Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2005

ОТ РЕДАКЦИИ

Иркутская область

Регионы России

Почему из всех российских регионов на этот раз номер посвящен именно Иркутской области? Никакой тайны: в сентябре там проходил Всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений физкультурно-спортивной направленности. И именно туда меня пригласили, чтобы на страницах нашей газеты рассказать о проблемах, которые волнуют учителей, тренеров, руководителей образования, об идеях, которые созрели. По русской традиции решили: убьем двух зайцев разом – про семинар напишем, а заодно расскажем о преподавании физической культуры в Иркутской области. Поэтому заранее приношу свои извинения коллегам из других регионов (Санкт-Петербурга, Омска, Красноярска), выступавшими там же, в Байкальске: номер газеты посвящен одной области, поэтому многие интересные, важные доклады в него не вошли.

Итак, цель была поставлена. Сначала испугались, что слишком высока планка: трудно сделать две вещи одновременно. А потом оказалось, что хорошо понимаем друг друга, хоть и готовы спорить по некоторым вопросам без устали. Возможность продуктивного спора (именно спора, а не конфликта) с кем-то очень важна: это значит, что люди говорят на одном языке, делают общее дело.

В этом номере вы найдете:

– описание школ, которые удалось посетить (рубрики «Школа», «Новости школьно-спортивной жизни»);

– размышления директора областной ДЮСШОР о том, какие изменения нужно, по его мнению, внести в преподавание физической культуры в школе (рубрика «Трибуна»);

– рассказ учителей физкультуры о том, что делается в их школах для того, чтобы выросло здоровое поколение (рубрика «Физкультура и здоровье»);

– размышления учителя о тонкостях и казусах педагогического труда (рубрика «Учитель»).

И, конечно, доклады (рубрику мы так и назвали: «Всероссийский семинар»).

Чем же интересна оказалась Иркутская область? На мой взгляд, стремлением найти новый смысл в содержании учебного предмета «физическая культура», попыткой использовать свойственный детям азарт конкуренции для развития любви к спорту, к физической культуре.

Известно, что большинство ребят любят соревноваться и просто обожают побеждать. Значит, нужно развивать систему дополнительного спортивного бесплатного образования, в первую очередь – на базе общеобразовательных школ и ДЮСШ. Ведь известно: чтобы победить, необходимо тренироваться, совершенствовать свое здоровье и спортивное мастерство. А, значит, надо заниматься физкультурой.

Простая и вполне понятная логика. Но главное, что выгодно отличает именно этот регион, – попытка руководства области финансово поддержать людей, развивающих систему дополнительного образования в школах. Именно для этой цели и создан клуб «Байкал» (о нем идет речь в одном из докладов семинара-совещания).

К сожалению, не все внедряется и распространяется так просто и эффективно, как хотелось бы. В ходе обсуждения представленного доклада выяснилось, что идея иметь в школе человека, который будет заниматься проведением школьных спортивных соревнований, в наших условиях быстро трансформируется.

Во-первых, в отдаленных поселках и деревнях такого человека может и не быть, что и подтвердили результаты первого года работы клуба: большинство руководителей на местах оказались преподавателями физической культуры, других людей просто не нашлось.

Во-вторых, в каждой школе есть свой план внеклассной работы, который согласовывается всем коллективом в начале учебного года, и человек «со стороны» не может организовывать соревнования или другие спортивные мероприятия, не включив их в общий план школы: на них просто-напросто никто не придет. Поэтому и возникло естественное противоречие: с каждого руководителя – члена клуба «Байкал» – спрашивали план его работы, а когда эти планы сравнили с общешкольными, оказалось, что они в графе «Спортивные мероприятия» почти идентичны.

В-третьих, возможности реально (не на бумаге) контролировать работу руководителей клубов нет: область слишком большая и доехать до каждой школы сложно.

В-четвертых... В-пятых...

Проблем много, их никто и не скрывает. Потому что всем ясно, что механизм развития такой структуры не отработан, над ним предстоит много думать. Но если ничего не предпринять прямо сейчас, завтра может быть поздно: в плачевном состоянии находятся школьные спортзалы; учителю, который ведет и уроки, и спортивные секции, а в перерывах между этой «основной» работой проводит соревнования, платят копейки. В результате молодые, сильные, талантливые люди не хотят идти работать в школу. И растут наши дети хилыми и болезненными.

Именно чтобы изменить ситуацию, люди пробуют вводить новое, ищут способы финансовой поддержки учителей. И сегодня они делятся возникшими идеями и проблемами со своими коллегами, с читателями газеты «Спорт в школе».

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru