время упражнения должно быть идеально ровным. Не опускаться, не провисать. Нельзя касаться животом земли. Пауза во время упражнения не больше трех секунд. Если три отжимания выполнены неправильно, упражнение заканчивается автоматически. Вопросы?

– А вы будете говорить, что мы неправильно сделали?

– Мы будем считать. Если сделали неверно, счет (количество зачтенных отжиманий) останется прежним. Три раза повторили одну цифру – вы прекращаете отжиматься. Еще вопросы есть? Ну, удачи вам!

А потом, во время выполнения упражнений:

«Давай, аккуратненько, коленочки не сгибай, ручки не переставляй». В глазах судей улыбки, граничащие с умилением. Слова льются ласковые, добрые, словно и не судьи это вовсе, а папы, решившие научить своих чад подтягиваться или отжиматься. Подхожу, спрашиваю, кто же судит: «Директор республиканской ДЮСШОР», – отвечает один. «Директор област­ной ДЮСШОР», – словно вторит ему другой. «Я начальник районного управления образования, в прошлом – директор спортивной школы», – объясняет третий.

Да... Со спортсменами они совсем другие, требуют: «Давай, выкладывайся! Терпи!» Почему? Наверное, потому что понимают: ребята, собравшиеся на Фестивале, не выбирали спорт как профессию. Они просто любят спорт, а значит, им нужна помощь, поддержка, улыбка. Иногда учителя требовали более строгого судейства, а в ответ: «Если бы я судил по всем правилам, они так и не начали бы игру. Нарушения начинались с первой секунды! Что же мне делать?»

Настольный теннис судили воспитанники местной ДЮСШ. Ох, и трудно же им приходилось: самим лет по 10–12, голоса тихие, а вокруг каждого стола множество болельщиков, и среди них – громогласные и эмоциональные учителя. Судью порой и заметить-то было трудно, не то что услышать.

Сбоку раздается: «Сынок, громче говори счет», – это не родители говорят, это кто-то из педагогов-болельщиков. Хорошо, на помощь своим ребятам-судьям приходила их тренер, Елена Игоревна Лабазина: «Ну, мужики, вы что воюете?! Посмотрите, ваши детки играют спокойно, а вы нервничаете, как петухи в бою. Так, начинаю судить сама. Счет объявляю 0:0». Учителя слушаются, замолкают.

Больше всего ребятам понравился конкурс художественной самодеятельности: он проходил красочно, весело. Главный судья конкурса, Светлана Анатольевна Коновалова, рассказывает: «Мастерство команд, которые приезжают на состязания не в первый раз, растет с каждым годом. Представления все более яркие, интересные». А я вспоминаю, как во время выступления она... дирижировала. Ребята никак не могли попасть в такт музыке, и ей захотелось им помочь. Все-таки это был действительно фестиваль, а не состязания.

Болельщики

Пожалуй, там все болели за всех. Часто слышались фразы: «Ой, маленький, расстроился. Держись, все еще впереди». «Девочки, идите, поддержите вон того игрока. За него мало болеют, ему сложно играть». «Ничего, не переживай. Ну и что, если проиграла нашей девочке сегодня? Не первые и не последние соревнования. Ты играешь-то здорово!» «Хорошо мы хлопали вам?» – спрашивает команда своих новых друзей. «Спасибо!»

По мнению учителей, на Фестивале выигрывали те, за кого болели. Как на Олимпиаде, когда Немов встал и все аплодировали ему, так и тут: болели за тех, кто хорошо выступал, поздравляли всех: и проигравших, и победителей.

Вместе со своими командами, состоящими из 18 ребят-семиклассников, учителя физической культуры и классного руководителя, приехали и другие болельщики: тренеры, ведущие спортивные секции в школе, родители, директора школ, представители управления образования. Многие – за свой счет: и на море отдохнуть, и команду поддержать.

Болели за ребят и земляки, случайно оказавшиеся в Адлере: «Какой там счет? Наши, ростовчане, выигрывают?» – спрашивали уличные фотографы, ожидающие клиентов с обезьянкой и попугаем в руках (животных жалко...). А потом, после матча, оставляли свои «фотомодели» мальчишкам и бежали погонять мяч, хоть на минутку.

А некоторые земляки не вполне поняли смысл происходящего: приходили поболеть за ребят со стаканом вина в одной руке и сигаретой в другой. На них все смотрели с удивлением. А что поделать, если нет культуры, ни физической, ни общечеловеческой?

Понравилось?

Оргкомитет, в который вошли Анастасия Юрьевна Лукичева, главный специалист отдела массовых физкультурно-спортивных мероприятий Росспорта; Ольга Егоровна Левочкина, директор федеральной СДЮСШОР Минобрнауки России; Ирина Анатольевна Кашеварова, заместитель директора федеральной СДЮСШОР Минобрнауки России, во время фестиваля провел анкетирование всех его участников.

Естественно, каждый класс заходил на анкетирование вместе с учителями: кто иначе приведет ребят, кто угомонит, рассадит? Педагогов тактично просили удалиться. Они неизменно удивлялись: зачем?

Чтобы ребята отвечали то, что думают, а не то, что «надо». Как только учителя выходили из зала, сначала у ребят наступала некоторая растерянность. Они не знали, у кого спросить, как же нужно писать. Но через несколько минут начинали задумываться над вопросами, забыв про «правильные» и «неправильные» ответы.

Полностью анкеты будут проанализированы позже. Мне удалось поработать с ними лишь немного и выписать особо заинтересовавшие меня ответы. Не буду их комментировать: детские слова – повод для раздумий для каждого взрослого.

К здоровому образу жизни ребята относят не только отсутствие вредных привычек, правильное питание и привычку заниматься спортом, но и полноценную духовную жизнь, в том числе (как было написано в одной анкете): умение «всегда иметь свое мнение».

На вопрос: «С какими трудностями пришлось Тебе (все обращения к ребенку в анкете – с большой буквы) столкнуться на Фестивале?» ребята ответили:

– Трудно дались прыжки в длину: у меня короткие ноги.
– Отжимание – у меня слабые руки.
– Бег на 1 км – он очень изматывающий.
– Растяжка – у меня ее нет.
– Было трудно на художественной самодеятельности.
– Не люблю подтягиваться.
– Прыжки через скакалку: боялась запнуться.
– Ни с какими!
– Неравные силы соревнующихся.
– Переотжимания.
– Выступать на сцене.
– Правила на тестах: сильно билась головой о матрац.

Понравилось ребятам:
– Смог преодолеть все трудности! Здорово!
– Все команды выступали хорошо!
– Экскурсия в дельфинарий.
– Кросс: было тяжело, но я справился!
– Футбол, эстафеты, море, бассейн.
– Выступление ребят из Сочи: они такие гибкие...
– Победа в стритболе.
– Выход с табличкой, где было написано название города.
– Удобные номера.
– Открытие!!!
– Шахматы.

А вот что пожелали ребята организаторам Фестиваля:
– Замечательно! Я вас люблю. Ждите, мы приедем на следующие состязания!
– Удачи, счастья, здоровья, большого терпения!
– Вы клевые, классные! Удачи!

Кто же победил?

Думаю, самым показательным видом состязаний была... художественная самодеятельность. Да, были свои команды-победители. Их наградили медалями и памятными подарками. А когда стали готовить торжественное за­крытие Фестиваля, на репетицию пригласили... все команды. Вот объявление, которое вывесили для участников в день закрытия Фестиваля:

ВНИМАНИЕ! На репетицию торжественного закрытия Фестиваля приглашаются:
  1. От каждой команды девочка и мальчик в национальных костюмах.
  2. Кемеровская обл.
  3. Коми-Пермяцкий а.о. (национальный танец).
  4. Краснодарский край (танец «Детство»).
  5. Ханты-Мансийский а.о. («Танец оленей»).
  6. Челябинская обл. (народный танец).
  7. Новосибирская обл. (начало, фрагмент к 60-летию Победы, финальная песня).
  8. Калужская обл. (финальная песня).
  9. Республика Калмыкия (народный танец).
  10. Республика Башкортостан («Алые паруса»).
  11. Владимирская обл. (начало и финал).
  12. Республика Чувашия (спортивная миниатюра).
  13. Ульяновская обл. (народный танец).
  14. Смоленская обл. (песня о спорте).
  15. Республика Дагестан (лезгинка, «Журавли»).
  16. Липецкая обл. (фрагмент 60-летию Победы).
  17. Оренбургская обл. (танец «Оренбургский пуховый платок).
  18. Республика Коми (народный танец).
  19. Республика Тыва (народный танец).
  20. Тверская обл. (фрагмент к 60-летию Победы).
  21. Белгородская обл. (франмент «Купола»).

Правда, провести «гала-концерт», как всем хотелось, не удалось – пошел дождь, и закрытие пришлось проводить прямо в гостинице. Ребята немного расстроились: хотелось, очень хотелось еще одного праздника с новыми друзьями.

Но это горе – не беда. И не стоит расстраиваться тем, кто не завоевал медали. Для организаторов, гостей, для всех, кто вложил в это дело свои силы, каждый учитель, привезший свою команду, каждый ребенок, приехавший со своим классом состязаться, – победители.

Редакция газеты «Спорт в школе» присоединяется к поздравлениям. И, в заключение, мы назовем имена учителей физической культуры, которые добились самых высоких результатов в своей работе, чьи классы принимали участие в VII Всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале школьников «Президентские состязания». Молодцы!

Регионы России на Фестивале представляли:

  1. Республика Адыгея
    Шовгеновский р-н, аул Хакуринохабль, Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 7 класс, учитель Юсуфов Абдуллах Сагидович.
  2. Алтайский край
    Роденский р-н, Мирненская СОШ, 7 класс, учитель Пугачев Сергей Ильич.
  3. Амурская область
    Бурейский р-н, пос. Новобурейский, Новобурейская СПОШ № 3, 7 «А» класс, учитель Зыкин Виктор Николаевич.
  4. Архангельская область
    Верхнетоемский р-н, МОУ Афонасьевская СОШ, 7 класс, учителя Андронова Елена Ивановна, Копылов Алексей Владимирович.
  5. Республика Башкортостан
    г. Стерлитамак, школа № 32, 7 «Г» класс, учитель Буряк Михаил Иванович.
  6. Белгородская область
    г. Белгород, МОУ Лицей № 38, 7 «М» класс, учитель Шеханин Владимир Анатольевич.
  7. Брянская область
    г. Жуковка, СОШ № 2, 7 «Б» класс, учитель Симонтова Галина Алексеевна.
  8. Владимирская область
    г. Гусь-Хрустальный, СОШ № 2, 7 «А» класс, учитель Волков Николай Андреевич.
  9. Волгоградская область
    г. Волгоград, МОУ СОШ № 100, 7 «А» класс, учитель Шлыков Василий Кимович.
  10. Вологодская область
    с. Верховский Погост, МОУ Верховская основная общеобразовательная школа, 7 класс, учитель Окатов Николай Иванович.
  11. Воронежская область
    Новохоперский р-н, с. Красное, общеобразовательная СШ № 7, 7 класс, учитель Капаладзе Б.Л.
  12. Республика Дагестан
    г. Махачкала, лицей № 5, 7 «Б» класс, учитель Моисеев Павел Васильевич.
  13. Иркутская область
    г. Усть-Илимск, МОУ СОШ № 8, 7 «Б» класс, учитель Кочук Вячеслав Анатольевич.
  14. Кабардино-Балкарская Республика
    Терской р-н, с. Урожайное, МОУ СОШ, 7 «А» класс, учитель Лажараев Эдуард Бялович.
  15. Калининградская область
    г. Калининград, гимназия № 1, 7 «Б» класс, учитель Рябикина Татьяна Альбертовна.
  16. Республика Калмыкия
    Троицкая муниципальная гимназия им. Б.Б. Городовикова, 7 «А» класс, учитель Соков Леонид Арашаевич.
  17. Калужская область
    г. Малоярославец, Маклинская СОШ, 7 «В» класс, учитель Латышев Виктор Павлович.
  18. Республика Карелия
    г. Петрозаводск, СОШ № 42, 7 «А» класс, учителя Попова Нина Михайловна, Шеститка Сергей Владимирович.
  19. Кемеровская область
    г. Анжеро-Судженск, гимназия № 11, 7 класс, учитель Гончарук Т.П.
  20. Кировская область
    Белохолуниций р-н, Подрезчихинская СШ, 7 класс.
  21. Республика Коми
    г. Сыктывкар, СОШ № 4, 7 «В» класс, учитель Титова Валентина Павловна.
  22. Коми-Пермяцкий АО
    г. Кудымкар, школа № 3, 7 «А» класс, учитель Дудин Владимир Лукич.
  23. Краснодарский край
    г. Курганинск, СОШ № 5, 7 «А» класс учитель Балаянц Геннадий Николаевич.
  24. Краснодарский край
    г. Сочи, Адлерский р-н, МОУ СОШ № 25, 7 «Б» класс, учитель Устян Михаил Георгиевич.
  25. Красноярский край
    г. Красноярск, СОШ № 62, 7 класс, учитель Кузнецова Екатерина Борисовна. 26. Ленинградская область г. Сосновый Бор, СОШ № 3, 7 «В» класс, учитель Аврутина Надежда Серафимовна.
  26. Липецкая область
    г. Липецк, МОУ гимназия № 64, 7 «Б» класс, учитель Гепалов Сергей Андреевич.
  27. Москва
    СОШ № 1065, 7 «А» класс, учитель Кудряшов Виктор Вячеславович.
  28. Московская область
    Шаховской р-н, пос. Шаховская, школа № 1, 7 «А» класс, учитель Попков Владимир Михайлович.
  29. Республика Мордовия
    Лямбирский р-н, с. Атемар, МОУ Атемарская СОШ, 7 «А» класс, учитель Кузин Валерий Федорович.
  30. Нижегородская область
    г. Бор, МОУ СОШ № 10, 7 «Б» класс, учитель Широбокова Ирина Юрьевна.
  31. Новосибирская область
    г. Новосибирск, МОУ гимназия № 1, 7 «В» класс, учитель Клыпа Наталья Геннадьевна.
  32. Омская область
    Большеуковский район, с. Белогривка, МОУ Белогривская СОШ, 7 класс, учитель Шутов Евгений Васильевич.
  33. Оренбургская область
    г. Новотроицк, СОШ № 23, 7 класс, учителя Рыжов Владимир Николаевич, Буничев Владимир Иванович.
  34. Пензенская область
    Неверкинский р-н, с. Неверкино, МОУ СОШ № 1, 7 «А» класс, учитель Бароков Владимир Алексеевич.
  35. Пермская область
    с. Кочево, Кочевская СОШ, 7 «Б» класс, учитель Чугайнова Татьяна Ивановна.
  36. Ростовская область
    Чертковский р-н, МОУ СОШ с. Маньково, 7 класс, учитель Коханов Алексей Ильич.
  37. Рязанская область
    г. Касимов, школа-интернат, 7 класс, учитель Виноградов Николай Николаевич.
  38. Санкт-Петербург
    СОШ № 278, 7 «Б» класс, учитель Ткач Екатерина Эдуардовна.
  39. Саратовская область
    г. Балашов, школа-интернат, 7 класс, учитель Гонтарюк Иван Петрович.
  40. Смоленская область
    Смоленский р-н, с. Кощино, МОУ СОШ, 7 класс, учитель Костюченков Анатолий Егорович.
  41. Ставропольский край
    г. Ставрополь, лицей № 14, 7 «А» класс, учитель Мужайло Галина Константиновна.
  42. Тамбовская область
    г. Моршанск, МОУ СОШ № 5, 7 класс, учитель Рыбина Нина Алексеевна.
  43. Республика Татарстан
    Спасский р-н, Средне-Юрткульская СОШ им. Рашида Хасанова, 7 класс, учитель Галиуллин Загид Аглиуллович.
  44. Тверская область
    г. Вышний Волочок, МОУ СОШ № 19, 7 «Г» класс, учитель Копылова Елена Викторовна.
  45. Томская область
    г. Томск, гимназия № 18, 7 «Б» класс, учитель Соколенко Елена Владимировна.
  46. Тульская область
    г. Узловая, школа № 61, 7 «А» класс, учитель Панарьина Елена Гавриловна.
  47. Республика Тыва
    Чаа-Хольская СОШ, 7 «Б» класс, учитель Сенди Николай Сарыг-оолович; Республиканская СДЮСШОР, учитель Шутов Владимир Аркадьевич.
  48. Ульяновская область
    Николаевский р-н, Славкинская СОШ, 7 класс, учитель Алмаев Александр Григорьевич.
  49. Хабаровский край
    г. Амурск, СОШ № 3, 7 «Б» класс, учитель Спицина Лидия Яковлевна.
  50. Ханты-Мансийский АО – Югра
    г. Лангепас, МОУ СОШ № 4, 7 «А» класс, учитель Геровский Александр Ильич.
  51. Челябинская область
    г. Челябинск, МОУ СОШ № 155, 7 «А» класс, учитель Гераскина Надежда Владимировна.
  52. Чувашская Республика
    г. Новочебоксарск, СОШ № 14, 7 «А» класс, учитель Мясоедов Константин Владимирович.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru