Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2005

УЧИТЕЛЬ

Иркутская область

Как хорошо быть учителем,
или Правдивые истории о работе с детьми

Работать Николай Петрович ЧУМАК начал 25 ноября 1974 года. Был учителем физической культуры, потом несколько лет преподавал НВП, а затем стал директором дворца спорта для детей и юношества г. Тулуна Иркутской области. До сих пор он уверен, что легче всего работать... в общеобразовательной школе, при одном условии, конечно: если ты можешь работать и любишь свою работу.
Почему легче? «Соврешь, обманешь, поступишь нечестно или просто неправильно – ребятишки сразу тебя раскусят. В школе нельзя хитрить, всегда идешь четко: шаг вправо, шаг влево, побег, прыжок на месте, еще одна попытка. А дети за тобой наблюдают, иногда заставляют подниматься, когда спотыкаешься, помогают, если уж очень трудно. Одно удовольствие! Жизнь сама подсказывает твой следующий шаг. Не то что со взрослыми работать», – рассказывает Николай Петрович.

Лыжи и сало

Как правило, с девчонками работать очень трудно, особенно в старших классах. Уже и возраст такой, все больше не об уроках думают, да и физкультуру часто не считают «важным» предметом. В одном из девятых классов еще до меня у девочек был конфликт с преподавателем. Наверное, именно поэтому тогда мне, молодому специалисту, и передали эту группу: на физкультуру они почти не ходили, отлынивали кто как может.

Мой первый урок в этом классе. Лыжная подготовка. Я подготовил лыжи, поставил в зале, жду. Знал, что придет мало, но все-таки надеялся: преподаватель новый, может быть, кто-то заинтересуется? Но... пришли только две девочки из шестнадцати.

У меня в рюкзаке – кусок сала, хлеб и фотоаппарат. Говорю: «Девчонки, пойдемте прогуляемся». А сам заранее по лесу на лыжах прошел, заметил, что примерно в трех с половиной километрах от школы дерево поваленное лежит, дров немного для костра заготовил.

Туда мы шли не спеша – они впереди, я за ними, подсказывая направление. Пришли. Развели костер, пожарили на прутиках сало с хлебом, поваляли друг друга в снегу. В общем, не урок, а сплошное веселье. Девчонки так и думали, что я вместо урока просто баловством занимаюсь, но на самом деле время использовалось очень рационально: три с половиной километра в одну сторону, столько же в другую, в более высоком темпе, немного отдыха между дистанциями. Все как положено. Назад я их уже подгонял: «Девчонки, давайте быстрее, мы опаздываем». Пришли. Спрашиваю: «Понравилось?» – «Здорово!» – «Всем пятерки!»

На следующий урок пришли все шестнадцать – с авоськами и с кусками сала, а одна девочка – с краковской колбасой. Но о том, кто это все будет нести, девочки не подумали: сложили всю провизию ко мне в рюкзак и бодро двинулись к костровищу. Я – за ними. Вес оказался весьма существенный. Свернул я немного с лыжни, остановился и... съел колбасу. Догоняю, девчонки уже у костра, ждут, когда пиршество начнется. Вывалил запасы. «А где же колбаса?» – удивляются. «Съел. Силы нужно было поправлять».

На следующее занятие рюкзак раскрыл и говорю: «Колбасу, мясо, сало, жирные сорта рыб – сюда. Хлеб – себе!» – а они все как одна к груди пакетики с едой прижимают, не отдают. Так началась и наша дружба и... хорошие уроки лыжной подготовки.

Как-то на занятие ко мне приехал методист. Я ему тоже дал лыжи: пусть, думаю, с нами прокатится. Но он проехал только по школьному двору, а в лес идти отказался: ждал у школы, когда вернемся. Зато оценку за урок поставил хорошую: все девчонки из леса вернулись разгоряченные, сразу было видно, что они активно двигались, на месте не стояли. Ведь семь километров за урок – это вполне приличная дистанция.

Иногда, чтобы научить, нужно сначала послушать...

Нельзя начинать урок, не поняв, что происходит с классом, не разобравшись в ситуации, в которой находятся твои ученики. Помню, приходят однажды ко мне девчонки раздраженные, злые. Сели, смотрят, как на врага. Начинать урок невозможно, потому что все будет смазано: кто же захочет бегать, прыгать, играть, когда на душе тяжесть, а голова занята совсем другим? Что делать? Пошутил немного, пытаюсь выяснить, в чем дело? Оказывается, учительница по физике несправедливо кого-то наказала.

Проговорили минут десять или даже двадцать. Все успокоились, «оттаяли», рассказали про то, что случилось. Вот тогда и начали заниматься.

На самом деле, учителю часто приходится начинать занятие именно так, и времени на это, на мой взгляд, жалеть не стоит. Ведь если начать урок на фоне неприятия учителя, отрицательных эмоций, может быть, программу и выполнишь: погоняешь детей полчаса. Но отношение их к физкультуре будет отрицательным, а именно этого учитель допускать не имеет права.

Третий друг

Однажды повез я команду на городской туристский слет школьников. Естественно, от всех требовалось выполнение общего распорядка: встать вовремя, быстро умыться, вовремя прийти на завтрак, помочь с заготовкой дров. Среди ребят – трое парней, которые почему-то решили встать в оппозицию: «Не будем, не должны, не обязаны!» Утром они, вопреки общему распорядку, ушли на речку умываться и вовремя к завтраку не вернулись.

Я их ждал, но ведь остальные есть хотят. Позавтракали без них, а им на троих оставили только две порции. Остальным сказал: «Сидите, молчите и смотрите, что будет». Когда троица вернулась, произошло следующее: двое, которые первые подошли к котелку, положили себе по полной порции и стали есть. А в кастрюле ничего не осталось! Третий сидит и на них смотрит. Когда уже почти все доели, я говорю: «Ребята, а друг тот, кто не оставит товарища в беде и поделится с ним куском хлеба. А вы уже почти всю кашу вдвоем съели... Вот, Юрик, видишь, какие у тебя друзья». Мальчишки застыли и через секунду переложили остатки каши голодному товарищу. Вот уже сколько лет прошло, этот Юра занимает солидную должность в местном МВД, но до сих пор помнит эту историю: «Вот это был урок! На всю жизнь...»

Сержант со школьной скамьи

НВП – сложный предмет, к нему многие в школе относятся настороженно, неоднозначно. Но я думаю, важно не что преподавать, а как это делать. Однажды спросил выпускника, пришедшего из армии: «Ну как, пригодились наши занятия?» В ответ услышал интересную историю: «В один из первых дней службы приехал молодой лейтенант и спросил, знает ли кто-нибудь, что такое окоп. Я сказал, что знаю. Лейтенант приказал: «Выкопай!» – а мне-то что, я выкопал, никаких проблем! Потом нас повели на стрельбище, а я и там – лучше всех, в школе научился. А когда отстрелялись, то мне лейтенант говорит: «Ну все, ты сержант». Так получилось, что в солдатах мне практически не довелось побывать, сразу сержантом стал».

Мой ученик пришел в армию с подготовкой на уровне бойца первого года. Ничего в этом удивительного нет: этому он научился в школе. Одних боеприпасов в год по 70 тысяч расстреливали, ребята у меня стреляли очень здорово. И ОФП у всех хорошая, и общие навыки. Всему можно научить, если помнить: перед тобой – дети, к ним особый подход нужен.

«Короткий» марш-бросок на 3,5 км

Приношу на урок учебник, говорю: «Смотрите, вот норматив: нужно пройти полосу препятствий в 300 метров за столько-то секунд. Ваша задача – его выполнить». Объясняю, что полосу нужно пройти сначала в одиночку (например, за 30 секунд), потом в паре (35 секунд), а затем – в составе отделения (40 секунд) – точный норматив я сейчас не помню.

Сам сажусь с биноклем, как будто смотрю за ними. Они бегут, ползут, встают, переползают, снова перебегают... На финише я каждому говорю примерно одну и ту же фразу: «Первый забег – тренировочный, второй – зачетный. Ты здорово пробежал, но вот там-то задержался, потому что... (здесь для каждого важно подобрать свои слова), а там потерял секунду из-за того, что...» Мне не важно, что один ребенок пробежал гораздо быстрее другого. Куда важнее вселить уверенность в себя, надежду, что барьер (норматив) обязательно будет взят. Поэтому все как один выслушивают и трусцой – на новый старт, чтобы во второй раз сделать все лучше, «уложиться в норматив», а на самом деле, чтобы улучшить свой личный результат. В итоге получается: каждый ученик за урок проходит полосу препятствий по шесть раз (по одному – тренировочному и одному – зачетному) и пробегает трусцой 300 метров тоже 6 раз (возвращаясь к старту). Если все суммировать, то получается, что за урок они делают хороший марш-бросок на 3600 метров, причем все работают спокойно, в собственном ритме, с удовольствием. А я им помогаю, регламентирую, ставлю в рамки времени и их возможностей. Того, у кого слабое здоровье, поддержу: «Все здорово, не торопись, пройди пешком до следующего старта, отдохни», а тем, кто посильнее, напротив, могу и сократить норматив. Если НВП преподает грамотный человек, такие занятия не только дадут детям полезные навыки, но и положительно скажутся на здоровье ребят.

Директор – депутат

Теперь я директор ДЮСШ. Эта работа совсем не похожа на работу преподавателя, я больше общаюсь со взрослыми, чем с детьми. Чтобы хоть чего-то добиться для своей школы, для ребят, которые у нас тренируются, приходится быть еще и депутатом местных органов самоуправления. Это я понял еще при советской власти: был в горсовете, потом в самой первой Думе, в мэрии. В определенный период надежда сменилась разочарованием, и какое-то время я не баллотировался. А недавно снова стал депутатом, чтобы иметь возможность в нашем городе провести преобразования. Работы прибавилось, зато и дело сдвинулось с мертвой точки. У нас раньше отдел культуры и спорткомитет были в одном лице, а сейчас мы разделили ведомства, и каждый занимается своим делом. В нашем городе меня называют «самым злым депутатом», но к мнению моему всегда прислушиваются.

Рейтинг@Mail.ru