Автор предлагаемой
статьи – директор международной организации
«Альтернативное образование». В это сообщество
входят образовательные учреждения, в которых
система обучения построена на основе
демократического соуправления и свободного
выбора учащимися изучаемого материала и
скорости его усвоения.
Школы такого типа называют «свободными»:
свободными от диктата взрослых. Но те, кто
впервые слышит о них, неизменно возражают:
«Свобода – дело опасное. Она часто граничит с
вседозволенностью».
Однако в таких образовательных учреждениях
запрет на вседозволенность гораздо более
жесткий, чем там, где детское поведение и учебу
регламентируют взрослые. В свободных школах
главный лозунг: «Личная свобода каждого
ограничивается только личной свободой других». В
них дети наравне с взрослыми несут полную
ответственность за решения, принимаемые общим
собранием, на котором каждый имеет право
отстаивать свою точку зрения.
О том, какую роль в философии свободного
образования занимает спорт (а точнее –
настольный теннис), и пишет Джерри Минц.
Педагогическая философия и настольный
теннис
Настольный теннис всегда был связан с
моей педагогической философией. Дело в том, что
этот вид спорта воспринимается ребятами не как
академическая дисциплина, а как обычная игра: они
могут стать успешными в теннисе и за счет этого,
став более уверенными в себе, избавиться от
психических травм, нанесенных традиционной
образовательной системой. Обучая ребят игре в
теннис, я помогаю им почувствовать, что они могут
быть хорошими учениками, и в дальнейшем это часто
во многом изменяет их жизнь.
Победа над собой
Я люблю настольный теннис и играю в
него с детства. За это время случалось разное. Со
мной в колледже учился чемпион штата Нью-Йорк по
настольному теннису, и сначала я, естественно,
проигрывал ему, причем с разгромным счетом. Это
буквально убивало меня. А потом случилось так,
что я обыграл его, и на следующий день он ушел из
нашего колледжа. До сих пор думаю: было это
простым совпадением или он ушел из-за этого
поражения?
А через несколько лет я стал
директором школы в Вермонте. Лим Минг Чуи, игрок
№ 1 в Гонконге, тогда приехал жить в наш город
(находящийся между Монреалем, Бостоном и
Нью-Йорком, где он постоянно играл на турнирах) и
организовал соревнования, назначив приз
победителю. Конечно же, Лим выиграл турнир, а на
выигранные деньги организовал теннисный клуб.
Тогда многие, в том числе и я, смогли регулярно
тренироваться. До сих пор я думаю, что Лим Минг
Чуи – лучший тренер в Америке. Я учился у него не
только теннису, но и тому, как нужно тренировать
ребят. Потом я часто проводил семинары для
тренеров в своей стране и по всему миру: в
Великобритании, России, Франции, Украине, Канаде,
Японии, Израиле, Дании.
Десять лет назад я переехал в Нью-Йорк
и сразу после приезда недалеко от своего дома
обнаружил детский клуб, организованный для ребят
из семей иммигрантов. Помня о том, как важна была
для меня эта игра, я устроился в клуб волонтером и
начал тренировать мальчишек и девчонок.
Большинство ребят знают меня как «Джерри,
теннисного парня». Это не было моей основной
работой, я просто приходил туда, когда появлялся
свободный час или два, и тренировал всех, кто
хотел. В основном ко мне приходили подростки,
многие из них потом становились очень хорошими
игроками, уходили в другие, более серезные клубы.
Иногда я слышу о спортивных успехах
бывших воспитанников. В начале этого года я, как
обычно, пошел за покупками (магазин находится как
раз около нашего клуба), и меня остановил молодой
человек. Он спросил, помню ли я, что когда-то учил
его игре в настольный теннис. Оказывается, между
играми я показал ему еще и азбуку Морзе. Это
произвело на парня большое впечатление: он стал
радиолюбителем, а теперь работает
физиком-электронщиком в Стонибрукском
университете.
А совсем недавно ко мне подошел другой
молодой человек: «Ты случайно не Джерри? Помнишь
меня?». О, да, конечно помню. Это был очень нервный
мальчик из плохой семьи, которого выгоняли из
всех учебных заведений: почему-то взрослые
думали, что так они заставят его стать лучше.
Выгоняли до тех пор, пока он не попал в
специальную школу, где обучают ребят с большими
проблемами в поведении. С гордостью он рассказал
мне, как, к собственному удивлению, открыл, что
является лучшим игроком в настольный теннис в
школе. Это событие сильно изменило его жизнь. Он
поверил в свои силы, вернулся к учебе, а через
некоторое время стал чемпионом школы по
настольному теннису. Школа, в которой он сейчас
учится, ему очень нравится, и он надеется
закончить ее в этом году. Что он ожидал от этого
разговора? Ничего особенного, просто хотел
узнать, в какие дни я бываю в клубе, чтобы
показать, как сильно продвинулся в игре. Да, этот
юноша в свое время доставил мне (и другим
взрослым) массу проблем. Я знал, что моя работа
эффективна для многих, но совсем не думал, что
именно мои уроки настольного тенниса
впоследствии так сильно изменят жизнь этого
ребенка.
Вспоминается и другой случай. Я
тренировал мальчика 12 лет, чья семья не так давно
эмигрировала из Венесуэлы. У него тоже была масса
проблем, в том числе заикание, очень низкая
самооценка. Всего через год тренировок он стал
лучшим игроком клуба. После этого мальчик достиг
высоких результатов в других видах спорта, а чуть
позже начал хорошо учиться и по другим предметам.
Уверенность, которую он приобрел за теннисным
столом, очень помогла ему в жизни.
Договор важнее правил
За последние годы сменились несколько
директоров клуба, в котором я работал волонтером.
Я не видел от них никакой поддержки и уважения:
ведь я тренировал всех ребят, а не только самых
сильных и талантливых. И я уже стал подумывать о
прекращении волонтерской деятельности, но в этом
году пришла энергичная молодая директор Дженни
Райт, приехавшая из Колорадо. Она быстро поняла,
что именно в моей группе много ребят играют очень
хорошо, и предложила тренировать на постоянной
основе. Впервые я получил настоящую поддержку.
Зная по опыту предыдущих лет, с каким
интересом и настойчивостью тренируются малыши, я
набрал группу ребят от семи до одиннадцати лет,
большинству – около десяти. Пришлось составить
жесткое расписнаие тренировок и заниматься с
ними два раза в неделю, чтобы поддерживать их
интерес к занятиям. Каждый раз, когда я приходил
на тренировки, на меня нападало не менее дюжины
ребят, требовавших индивидуальных уроков. Я был
вынужден заниматься с каждым, но времени на всех
все равно не хватало.
Тогда я решил пойти другим путем и
организовать демократическое управление нашей
секцией. Мы с ребятами собрались все всместе и
стали думать, как будет организован наш клуб.
Первый общий сбор был очень бурным: дети вели
себя, словно они были в классе, из которого только
что вышел учитель. Но мы справились с ситуацией,
договорившись проводить в нашем клубе
постоянный турнир, который, по мнению всех
собравшихся, должен привести нас к успеху. Мы
решили отобрать из общепризнанных турнирных
правил те, которые для нас подходят, и следовать
им неукоснительно. Общим голосованием выбрали
ответственного за турнир, десятилетнего
мальчика, и его семилетнего заместителя.
Вот какие правила мы приняли:
1. Только человек, выбранный общим
собранием, может вносить коррективы в сетку игр.
Если ответственный за турнир отсутствует, его
функции выполняет выбранный общим собранием
заместитель. Если кто-то самостоятельно вносит
коррективы в сетку игр, он теряет свое место в
общей сетке.
2. Все игры идут до 21 очка.
3. Любой, кого нет в списке, может
играть с любым, кто в списке есть. Если новичок
побеждает, он занимает в списке место
проигравшего. Проигравший автоматически
отбрасывается в конец.
4. Каждый из списка обязан принять
один вызов за день, если он находится в этот день
в клубе. Чтобы оставаться в сетке состязаний,
игрок должен играть не меньше одной игры в
неделю.
5. Когда ты в сетке, ты можешь
официально вызывать на поединок только тех, кто
выше тебя по общему рейтингу, а тебя могут
вызвать на поединок только те, кто слабее.
6. Игроки могут попросить
ответственного за турнир назначить судью на
игру.
К каждому следующему общему сбору дети
относились все более и более серьезно, с
возрастающим вниманием – они поняли, что
принимают серьезные решения, которые могут
изменить многое в их теннисном клубе. Они внесли
поправки в принятые ранее правила, дали
ответственному за турнир право «голоса доверия»,
решили сыграть матч с похожим клубом из
Нью-Джерси, который вызвал нас на бой, создали
эскиз клубных футболок, а директор заказала их
для нас. Теперь все вопросы мы серьезно и с
энтузиазмом обсуждаем. В результате мое
предложение допустить до турнира старших
воспитанников клуба «не прошло»: ребята сказали,
что это возможно в будущем, но на данный момент
пусть старшие играют свой постоянный турнир, а с
младшими просто выходят играть отдельные матчи.
С тех пор каждую неделю, в одно и то же время, у нас
проходит общий сбор, на котором мы с ребятами
обсуждаем все наши проблемы.
Общий турнир разрастался с
неимоверной скоростью, и на данный момент в нем
участвуют 47 ребят. Его лидеры, шесть человек,
играют примерно одинаково и постоянно меняются
местами. Мастерство игроков растет очень быстро.
Директор клуба представила меня
человеку, назначенному консультантом по
проведению занятий, и тренеру по работе с
персоналом (он собирается организовать четыре
похожих клуба в другом городе). Услышав о том, что
мы проводим постоянный клубный турнир, он
испугался. Но его насторожило не количество
участников, а то, что весь турнир полностью
ведется ребятами, отвечающими за эту работу, на
множестве бумаг, разложенных у всех на виду, в
общедоступном месте. Он сказал: «Если бы такой
турнир проходил в моем клубе, турнирная сетка
вывешивалась бы на специальной доске, под
стеклом, так, чтобы никто не мог самовольно
внести в нее изменения». Я объяснил, что у нас
защитой от подтасовок, нарушений, самоличных
исправлений является демократический процесс.
Дети голусуют за каждый пункт общих правил,
обсуждают каждый вопрос. В том числе они
обсуждали и ситуацию самовольного перемещения
своего имени на другую строку турнирной сетки
без позволения руководителя турнира или его
заместителя. Однажды такое случилось, и общее
собрание решило вывести провинившегося из
турнира. Больше подобные ситуации не
повторялись.
Я понимал, о чем говорит консультант.
Такое часто случается, если не использовать
демократические законы организации сообщества,
и никакие приказы и защитные стекла при этом не
помогают. Нужно просто доверять детям, их разуму,
интуиции, нужно набраться терпения и ждать, когда
демократическое соуправление даст свои
результаты. А ждать и верить в детей бывает очень
трудно, ведь многие из них раньше нигде не
встречали доверия и уважения, вместо этого был
только внешний контроль и постоянные требования
со стороны взрослых.
Мои ученики готовы не только играть и
побеждать. Я не удивлюсь, если кто-нибудь из них
через несколько лет станет лучшим спортсменом
страны. Но самое ценное – то, что они всегда с
радостью помогают другим, учат друг друга всему,
что умеют сами. Мне приятно думать, что в этом
есть и моя заслуга: я так их обучал, и дети приняли
идею, а не инструкцию. И после того, как они уйдут
из клуба, они смогут продолжать тренироваться и
обучать других. В любом случае, это придаст им
уверенности в своих силах, которая так
необходима в жизни. И кто-нибудь из них через
несколько лет подойдет ко мне на автобусной
остановке около рынка и расскажет еще одну
удивительную историю своей жизни.
Джерри МИНЦ
Нью-Йорк–Москва |