Иркутская область
Регионы России
Почему из всех российских регионов на
этот раз номер посвящен именно Иркутской
области? Никакой тайны: в сентябре там проходил
Всероссийский семинар-совещание руководителей
учреждений физкультурно-спортивной
направленности. И именно туда меня пригласили,
чтобы на страницах нашей газеты рассказать о
проблемах, которые волнуют учителей, тренеров,
руководителей образования, об идеях, которые
созрели. По русской традиции решили: убьем двух
зайцев разом – про семинар напишем, а заодно
расскажем о преподавании физической культуры в
Иркутской области. Поэтому заранее приношу свои
извинения коллегам из других регионов
(Санкт-Петербурга, Омска, Красноярска),
выступавшими там же, в Байкальске: номер газеты
посвящен одной области, поэтому многие
интересные, важные доклады в него не вошли.
Итак, цель была поставлена. Сначала
испугались, что слишком высока планка: трудно
сделать две вещи одновременно. А потом оказалось,
что хорошо понимаем друг друга, хоть и готовы
спорить по некоторым вопросам без устали.
Возможность продуктивного спора (именно спора, а
не конфликта) с кем-то очень важна: это значит, что
люди говорят на одном языке, делают общее дело.
В этом номере вы найдете:
– описание школ, которые удалось
посетить (рубрики «Школа», «Новости
школьно-спортивной жизни»);
– размышления директора областной
ДЮСШОР о том, какие изменения нужно, по его
мнению, внести в преподавание физической
культуры в школе (рубрика «Трибуна»);
– рассказ учителей физкультуры о
том, что делается в их школах для того, чтобы
выросло здоровое поколение (рубрика
«Физкультура и здоровье»);
– размышления учителя о тонкостях и
казусах педагогического труда (рубрика
«Учитель»).
И, конечно, доклады (рубрику мы так и
назвали: «Всероссийский семинар»).
Чем же интересна оказалась Иркутская
область? На мой взгляд, стремлением найти новый
смысл в содержании учебного предмета
«физическая культура», попыткой использовать
свойственный детям азарт конкуренции для
развития любви к спорту, к физической культуре.
Известно, что большинство ребят любят
соревноваться и просто обожают побеждать.
Значит, нужно развивать систему дополнительного
спортивного бесплатного образования, в первую
очередь – на базе общеобразовательных школ и
ДЮСШ. Ведь известно: чтобы победить, необходимо
тренироваться, совершенствовать свое здоровье и
спортивное мастерство. А, значит, надо заниматься
физкультурой.
Простая и вполне понятная логика. Но
главное, что выгодно отличает именно этот регион,
– попытка руководства области финансово
поддержать людей, развивающих систему
дополнительного образования в школах. Именно для
этой цели и создан клуб «Байкал» (о нем идет речь
в одном из докладов семинара-совещания).
К сожалению, не все внедряется и
распространяется так просто и эффективно, как
хотелось бы. В ходе обсуждения представленного
доклада выяснилось, что идея иметь в школе
человека, который будет заниматься проведением
школьных спортивных соревнований, в наших
условиях быстро трансформируется.
Во-первых, в отдаленных поселках и
деревнях такого человека может и не быть, что и
подтвердили результаты первого года работы
клуба: большинство руководителей на местах
оказались преподавателями физической культуры,
других людей просто не нашлось.
Во-вторых, в каждой школе есть свой
план внеклассной работы, который
согласовывается всем коллективом в начале
учебного года, и человек «со стороны» не может
организовывать соревнования или другие
спортивные мероприятия, не включив их в общий
план школы: на них просто-напросто никто не
придет. Поэтому и возникло естественное
противоречие: с каждого руководителя – члена
клуба «Байкал» – спрашивали план его работы, а
когда эти планы сравнили с общешкольными,
оказалось, что они в графе «Спортивные
мероприятия» почти идентичны.
В-третьих, возможности реально (не на
бумаге) контролировать работу руководителей
клубов нет: область слишком большая и доехать до
каждой школы сложно.
В-четвертых... В-пятых...
Проблем много, их никто и не скрывает.
Потому что всем ясно, что механизм развития такой
структуры не отработан, над ним предстоит много
думать. Но если ничего не предпринять прямо
сейчас, завтра может быть поздно: в плачевном
состоянии находятся школьные спортзалы; учителю,
который ведет и уроки, и спортивные секции, а в
перерывах между этой «основной» работой
проводит соревнования, платят копейки. В
результате молодые, сильные, талантливые люди не
хотят идти работать в школу. И растут наши дети
хилыми и болезненными.
Именно чтобы изменить ситуацию, люди
пробуют вводить новое, ищут способы финансовой
поддержки учителей. И сегодня они делятся
возникшими идеями и проблемами со своими
коллегами, с читателями газеты «Спорт в школе».
Ольга ЛЕОНТЬЕВА |