Иркутская область
Как хорошо быть учителем,
или Правдивые истории о работе с детьми
Работать Николай Петрович ЧУМАК начал 25
ноября 1974 года. Был учителем физической культуры,
потом несколько лет преподавал НВП, а затем стал
директором дворца спорта для детей и юношества г.
Тулуна Иркутской области. До сих пор он уверен,
что легче всего работать... в общеобразовательной
школе, при одном условии, конечно: если ты можешь
работать и любишь свою работу.
Почему легче? «Соврешь, обманешь, поступишь
нечестно или просто неправильно – ребятишки
сразу тебя раскусят. В школе нельзя хитрить,
всегда идешь четко: шаг вправо, шаг влево, побег,
прыжок на месте, еще одна попытка. А дети за тобой
наблюдают, иногда заставляют подниматься, когда
спотыкаешься, помогают, если уж очень трудно.
Одно удовольствие! Жизнь сама подсказывает твой
следующий шаг. Не то что со взрослыми работать»,
– рассказывает Николай Петрович.
Лыжи и сало
Как правило, с девчонками работать
очень трудно, особенно в старших классах. Уже и
возраст такой, все больше не об уроках думают, да
и физкультуру часто не считают «важным»
предметом. В одном из девятых классов еще до меня
у девочек был конфликт с преподавателем.
Наверное, именно поэтому тогда мне, молодому
специалисту, и передали эту группу: на
физкультуру они почти не ходили, отлынивали кто
как может.
Мой первый урок в этом классе. Лыжная
подготовка. Я подготовил лыжи, поставил в зале,
жду. Знал, что придет мало, но все-таки надеялся:
преподаватель новый, может быть, кто-то
заинтересуется? Но... пришли только две девочки из
шестнадцати.
У меня в рюкзаке – кусок сала, хлеб и
фотоаппарат. Говорю: «Девчонки, пойдемте
прогуляемся». А сам заранее по лесу на лыжах
прошел, заметил, что примерно в трех с половиной
километрах от школы дерево поваленное лежит,
дров немного для костра заготовил.
Туда мы шли не спеша – они впереди, я за
ними, подсказывая направление. Пришли. Развели
костер, пожарили на прутиках сало с хлебом,
поваляли друг друга в снегу. В общем, не урок, а
сплошное веселье. Девчонки так и думали, что я
вместо урока просто баловством занимаюсь, но на
самом деле время использовалось очень
рационально: три с половиной километра в одну
сторону, столько же в другую, в более высоком
темпе, немного отдыха между дистанциями. Все как
положено. Назад я их уже подгонял: «Девчонки,
давайте быстрее, мы опаздываем». Пришли.
Спрашиваю: «Понравилось?» – «Здорово!» – «Всем
пятерки!»
На следующий урок пришли все
шестнадцать – с авоськами и с кусками сала, а
одна девочка – с краковской колбасой. Но о том,
кто это все будет нести, девочки не подумали:
сложили всю провизию ко мне в рюкзак и бодро
двинулись к костровищу. Я – за ними. Вес оказался
весьма существенный. Свернул я немного с лыжни,
остановился и... съел колбасу. Догоняю, девчонки
уже у костра, ждут, когда пиршество начнется.
Вывалил запасы. «А где же колбаса?» – удивляются.
«Съел. Силы нужно было поправлять».
На следующее занятие рюкзак раскрыл и
говорю: «Колбасу, мясо, сало, жирные сорта рыб –
сюда. Хлеб – себе!» – а они все как одна к груди
пакетики с едой прижимают, не отдают. Так
началась и наша дружба и... хорошие уроки лыжной
подготовки.
Как-то на занятие ко мне приехал
методист. Я ему тоже дал лыжи: пусть, думаю, с нами
прокатится. Но он проехал только по школьному
двору, а в лес идти отказался: ждал у школы, когда
вернемся. Зато оценку за урок поставил хорошую:
все девчонки из леса вернулись разгоряченные,
сразу было видно, что они активно двигались, на
месте не стояли. Ведь семь километров за урок –
это вполне приличная дистанция.
Иногда, чтобы научить, нужно сначала
послушать...
Нельзя начинать урок, не поняв, что
происходит с классом, не разобравшись в ситуации,
в которой находятся твои ученики. Помню, приходят
однажды ко мне девчонки раздраженные, злые. Сели,
смотрят, как на врага. Начинать урок невозможно,
потому что все будет смазано: кто же захочет
бегать, прыгать, играть, когда на душе тяжесть, а
голова занята совсем другим? Что делать? Пошутил
немного, пытаюсь выяснить, в чем дело?
Оказывается, учительница по физике
несправедливо кого-то наказала.
Проговорили минут десять или даже
двадцать. Все успокоились, «оттаяли», рассказали
про то, что случилось. Вот тогда и начали
заниматься.
На самом деле, учителю часто
приходится начинать занятие именно так, и
времени на это, на мой взгляд, жалеть не стоит.
Ведь если начать урок на фоне неприятия учителя,
отрицательных эмоций, может быть, программу и
выполнишь: погоняешь детей полчаса. Но отношение
их к физкультуре будет отрицательным, а именно
этого учитель допускать не имеет права.
Третий друг
Однажды повез я команду на городской
туристский слет школьников. Естественно, от всех
требовалось выполнение общего распорядка:
встать вовремя, быстро умыться, вовремя прийти на
завтрак, помочь с заготовкой дров. Среди ребят –
трое парней, которые почему-то решили встать в
оппозицию: «Не будем, не должны, не обязаны!»
Утром они, вопреки общему распорядку, ушли на
речку умываться и вовремя к завтраку не
вернулись.
Я их ждал, но ведь остальные есть хотят.
Позавтракали без них, а им на троих оставили
только две порции. Остальным сказал: «Сидите,
молчите и смотрите, что будет». Когда троица
вернулась, произошло следующее: двое, которые
первые подошли к котелку, положили себе по полной
порции и стали есть. А в кастрюле ничего не
осталось! Третий сидит и на них смотрит. Когда уже
почти все доели, я говорю: «Ребята, а друг тот, кто
не оставит товарища в беде и поделится с ним
куском хлеба. А вы уже почти всю кашу вдвоем
съели... Вот, Юрик, видишь, какие у тебя друзья».
Мальчишки застыли и через секунду переложили
остатки каши голодному товарищу. Вот уже сколько
лет прошло, этот Юра занимает солидную должность
в местном МВД, но до сих пор помнит эту историю:
«Вот это был урок! На всю жизнь...»
Сержант со школьной скамьи
НВП – сложный предмет, к нему многие в
школе относятся настороженно, неоднозначно. Но я
думаю, важно не что преподавать, а как это делать.
Однажды спросил выпускника, пришедшего из армии:
«Ну как, пригодились наши занятия?» В ответ
услышал интересную историю: «В один из первых
дней службы приехал молодой лейтенант и спросил,
знает ли кто-нибудь, что такое окоп. Я сказал, что
знаю. Лейтенант приказал: «Выкопай!» – а мне-то
что, я выкопал, никаких проблем! Потом нас повели
на стрельбище, а я и там – лучше всех, в школе
научился. А когда отстрелялись, то мне лейтенант
говорит: «Ну все, ты сержант». Так получилось, что
в солдатах мне практически не довелось побывать,
сразу сержантом стал».
Мой ученик пришел в армию с
подготовкой на уровне бойца первого года. Ничего
в этом удивительного нет: этому он научился в
школе. Одних боеприпасов в год по 70 тысяч
расстреливали, ребята у меня стреляли очень
здорово. И ОФП у всех хорошая, и общие навыки.
Всему можно научить, если помнить: перед тобой –
дети, к ним особый подход нужен.
«Короткий» марш-бросок на 3,5 км
Приношу на урок учебник, говорю:
«Смотрите, вот норматив: нужно пройти полосу
препятствий в 300 метров за столько-то секунд. Ваша
задача – его выполнить». Объясняю, что полосу
нужно пройти сначала в одиночку (например, за 30
секунд), потом в паре (35 секунд), а затем – в
составе отделения (40 секунд) – точный норматив я
сейчас не помню.
Сам сажусь с биноклем, как будто смотрю
за ними. Они бегут, ползут, встают, переползают,
снова перебегают... На финише я каждому говорю
примерно одну и ту же фразу: «Первый забег –
тренировочный, второй – зачетный. Ты здорово
пробежал, но вот там-то задержался, потому что...
(здесь для каждого важно подобрать свои слова), а
там потерял секунду из-за того, что...» Мне не
важно, что один ребенок пробежал гораздо быстрее
другого. Куда важнее вселить уверенность в себя,
надежду, что барьер (норматив) обязательно будет
взят. Поэтому все как один выслушивают и трусцой
– на новый старт, чтобы во второй раз сделать все
лучше, «уложиться в норматив», а на самом деле,
чтобы улучшить свой личный результат. В итоге
получается: каждый ученик за урок проходит
полосу препятствий по шесть раз (по одному –
тренировочному и одному – зачетному) и пробегает
трусцой 300 метров тоже 6 раз (возвращаясь к
старту). Если все суммировать, то получается, что
за урок они делают хороший марш-бросок на 3600
метров, причем все работают спокойно, в
собственном ритме, с удовольствием. А я им
помогаю, регламентирую, ставлю в рамки времени и
их возможностей. Того, у кого слабое здоровье,
поддержу: «Все здорово, не торопись, пройди
пешком до следующего старта, отдохни», а тем, кто
посильнее, напротив, могу и сократить норматив.
Если НВП преподает грамотный человек, такие
занятия не только дадут детям полезные навыки, но
и положительно скажутся на здоровье ребят.
Директор – депутат
Теперь я директор ДЮСШ. Эта работа
совсем не похожа на работу преподавателя, я
больше общаюсь со взрослыми, чем с детьми. Чтобы
хоть чего-то добиться для своей школы, для ребят,
которые у нас тренируются, приходится быть еще и
депутатом местных органов самоуправления. Это я
понял еще при советской власти: был в горсовете,
потом в самой первой Думе, в мэрии. В определенный
период надежда сменилась разочарованием, и
какое-то время я не баллотировался. А недавно
снова стал депутатом, чтобы иметь возможность в
нашем городе провести преобразования. Работы
прибавилось, зато и дело сдвинулось с мертвой
точки. У нас раньше отдел культуры и спорткомитет
были в одном лице, а сейчас мы разделили
ведомства, и каждый занимается своим делом. В
нашем городе меня называют «самым злым
депутатом», но к мнению моему всегда
прислушиваются. |