Выздоровеет физкультура – будет
здоровье
Столичный лицей № 1547 с этого
учебного года стал еще одной экспериментальной
площадкой по физическому воспитанию школьников.
Но у этой площадки есть особенность: она первая,
открытая Центром кинезитерапии, которым
руководит Сергей Михайлович Бубновский, с целью
создания и апробирования оздоровительной
программы для школьников, в основе которой –
работа на тренажерах. В рамках эксперимента все
уроки физкультуры в классах со второго по
десятый (по одному в параллели) проводятся только
в тренажерном зале.
С полной нагрузкой и без освобождения
Первое, о чем подумалось, когда доктор
Бубновский открыл дверь спортивного зала: такого
я еще не видела. На площади 24ґ12 м около 30 разных
тренажеров; небольшое свободное пространство у
дальней стены – для упражнений на полу. Эту часть
зала предполагается оборудовать зеркалами, как
говорит Сергей Михайлович, для усиления
энергетики.
– Физкультура, которая есть в школе
сегодня, не нагружает скелетную мускулатуру (а
это 40% от всего тела) в том объеме, который, в свою
очередь, обеспечивал бы сбалансированную работу
всех жизненно важных органов и систем организма,
– говорит Сергей Михайлович. – Разряжается
ребенок, выбрасывает энергию, – и считается, что
задача урока физкультуры выполнена. На самом
деле, заставляя ребенка бегать, да еще в зале,
преодолевать лыжные дистанции, делать
гимнастические упражнения, мы заставляем его
эксплуатировать свое тело. Ведь большинство
детей не знают, каким образом при разных занятиях
и нагрузках работают мышцы, в какие возрастные
периоды работу каких мышц следует усиливать, а в
какие, наоборот, снижать, что постоянное развитие
статики позвоночника – первое из условий,
обеспечивающих нормальную жизнедеятельность
всего организма. Установка «физкультура без
освобождения» касается самых разных диагнозов,
например, сахарного диабета, астмы,
сердечно-сосудистых заболеваний. Нами
разработана специальная карта, где фиксируются
все показатели физического развития,
сопутствующие заболевания. Проводится
диагностика состояния мышц, суставов
позвоночника. С учетом всего этого
разрабатывается программа, в ходе выполнения
которой восстанавливаются утраченные функции,
связанные, например, с осанкой, происходит
адаптация к заболеванию. В первом триместре мы
знакомим детей с тренажерами, учим технике
выполнения упражнений, подбираем вес, каждый
ребенок получает свою мониторинговую программу.
Чтобы ребенок был здоров, его надо учить
двигаться, дышать, понимать свое тело,
расслабляться, растягиваться. Программа должна
выполняться постоянно в заданном режиме: в школе
двух-трех уроков в неделю достаточно. Уверен, что
все дети со второго по седьмой класс, которые
будут заниматься по моей программе, выйдут из
школы здоровыми: у них будет правильное дыхание и
осанка, развитые мышцы.
Урок здесь всегда открытый
Как же проходит такой урок физкультуры
и кто его ведет?
Класс делится на девочек и мальчиков.
Разминка, привычная для школьного урока, здесь
отсутствует. Построение, фиксирование
отсутствующих (что важно при прохождении
намеченного объема программы), – и мужская
половина приступает к работе на тренажерах с
одним преподавателем, женская под руководством
другого выполняет свою программу на полу, на
гимнастических ковриках. Педагоги –
преподаватели Центра кинезитерапии. Учителя (в
школе их двое), сменяя друг друга, также принимают
участие в уроке.
Ребята занимают тренажеры, и занятие
начинается по методу круговой тренировки. В том,
чтобы задействовать все тренажеры,
необходимости нет. Юлия Леонидовна Конзерук,
руководитель структурного подразделения
экспериментальной площадки, помогая разобраться
в тренажерном изобилии, говорит о том, что
начинают, как правило, с более простых
тренажеров. Именно они обеспечивают работу мышц,
жизненно важных для человека. Более того,
программа составлена таким образом, что на одном
занятии прорабатываются одни группы мышц, на
следующем – другие. Каждую мышцу ребенок
должен не просто учиться чувствовать, но и
узнавать, оценивать ее тренированность. А для
этого вполне достаточно локальных и
узколокальных тренажеров, с помощью которых
можно проработать одну группу мышц, например,
груди, спины, внутренней и внешней поверхности
бедра.
Пока ребята выполняют по несколько
серий на каждом тренажере, преподаватель Сергей
Геннадьевич Лукьянычев внимательно
контролирует правильность дыхания и технику
выполнения. Один из мальчишек зависает на
перекладине и никак не может «успокоить» тело.
Тут же выполняет это упражнение преподаватель:
момент вдоха-выдоха зафиксирован, согласован с
необходимыми движениями корпуса, и затрачено на
это не больше трех секунд. Ученик повторяет и –
успешно. При этом другие не остаются вне поля
зрения педагога. По мнению Лукьянычева, для
круговой тренировки идеально пять-семь человек
на одного преподавателя, чтобы можно было
увидеть каждого, показать и исправить ошибки, не
нарушая заданного объема и уложившись в
отведенное время.
Тестирование упражнений – по качеству
выполнения
А в другом конце зала выполнялись
хорошо известные, но при этом мало любимые в
школах упражнения: приседания, отжимания,
упражнения на гибкость, на пресс. Правда, в
отличие от принятых норм, здесь зачетного
времени для каждого вида упражнений не
существует. Зачетный норматив иной – качество.
Если есть силы, отжиматься можешь сколько хочешь,
но с соблюдением всех технических требований.
Так же и в приседаниях – только на полные ступни
и в полном приседе. Ребята счет ведут сами, но
окончательный результат определяет
преподаватель, который по ходу мысленно должен
зафиксировать свои замечания. Диалог краткий.
– Сколько?
– 58.
– Минус десять за технику.
И никаких споров. Все работают на
доверии, поэтому в объективности оценки сомнений
нет.
Но бывает, что не всегда одного доверия
достаточно. Под конец урока у одного из ребят
закружилась голова. Пришлось на несколько минут
уложить на пол с мокрым полотенцем на лбу. И вдруг
совсем неожиданный вопрос со стороны
преподавателей: «Завтракал?» Оказалось, нет, а
при этом еще и спал пять часов, потому что до двух
ночи сидел за компьютером.
Увидев в разработанной индивидуальной
карте тесты, аналогичные существующим в наших
школах, я предположила, что от этого, видимо,
никуда не уйти.
– А зачем отказываться от того, что
полезно? – спросил Бубновский. – Эти упражнения
были очень давно придуманы китайцами. Их
ежедневное выполнение – надежная гарантия
нормальной деятельности организма. Завершать
только такие упражнения надо обязательно
растяжкой, а для растущего детского организма,
когда мышцы не успевают за ростом костей, это
особенно важно. Такой рост не вызывает
болезненных ощущений, но при этом позвоночник
еще слабый, и поэтому возможны нарушения в его
развитии. Выполнять эти упражнения на каждом
уроке трудно. Разнообразие тренажеров позволяет
с большим интересом и эффективно постепенно
осваивать технику нелюбимых, сложных, но, еще раз
подчеркну, очень полезных упражнений. Особенно
трудно научить подтягиваться. На тренажере без
давления, мышца за мышцей, прорабатываются все, и
у ребенка появляется реальный шанс освоить этот
элемент и тем самым исключить его из категории
нелюбимых, т.е. недоступных.
Интерес и польза – всегда в рамках
урока
На уроке в седьмом классе
освобожденных было достаточно, в восьмом на
скамейке сидели двое. Представитель сильной
половины показался безразличным к любой форме
урока. Его одноклассница сказала, что ей нравится
обычный урок – с играми, с бегом. Мальчики,
которые осваивали тренажеры, сожалели, что
теперь на уроках не поиграть, только на секции, но
заниматься на тренажерах им в принципе тоже
нравится.
Зато какой восторг сотряс спортивный
зал во время урока второклассников, когда после
программы, выполненной на тренажерах, объявили
эстафету и можно было побегать, попрыгать,
поползать, поводить друг друга руками за ноги.
Кстати, в нее были включены все «полезные»
упражнения в самых неожиданных сочетаниях. И
даже трудные, в игре они воспринимались совсем
иначе. Вот им-то, второклассникам, игры
обязательно нужны.
– Я думаю, что физкультура в школе
не должна находиться в узких рамках, пусть даже
очень полезных, – говорит Алексей Викторович
Киселев, учитель физкультуры с большим стажем. –
Спортивные игры никогда не мешали и должны
оставаться в программе. Малыши любят
соревноваться. Соревнование и игра для них самое
интересное. Пусть будут и тренажеры, но и легкая
атлетика не помешает, и мяч, и плавание.
– По первым месяцам эксперимента
можно сказать, что есть дети, которые скучают по
обычной программе, а есть те, кто с удовольствием
работает на тренажерах и комфортно себя
чувствует, – продолжает Юлия Леонидовна. –
Итоговое тестирование по общей программе сможет
дать ответ, насколько возможно для школьного
физического воспитания на основе предложенной
программы ставить и решать оздоровительные
задачи. Что касается коррекции отдельных
аспектов программы, то это нормально для любого
эксперимента.
Вопросы есть – ответы будут
И, как в каждом эксперименте, особенно
на начальной стадии, вопросов больше, чем
ответов.
Например, итоговое тестирование будет
проводиться по общепринятой программе для всех
без исключения учащихся. Но выполнение
легкоатлетических нормативов теми, кто в течение
всего года не делал этого на уроках, на мой
взгляд, неправомерно. Какую бы нагрузку ни давали
упражнения на тренажерах (ту же аэробную,
тренирующую выносливость), здравый смысл
заключается все-таки и в том, чтобы не сравнивать
с этим кроссовые дистанции: самочувствие
постоянно бегавших и занимавшихся на тренажерах
будет различным. А, может, лучше выбрать другие
показатели для сравнения, более весомые в плане
характеристики здоровья?
Другое дело – внутрипрограммные
критерии и нормативы: здесь есть от чего
оттолкнуться – и весовые категории, и тип
сложения, и длительность тренировочного цикла.
Учебный год имеет также свойство
завершаться. Что ожидает преподавателей и
учащихся в тренажерном зале после трех месяцев
перерыва в занятиях? И как быть с тем, что мышцы
помнят движение только 48 часов? Конечно, кто-то
будет поддерживать спортивную форму, но
большинство-то – нет. И что тогда: прежняя
программа в прежнем объеме? А как хочется, чтобы
наши дети поддерживали свое здоровье постоянно.
Как стать воспитанным, образованным и
здоровым – рецепт один: этим просто надо
заниматься, задавая периодически вопрос об
эффективности выбранных средств. Если учитель
физкультуры считает, что программа, по которой он
работает с учениками, мало способствует
достижению цели, он вправе разработать свою,
защитить ее по итогам прохождения курса
повышения квалификации, например, в том же
институте открытого образования у доктора
Бубновского, обсудить ее с родителями, что весьма
немаловажно, получить разрешение на нее в
качестве эксперимента в Министерстве
образования, а заодно и здравоохранения. Все это
только на первых порах ожидает того, кто готов
биться за оздоровительное дело школьной
физкультуры. А без этой борьбы, как и без новых
программ, школьная физкультура так и будет
прыгать в длину с одного и того же места.
Валентина РЕПИНА
Фото автора
|