Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

Автор предлагаемой статьи – директор международной организации «Альтернативное образование». В это сообщество входят образовательные учреждения, в которых система обучения построена на основе демократического соуправления и свободного выбора учащимися изучаемого материала и скорости его усвоения.
Школы такого типа называют «свободными»: свободными от диктата взрослых. Но те, кто впервые слышит о них, неизменно возражают: «Свобода – дело опасное. Она часто граничит с вседозволенностью».
Однако в таких образовательных учреждениях запрет на вседозволенность гораздо более жесткий, чем там, где детское поведение и учебу регламентируют взрослые. В свободных школах главный лозунг: «Личная свобода каждого ограничивается только личной свободой других». В них дети наравне с взрослыми несут полную ответственность за решения, принимаемые общим собранием, на котором каждый имеет право отстаивать свою точку зрения.
О том, какую роль в философии свободного образования занимает спорт (а точнее – настольный теннис), и пишет Джерри Минц.

Педагогическая философия и настольный теннис

Настольный теннис всегда был связан с моей педагогической философией. Дело в том, что этот вид спорта воспринимается ребятами не как академическая дисциплина, а как обычная игра: они могут стать успешными в теннисе и за счет этого, став более уверенными в себе, избавиться от психических травм, нанесенных традиционной образовательной системой. Обучая ребят игре в теннис, я помогаю им почувствовать, что они могут быть хорошими учениками, и в дальнейшем это часто во многом изменяет их жизнь.

Победа над собой

Я люблю настольный теннис и играю в него с детства. За это время случалось разное. Со мной в колледже учился чемпион штата Нью-Йорк по настольному теннису, и сначала я, естественно, проигрывал ему, причем с разгромным счетом. Это буквально убивало меня. А потом случилось так, что я обыграл его, и на следующий день он ушел из нашего колледжа. До сих пор думаю: было это простым совпадением или он ушел из-за этого поражения?

А через несколько лет я стал директором школы в Вермонте. Лим Минг Чуи, игрок № 1 в Гонконге, тогда приехал жить в наш город (находящийся между Монреалем, Бостоном и Нью-Йорком, где он постоянно играл на турнирах) и организовал соревнования, назначив приз победителю. Конечно же, Лим выиграл турнир, а на выигранные деньги организовал теннисный клуб. Тогда многие, в том числе и я, смогли регулярно тренироваться. До сих пор я думаю, что Лим Минг Чуи – лучший тренер в Америке. Я учился у него не только теннису, но и тому, как нужно тренировать ребят. Потом я часто проводил семинары для тренеров в своей стране и по всему миру: в Великобритании, России, Франции, Украине, Канаде, Японии, Израиле, Дании.

Десять лет назад я переехал в Нью-Йорк и сразу после приезда недалеко от своего дома обнаружил детский клуб, организованный для ребят из семей иммигрантов. Помня о том, как важна была для меня эта игра, я устроился в клуб волонтером и начал тренировать мальчишек и девчонок. Большинство ребят знают меня как «Джерри, теннисного парня». Это не было моей основной работой, я просто приходил туда, когда появлялся свободный час или два, и тренировал всех, кто хотел. В основном ко мне приходили подростки, многие из них потом становились очень хорошими игроками, уходили в другие, более серезные клубы.

Иногда я слышу о спортивных успехах бывших воспитанников. В начале этого года я, как обычно, пошел за покупками (магазин находится как раз около нашего клуба), и меня остановил молодой человек. Он спросил, помню ли я, что когда-то учил его игре в настольный теннис. Оказывается, между играми я показал ему еще и азбуку Морзе. Это произвело на парня большое впечатление: он стал радиолюбителем, а теперь работает физиком-электронщиком в Стонибрукском университете.

А совсем недавно ко мне подошел другой молодой человек: «Ты случайно не Джерри? Помнишь меня?». О, да, конечно помню. Это был очень нервный мальчик из плохой семьи, которого выгоняли из всех учебных заведений: почему-то взрослые думали, что так они заставят его стать лучше. Выгоняли до тех пор, пока он не попал в специальную школу, где обучают ребят с большими проблемами в поведении. С гордостью он рассказал мне, как, к собственному удивлению, открыл, что является лучшим игроком в настольный теннис в школе. Это событие сильно изменило его жизнь. Он поверил в свои силы, вернулся к учебе, а через некоторое время стал чемпионом школы по настольному теннису. Школа, в которой он сейчас учится, ему очень нравится, и он надеется закончить ее в этом году. Что он ожидал от этого разговора? Ничего особенного, просто хотел узнать, в какие дни я бываю в клубе, чтобы показать, как сильно продвинулся в игре. Да, этот юноша в свое время доставил мне (и другим взрослым) массу проблем. Я знал, что моя работа эффективна для многих, но совсем не думал, что именно мои уроки настольного тенниса впоследствии так сильно изменят жизнь этого ребенка.

Вспоминается и другой случай. Я тренировал мальчика 12 лет, чья семья не так давно эмигрировала из Венесуэлы. У него тоже была масса проблем, в том числе заикание, очень низкая самооценка. Всего через год тренировок он стал лучшим игроком клуба. После этого мальчик достиг высоких результатов в других видах спорта, а чуть позже начал хорошо учиться и по другим предметам. Уверенность, которую он приобрел за теннисным столом, очень помогла ему в жизни.

Договор важнее правил

За последние годы сменились несколько директоров клуба, в котором я работал волонтером. Я не видел от них никакой поддержки и уважения: ведь я тренировал всех ребят, а не только самых сильных и талантливых. И я уже стал подумывать о прекращении волонтерской деятельности, но в этом году пришла энергичная молодая директор Дженни Райт, приехавшая из Колорадо. Она быстро поняла, что именно в моей группе много ребят играют очень хорошо, и предложила тренировать на постоянной основе. Впервые я получил настоящую поддержку.

Зная по опыту предыдущих лет, с каким интересом и настойчивостью тренируются малыши, я набрал группу ребят от семи до одиннадцати лет, большинству – около десяти. Пришлось составить жесткое расписнаие тренировок и заниматься с ними два раза в неделю, чтобы поддерживать их интерес к занятиям. Каждый раз, когда я приходил на тренировки, на меня нападало не менее дюжины ребят, требовавших индивидуальных уроков. Я был вынужден заниматься с каждым, но времени на всех все равно не хватало.

Тогда я решил пойти другим путем и организовать демократическое управление нашей секцией. Мы с ребятами собрались все всместе и стали думать, как будет организован наш клуб. Первый общий сбор был очень бурным: дети вели себя, словно они были в классе, из которого только что вышел учитель. Но мы справились с ситуацией, договорившись проводить в нашем клубе постоянный турнир, который, по мнению всех собравшихся, должен привести нас к успеху. Мы решили отобрать из общепризнанных турнирных правил те, которые для нас подходят, и следовать им неукоснительно. Общим голосованием выбрали ответственного за турнир, десятилетнего мальчика, и его семилетнего заместителя.

Вот какие правила мы приняли:

1. Только человек, выбранный общим собранием, может вносить коррективы в сетку игр. Если ответственный за турнир отсутствует, его функции выполняет выбранный общим собранием заместитель. Если кто-то самостоятельно вносит коррективы в сетку игр, он теряет свое место в общей сетке.

2. Все игры идут до 21 очка.

3. Любой, кого нет в списке, может играть с любым, кто в списке есть. Если новичок побеждает, он занимает в списке место проигравшего. Проигравший автоматически отбрасывается в конец.

4. Каждый из списка обязан принять один вызов за день, если он находится в этот день в клубе. Чтобы оставаться в сетке состязаний, игрок должен играть не меньше одной игры в неделю.

5. Когда ты в сетке, ты можешь официально вызывать на поединок только тех, кто выше тебя по общему рейтингу, а тебя могут вызвать на поединок только те, кто слабее.

6. Игроки могут попросить ответственного за турнир назначить судью на игру.

К каждому следующему общему сбору дети относились все более и более серьезно, с возрастающим вниманием – они поняли, что принимают серьезные решения, которые могут изменить многое в их теннисном клубе. Они внесли поправки в принятые ранее правила, дали ответственному за турнир право «голоса доверия», решили сыграть матч с похожим клубом из Нью-Джерси, который вызвал нас на бой, создали эскиз клубных футболок, а директор заказала их для нас. Теперь все вопросы мы серьезно и с энтузиазмом обсуждаем. В результате мое предложение допустить до турнира старших воспитанников клуба «не прошло»: ребята сказали, что это возможно в будущем, но на данный момент пусть старшие играют свой постоянный турнир, а с младшими просто выходят играть отдельные матчи. С тех пор каждую неделю, в одно и то же время, у нас проходит общий сбор, на котором мы с ребятами обсуждаем все наши проблемы.

Общий турнир разрастался с неимоверной скоростью, и на данный момент в нем участвуют 47 ребят. Его лидеры, шесть человек, играют примерно одинаково и постоянно меняются местами. Мастерство игроков растет очень быстро.

Директор клуба представила меня человеку, назначенному консультантом по проведению занятий, и тренеру по работе с персоналом (он собирается организовать четыре похожих клуба в другом городе). Услышав о том, что мы проводим постоянный клубный турнир, он испугался. Но его насторожило не количество участников, а то, что весь турнир полностью ведется ребятами, отвечающими за эту работу, на множестве бумаг, разложенных у всех на виду, в общедоступном месте. Он сказал: «Если бы такой турнир проходил в моем клубе, турнирная сетка вывешивалась бы на специальной доске, под стеклом, так, чтобы никто не мог самовольно внести в нее изменения». Я объяснил, что у нас защитой от подтасовок, нарушений, самоличных исправлений является демократический процесс. Дети голусуют за каждый пункт общих правил, обсуждают каждый вопрос. В том числе они обсуждали и ситуацию самовольного перемещения своего имени на другую строку турнирной сетки без позволения руководителя турнира или его заместителя. Однажды такое случилось, и общее собрание решило вывести провинившегося из турнира. Больше подобные ситуации не повторялись.

Я понимал, о чем говорит консультант. Такое часто случается, если не использовать демократические законы организации сообщества, и никакие приказы и защитные стекла при этом не помогают. Нужно просто доверять детям, их разуму, интуиции, нужно набраться терпения и ждать, когда демократическое соуправление даст свои результаты. А ждать и верить в детей бывает очень трудно, ведь многие из них раньше нигде не встречали доверия и уважения, вместо этого был только внешний контроль и постоянные требования со стороны взрослых.

Мои ученики готовы не только играть и побеждать. Я не удивлюсь, если кто-нибудь из них через несколько лет станет лучшим спортсменом страны. Но самое ценное – то, что они всегда с радостью помогают другим, учат друг друга всему, что умеют сами. Мне приятно думать, что в этом есть и моя заслуга: я так их обучал, и дети приняли идею, а не инструкцию. И после того, как они уйдут из клуба, они смогут продолжать тренироваться и обучать других. В любом случае, это придаст им уверенности в своих силах, которая так необходима в жизни. И кто-нибудь из них через несколько лет подойдет ко мне на автобусной остановке около рынка и расскажет еще одну удивительную историю своей жизни.

Джерри МИНЦ
Нью-Йорк–Москва

Рейтинг@Mail.ru