Иркутская область
Затянувшийся эксперимент...
При каком условии школа
становится главной образовательной площадкой
бережного отношения учащихся к своему здоровью,
а педагог – помощником в обретении активной
позиции по отношению к самому себе и
формированию ценности здоровья и здорового
образа жизни? Болезни детей, пропуски уроков,
пробелы в знаниях, гора справок и записки от
родителей – в итоге полкласса не ходит на уроки
физкультуры. Такая ситуация никого не
устраивает!
Когда физкультура оздоравливает?
Со мной в начальных классах школы
работает моя жена, которая, как и я, болеет душой
за здоровье своих ребятишек.
В одном из ее 1-х классов оказалось
больше половины детей наших знакомых и друзей.
Они настояли, чтобы я взял этот класс и поработал
с детьми. Мы решили провести эксперимент.
На классном собрании родители
пообещали полное свое содействие, как моральное,
так и материальное, закупили полностью на 30
человек инвентарь:
– 30 пар ботинок с лыжами (ездили в
соседний район);
– 30 пар клюшек, скакалок, санок-ледянок, малых
мячей;
– купили абонемент в бассейн на весь год.
Родительский комитет взял на себя
обязанность каждый выходной заниматься с
классом (лес, бассейн и т.д.).
Я поставил условия:
1. Не жаловаться.
2. Не ныть.
3. Занятия на улице при любой погоде, кроме
проливного дождя и холода – 30 градусов.
4. Иметь соответствующую форму.
Мною была разработана и составлена
адаптированная программа для детей младшего
школьного возраста «Оздоровительная
направленность нетрадиционных систем
упражнений», рассчитанная на проведение трех
уроков на улице и двух уроков в бассейне.
Взяв данные у медиков и разделив класс
на две группы, мы стали заниматься. В качестве
контрольного был взят 1 «А» класс, в котором
классный руководитель должна была четко
прослеживать заболеваемость своих детей.
Осенью класс занимался играми,
прыжками, метанием, кроссом на пересеченной
местности с дыхательной гимнастикой,
упражнениями на выработку правильной осанки,
гимнастикой для глаз, сюжетными играми,
проводились эстафеты и т.д.
Зимой играли в снежки, лепили снежных
баб, крепости, катались на санках-ледянках и
занимались лыжной подготовкой.
Большую роль в оздоровлении детей, я
считаю, сыграл бассейн. После занятий в «чаше»
дети шли в сауну. В этот день в бассейн приходила
чья-либо мама, для того чтобы прогреть девочек в
сауне и напоить чаем (дети приносили термосы с
малиной, медом, травами). С мальчиками был я.
В первом классе эпидемия гриппа
пришлась на конец второй четверти. Класс в целом
выстоял перед эпидемией.
На конец года пропуски по болезни
составили 330 уроков.
В контрольном классе было пропущено 792
урока.
Эффект случаен или закономерен?
Коллеги, учителя физкультуры
отреагировали по-своему, сказав, что мне повезло,
у меня просто подобрался хороший класс. Иногда
бывает такое.
Посоветовавшись с женой и
родительским комитетом, который с большой
неохотой согласился с моими доводами (тем более
что мне оплачивали только 2 часа, и инициатива
эксперимента была моя), я перешел на традиционную
программу, 2 часа в неделю. Детям объяснил, что это
пока временно. Интерес детей к урокам
физкультуры заметно упал. Они долгое время
приходили в зал в форме для улицы. В этом году
грипп был дважды: во второй и в конце третьей
четверти. Пропуски уроков составили:
I четверть – 260 уроков;
II четверть – 311 уроков;
III четверть – 336 уроков;
IV четверть – 294 урока.
Итого: 1201 урок.
В контрольном классе пропуски
составили 996 уроков. Большое количество
пропусков оказалось у двух новеньких ребятишек с
заболеванием почек – 99 уроков. В конце апреля
родительский комитет вместе с классным
руководителем собрали родительское собрание, на
которое пригласили меня. Обсуждали только одно
предложение: закончить эксперимент во втором
классе и перейти опять на систему оздоровления,
как и планировалось. Получается, что «обычная
программа» для родителей – это не более, чем
неудавшийся эксперимент.
Родители сказали: «Нам нужны здоровые
дети, а не эксперимент над ними».
Следующий шаг
Работа в третьем классе была построена
по принципу опережающего обучения.
Проведя блочное планирование, мы
работали большую часть времени над тем
материалом, который оказался самым сложным и
интересным. Класс одновременно занимался
бальными танцами.
Дети по сравнению с другими
третьеклассниками стали как-то взрослее,
серьезнее – это отмечали учителя начальных
классов данной параллели. Спартакиада между
третьими классами показала, что результаты этого
класса намного выше других. Дети говорили: «Мы
любим бегать! Нам нравится бегать!»
В бассейне освоили за три года кроль на
спине, на груди и брасс.
Часть детей занималась в бассейне у
тренера.
Подведя итоги первого полугодия по
заболеваемости, получили следующие данные:
3 «В» – 117 уроков. 74 урока – пропуски по
болезни у новеньких детей с заболеваниями почек;
43 урока были пропущены в результате простудных
заболеваний.
Контрольный класс – 321 урок по болезни.
Хотя в первом классе они по медицинскому
обследованию были почти идентичны.
Исходя из того, что я увидел за три года
работы в начальной школе, я понял: оздоравливать
детей надо, и это возможно.
В этом возрасте они глина, и лепить из
них здоровых (насколько это возможно) очень
легко.
Кроме нас, учителей, до них нет никому
дела.
В 2005 году мне снова предложили взять 2-й
класс, поработать по составленной мною
программе. Хочется доказать, что применение
здоровьесберегающих технологий в системе
эффективно как для развития функциональных
возможностей детей, так и для формирования
общечеловеческих ценностей: здоровье, добро,
душа, долголетие. Это позволяет обеспечить
высокий развивающий и оздоровительный эффект
физкультурного занятия.
Игорь МОИСЕЕВ,
учитель физкультуры средней школы № 4
г. Железногорска |