Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2005

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР

Иркутская область

О модернизации системы образования в области физической культуры

Как современное образование, так и массовый спорт и спорт высоких достижений не могут успешно функционировать без изменений содержательных, организационных, педагогических форм. Значит, несмотря на трудности и проблемы, система образования в области физкультуры и спорта требует коренной модернизации.

Необходимо изменение способов управления, переосмысление базовых условий организации физкультурно-оздоровительной работы. Традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными.

Пять путей. Какой выбрать?

Можно выделить пять основных подходов к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях.

Первый, знаниевый, ориентирует главным образом на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков.

Второй, тренировочный, делает акцент на значимости тренировочного эффекта и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий физкультурой.

Третий подход, спортивно-ориентированный, основан на рациональном сочетании классно-урочной и секционных форм занятий определенными видами спорта. Ставится задача формирования у учащихся привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности.

В рамках четвертого, оздоровительного, подхода как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности. Предлагаются альтернативные формы организации физического воспитания с отказом от традиционного урока физкультуры и проведением занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания в тренировочных режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в связи с их интересами и уровнем притязаний.

Особо значимым представляется пятый вариант, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. При этом физическая культура опирается на материал гуманитарных дисциплин, таких, как теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология, биомеханика. Главная задача – сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

От программы – к практике

Какие же изменения должны последовать в организации образовательного процесса, если следовать этому варианту?

В первую очередь должны быть пересмотрены программы общего основного и дополнительного образования по физической культуре. Как результат, последует изменение модели занятий физической культурой и спортом. Например, разнообразить виды деятельности учащихся можно не только за пределами школьного здания, но и более широко используя вариативную часть Базисного учебного плана. Вместе с тем, конечно, должны быть изменены правила набора учащихся в детские спортивные школы: пересмотрены возрастные нормы, требования к физическому здоровью. В спортивные школы нужно принимать не только полностью здоровых детей, но и ребят с отклонениями в развитии.

Одновременно должны изменяться и схемы проведения соревнований, тренировочных сборов, технология формирования команд для участия в различных соревнованиях на областном, окружном, всероссийском уровнях; способы повышения квалификации тренеров по различным видам спорта.

Вместо создания материальной базы школ по отдельным видам спорта необходимо создание (на базе спортшкол) оздоровительных комплексов. При этом должны быть изменены критерии оценки эффективности деятельности спортивных школ.

Если следовать федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2005–2006 годы», в которой среди приоритетных направлений указывается «поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни», то надо обратить особое внимание на работу с родителями. Известно, что, например, в США, в европейских странах родители – и зрители соревнований, и их активные участники. Таким образом, развивая спортивную активность детей, можно привлечь к спорту и взрослых.

Новый предмет «Спортивная культура»

Модель учебного предмета «Спортивная культура» строится с учетом общепринятой методологии. Его целью является формирование спортивной культуры личности. В содержание входят три раздела: теоретический, практический и контрольный.

Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методиках медицинского контроля и самоконтроля. Практический – включать основные разделы спортивной подготовки: общефизической, специальной, тактической и технической (соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса). Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов.

Содержание спортивного образования включает:

– своевременное формирование мышечной системы учащихся, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в ее развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающих условия для бытового, производственного и спортивного травматизма;

– своевременное развитие у учащихся координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их ловкость и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды;

– овладение учащимися методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и тренировки, а также для грамотного выбора режимов двигательной активности;

– овладение учащимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знаниями особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом возрасте.

Реализация содержания спортивного образования осуществляется не только посредством разработки новых образовательных программ (тренировочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно-тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных), но и через создание спортивного климата (духа), богатой разносторонней спортивной среды (спортивный клуб, секции по видам спорта и обязательный учебно-тренировочный процесс за пределами расписания).

Процесс освоения ценностей спортивной культуры происходит на занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме. Здесь реализуется принцип единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. При этом спортивное образование должно рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности.

Для реализации этих целей необходимо использовать учебные и внеучебные тренировочные программы разного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого ученика; внедрять личностноориентированные методики; интегрировать в образовательный процесс теоретические курсы по теории спорта и истории олимпийского движения.

Возможны индивидуальные программы и экстернат для особо одаренных учащихся.

Учитель-тренер должен находиться в процессе непрерывного саморазвития, творчески разрабатывая и реализуя обучающие тренировочные программы.

Введение учебного предмета «Спортивная культура» позволит:

  • Создать организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий.

  • Обеспечить соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках спортивной культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным интересам.

  • Способствовать активному и системному использованию новейших технологий спортивного воспитания детей и подростков.

  • Предоставить возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры.

  • Стимулировать разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащения диагностическими и тренажерными комплексами, системами оперативного контроля за здоровьем занимающихся.

Таким образом, спортивное образование учащихся позволит приблизиться к решению главной задачи современности: предоставить возможность каждому человеку в изменяющемся обществе чувствовать себя уверенно, защищенно, при этом грамотно формируя и сберегая свое физическое, духовное и нравственное здоровье.

Александр КОСТИН,
заместитель начальника Управления общего
и профессионального образования

Рейтинг@Mail.ru